Смотреть
21 октября 2023

11 фильмов, с которых стоит начать знакомство с мюзиклами

Прогуляться по дороге из жёлтого кирпича, заглянуть в кабаре и спеть под дождём.

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Авторка «Горящей избы»
фильмы мюзиклы

К мюзиклам «привязалась» репутация «странного» жанра: кто-то считает их слишком поверхностными, а кто-то уверен, что из-за обилия песен смотреть такие фильмы скучно. Мы готовы поспорить! От истории любви в Германии накануне Второй мировой до сказки об Изумрудном городе — собрали культовые картины разных лет, где герои выражают свои чувства песнями.

«Смешная девчонка» (1968 год)

Режиссёр: Уильям Уайлер

Фанни с детства мечтала о театральной сцене. Казалось, у неё никогда не получится стать звездой: героиня угловата, неуклюжа и считает, что природа обделила её красотой. Однако обаяние, энергичность и комедийный талант приносят ей неожиданный успех. Публика полюбила Фанни за искренность и самоиронию. Но обратной стороной карьерного взлёта оказывается личная драма. Едва найдя любовь, девушка тут же рискует её потерять. Возлюбленный Фанни — азартный игрок, попавший в крупные неприятности.

В основе мюзикла лежит реальная история актрисы Фанни Брайс — популярной комедиантки, звезды Бродвея и авторки собственной комедийной радиопрограммы «Шоу малышки Снукс». Шоу продержалось в эфире больше двадцати лет и стало любимым ситкомом американцев. Зрители обожали смелую, острую на язык героиню, не боявшуюся шутить над собой. Экранную версию Фанни сыграла дебютантка Барбра Стрейзанд. Критики восхищались внешним сходством актрис — и похожей жизненной философией. Стрейзанд никогда не числилась в списках голливудских красавиц, однако нестандартная внешность и харизма выделили её из толпы. Роль Фанни стала для неё прорывом и сделала Барбру иконой для миллионов зрительниц. «Классическая красота скучна», — любила повторять Стрейзанд. Вместе со своей героиней она доказала миру: смешные девчонки добиваются успеха. 

«Поющие под дождём» (1952 год)

Режиссёры: Джин Келли, Стэнли Донен

Конец 20-х, эпоха немого кино подходит к концу. Когда-то Дон и его экранная партнёрша Лина были звёздами кассовых мелодрам, но приспособиться к новой звуковой эре непросто. В сопровождении звука их привычные экспрессивные жесты и мимика выглядят кривлянием. А когда по сценарию нужно ещё и петь, их дуэт с треском проваливается: у Лины совсем нет голоса. Кажется, карьера Дона окончена. Но внезапное знакомство с танцовщицей Кэти всё меняет. Между героями начинается роман, и это спасает Дона от тоски. К тому же оказывается, что девушка замечательно поёт. Дон и продюсеры киностудии прочат ей успех, но Лина не готова отдавать Кэти свои лавры.

В музыкальной основе фильма — песни, в разное время написанные для старых бродвейских мюзиклов (включая заглавную Singin’ In The Rain). «Поющие под дождём» играют на этом чувстве нежной ностальгии по прошлому и одновременно документируют важный в истории Голливуда период. В 1927 году вышел первый звуковой фильм «Певец джаза», и это изменило индустрию навсегда. Сотни актёров остались не у дел и ушли из профессии, так и не найдя себе применения в новом звуковом мире. То, что в руках Келли и Донена стало ироничной комедией, для многих было трагедией. Поэтому мюзикл смотрится как сказка — добрая, лёгкая и местами поучительная.

Mamma Mia (2008 год)

Режиссёрка: Филлида Ллойд

Двадцатилетняя Софи и её бойфренд планируют свадьбу на небольшом греческом острове. Девушка мечтает о громком торжестве и хочет позвать всех друзей и родных. Но мать Донна воспитывала её одна, и героиня понятия не имеет, кто её отец. Случайно найдя дневник мамы, Софи «вычисляет» трёх возможных кандидатов и приглашает их всех. Донна встречается с бывшими возлюбленными и понимает, что чувства к одному из них ещё не остыли. Но с уверенностью сказать, что отец Софи именно он, женщина не может. Тем временем на остров съезжаются гости, а значит, большой греческой свадьбе быть. Только женихом с невестой окажутся совсем не те, кто предполагался. 

Снятый по мотивам театральной постановки фильм быстро стал кассовым хитом. Слагаемых у такого успеха было несколько. За музыкальную составляющую «отвечали» песни культовой шведской группы Abba, за актёрскую игру и вокал — звёзды кино Мэрил Стрип, Колин Фёрт, Пирс Броснан, Стеллан Скарсгард и Аманда Сейфрид, а за атмосферу — солнечные греческие пейзажи. Всё вместе это подарило зрителю праздник — трогательный, динамичный и очень забавный. А 10 лет спустя праздник продолжился: во второй части мюзикла Софи «путешествует» по прошлому матери, а её «отцы» рассказывают девушке, как влюбились в Донну.

«Милая Чарити» (1969 год)

Режиссёр: Боб Фосс

Чарити Хоуп с подругами работают танцовщицами в сомнительном ночном клубе и снимают в складчину квартиру. Героиня влюблена и надеется, что скоро они с её партнёром будут жить вместе. Но жизнь оказывается к ней жестока: на очередном свидании возлюбленный избивает Чарити и забирает у неё все деньги. Оправившись, она бросается в омут новых отношений — с известным киноактёром. Девушка мечтает порвать с прошлой жизнью, найти достойную работу и построить семью. Но её вновь предают. И это не последнее предательство в жизни Чарити. Но она решительно настроена уйти из ночного клуба — даже если лишится заработка и ей придётся зябнуть на улице. 

«Милая Чарити» — дебютная работа Боба Фосса, одного из лучших хореографов и настоящей легенды Голливуда. Его фильмы известны своими блистательными танцевальными номерами и причудливыми движущимися фигурами, составленными из фигур самих танцовщиц. Здесь этот приём становится едкой сатирой на индустрию развлечений. Выстроенные в ряд полураздетые танцовщицы, заученно повторяющие завлекающие клиентов фразы, олицетворяют систему, где женское тело — лишь товар. Его задача — воплощать мужские сексуальные фантазии. Героиня отчаянно хочет из этой системы вырваться. Парадоксальным образом она всё ещё верит людям и видит в них хорошее. «Милая Чарити» написана по мотивам фильма Федерико Феллини «Ночи Кабирии» о проституированной римлянке. И в ней столько же горечи и надежды, сколько в этом итальянском киношедевре.

«Вестсайдская история» (1961 год)

Режиссёры: Джером Роббинс, Роберт Уайз

Нью-Йорк конца 1950-х. Самый неблагополучный район Манхэттена стал полем битвы двух враждующих молодёжных банд: белых «Ракет» и «Акул» — эмигрантов из Латинской Америки. Для влюблённых друг в друга Марии, сестры предводителя «Акул», и Тони, лучшего друга главаря «Ракет», эта борьба не преграда счастью. Тони отошёл от криминала и зарабатывает на жизнь честным трудом. Пара мечтает пожениться — хотя ещё недавно девушку собирались выдать замуж за другого. Но противостояние группировок усиливается, и надеждам Марии и Тони не суждено сбыться.

Авторы вольно интерпретируют историю Ромео и Джульетты и неспроста помещают своих героев в декорации почти современного им Манхэттена 50-х.  Мюзикл — не просто трагичная история о любви и роковой вражде. Для Роббинса и Уайза важен социальный контекст. Столкновения «коренных» и «приезжих» американцев, споры о том, должна ли новая страна быть приветлива к эмигрантам, бытовой расизм — всё это происходило на самом деле. Просто классическому изложению этих конфликтов здесь предпочли развлекательное. Волнующие их разговоры герои «Вестсайдской истории» ведут с помощью песен. И за этим стоит вечная шекспировская мысль о том, что насилие в ответ на насилие всегда заканчивается бедой.

Картина, получившая 10 статуэток «Оскар» и признание зрителей за яркую актёрскую игру и острые темы, вошла в историю. Исполнители главных ролей Натали Вуд и Ричард Беймер в одночасье стали звёздами. 60 лет спустя Стивен Спилберг снял успешный ремейк мюзикла с тем же сюжетом. Ретро-стилистика ничуть не помешала истории выглядеть свежо, а ещё фильм получился по-настоящему инклюзивным: всех «акул» в нём сыграли пуэрто-риканские актёры.

«Кабаре» (1972 год)

Режиссёр: Боб Фосс

Берлин начала 1930-х. Талантливая задорная американка Салли хочет сниматься в кино, но пока работает во второсортном кабаре. Она не сомневается, что однажды станет звездой — если «выпивка и секс её не погубят». В один из вечеров Салли знакомится с писателем-англичанином Брайаном. Он приехал в Берлин работать над диссертацией и еле сводит концы с концами. Сначала Салли и Брайан становятся друзьями, потом любовниками, а вскоре в их романе появляется третье звено — Максимиллиан, богатый аристократ и плейбой. Салли обнаруживает, что беременна, и не знает, кто отец ребёнка. Ей нужно сделать выбор — сцена или семейная жизнь. В стране тем временем сгущаются тучи: к власти приходит Гитлер.

«Почерк» голливудского «короля» мюзиклов Боба Фосса узнаётся мгновенно. Эффектные танцевальные номера идеально передают дух кабаре того времени. Публика жаждала яркого шоу, чтобы забыться и отвлечься от окружающей тьмы, ведь на дворе — смутные 30-е. Национал-социалисты набирают силу, пышным цветом цветёт антисемитизм, мир движется к новой войне. А со сцены тем временем зазывно звучит «Жизнь — это кабаре!» в исполнении сыгравшей Салли Лайзы Миннелли. Однако фильм не обходит стороной реальность. Одной из сюжетных линий становится запретный роман между немцем и еврейкой, а среди зрителей кабаре мелькают офицеры в нацистской форме. К концу истории они заполоняют весь зал: так «коричневая чума» постепенно расползается по Европе.

«Чикаго» (2002 год)

Режиссёр: Роб Маршалл

Чикаго 20-х. Юная Рокси грезит о театральной славе и хочет быть похожей на королеву местного варьете Вэлму. И вот судьба сводит её с Вэлмой лично: обе девушки оказываются в тюрьме. Рокси в ярости убивает бойфренда, который лгал ей о своих связях в театральном мире. Вэлму арестовывают за двойное убийство мужа и его любовницы. Под угрозой смертной казни обе нанимают лучшего адвоката города Билли Флинна и вступают в гонку за благосклонность правосудия — а ещё за внимание прессы и публики. 

«Чикаго» планировали поставить ещё в 80-е. Голливудские продюсеры считали, что проект под силу только легендарному хореографу Бобу Фоссу и планировали взять на центральные роли Лайзу Миннелли и Фрэнка Синатру. Но смерть Фосса в 1987 году перечеркнула эти планы. В итоге историю переписывали почти пятнадцать лет, Рокси сыграла звезда «Дневника Бриджит Джонс» Рене Зеллвегер, а гениального адвоката — Ричард Гир. Результат впечатляет: хитрые сюжетные повороты, сложные танцевальные и песенные номера прямо из-за тюремной решётки и судебный процесс, превращённый в яркое шоу. За эффектной картинкой проглядывают серьёзные вопросы. На что человек готов пойти ради славы? И что вам готовы простить, если у вас есть деньги и влияние?

«Увольнение в город» (1949 год)

Режиссёры: Джин Келли, Стэнли Донен

Трое приятелей-моряков Гэби, Чип и Оззи выбираются в долгожданное увольнение, да не куда-нибудь, а в манящий своими развлечениями Нью-Йорк. А значит, нужно успеть пробежаться по музеям, заскочить в лучшие бары и познакомиться с местными девушками. Времени у друзей в обрез: их корабль стоит в порту всего сутки. И за этот день каждый встретит ту, которая окажется любовью его жизни.

«Увольнение в город» стоит смотреть, если вы соскучились по чему-то позитивному. Здесь нет трагических образов, а любой драме гарантирован счастливый исход. В этом Нью-Йорке действительно возможно всё. Любимая девушка обязательно отыщется в многомиллионном городе, погоня полиции обернётся шуткой, а смотрительницы ничуть не против зажигательных танцев в музее прямо у скелета динозавра. Особый шарм фильму добавляют исполнители главных ролей: Чипа сыграл суперзвезда американской эстрады Фрэнк Синатра, а Гэби — другой популярный артист и хореограф Джин Келли. Впрочем, остальной актёрский состав не уступал им в мастерстве: в «золотую» эпоху в голливудских мюзиклах снимались актёры, которые одинаково профессионально пели, танцевали и играли в кадре.

«Звезда родилась» (1954 год)

Режиссёр: Джордж Кьюкор

Перебрав с алкоголем, известный киноактёр Норман Мэйн едва не срывает премьеру своего очередного фильма. От позора его спасает Эстер, солистка оркестра, приглашённого выступать в тот день. У девушки чудесный голос, и Норман убеждает её уйти из оркестра и сниматься в кино. Эстер и Норман женятся и какое-то время очень счастливы. Но пока карьера героини развивается сумасшедшими темпами, её мужа уже не зовут сниматься. Нормана медленно поглощает алкогольная зависимость, и даже любовь и самопожертвование Эстер не способны вытащить его из ямы.

Мюзикл Кьюкора — не первая попытка сделать душераздирающую историю о цене голливудской славы (и не последняя). Этот сюжет экранизировали в 30-х и 70-х, а 2018 году Брэдли Купер снял по его мотивам свой режиссёрский дебют. Но мюзикл 1954 года занимает в кинематографе особое место. Не только из-за блестящего каста: Эстер сыграла легендарная певица и актриса Джуди Гарленд, а Нормана — успешный английский актёр Джеймс Мэйсон. Фильм очень точно «попал» в своё время. Пятидесятые стали закатом «золотой» эпохи американского кино. Жизни кинозвёзд романтизировали, пресса маниакально освещала каждый их шаг, а продюсеры ставили на них большие деньги. Связанные жёсткими контрактами, звёзды часто не выдерживали давления и начинали заниматься саморазрушением. Голливуд знает не одну такую биографию — от Мэрилин Монро до Монтгомери Клифта

Поэтому «Звезда родилась», в сущности, — сладко-горькая история о том, как работает «фабрика грёз» той эпохи. О том, что когда одни звёзды угасают, зажигаются новые. Одноимённый мюзикл 2018 года с Брэдли Купером и Леди Гагой в главных ролях показал: эта система не устарела. Однако ремейк предлагает посмотреть на сюжет немного по-другому. Женщине необязательно жертвовать амбициями ради спасения мужчины, намекают создатели.

«Волшебник из страны Оз» (1939 год)

Режиссёр: Виктор Флеминг

Сирота Дороти живёт у своих дяди и тёти на ферме в Канзасе. Злобная соседка постоянно жалуется хозяевам на озорную собачку Дороти Тотошки и грозится его усыпить. Вступившись за маленького друга, Дороти сбегает с ним с фермы. Неожиданно поднявшийся смерч уносит героиню с Тотошкой в загадочную страну. Здесь живут добрые и злые колдуньи, а в столице — Изумрудном городе — обитает великий и ужасный волшебник, исполняющий любые желания. Дороти хочет одного — вернуться домой в Канзас, и она решительно отправляется к волшебнику.

«Волшебник из страны Оз» — возможность на полтора часа вернуться в детство. Прогуляться по дороге из жёлтого кирпича, встретить обаятельных Страшилу, Льва и Дровосека и преодолеть десятки препятствий на пути к заветному Изумрудному городу. Фильм снимался в студийных декорациях, и из нашего времени они могут показаться наивными и старомодными. Но история хороша и без спецэффектов и покоряет своей искренностью. А звонкий голос будущей голливудской звезды Джуди Гарленд, поющей о дружбе, доме и надежде, и вовсе делает картину незабываемой.

«Шербурские зонтики» (1964 год)

Режиссёр: Жак Деми

Нормандия 1950-х. Продавщица в магазине зонтиков Женевьева и автомеханик Гийом любят друг друга. Мать девушки роман не одобряет: у Гийома нет ни денег, ни перспектив на будущее, а маленький семейный бизнес не может прокормить их семью. Тем временем Гийом уходит в армию и отправляется в Алжир, где идёт война. Женевьева ждёт писем с фронта, но они приходят всё реже. А потом прекращаются совсем. Девушка узнаёт о беременности и по настоянию матери выходит замуж за состоятельного мужчину. Он обещает заботиться о ребёнке как о своём и держит слово. Но спустя годы судьба вновь сводит Женевьеву и Гийома.

Фильм быстро стал классикой, обессмертив автора музыки Мишеля Леграна и сделав звездой юную и тогда ещё неизвестную публике Катрин Денёв. Стараниями Леграна и постановщика Жака Деми обыденный мелодраматический сюжет превращается в нежную и щемящую историю. При этом  очень талантливо рассказанную: в картине нет ни одного диалога, а есть только песни. И от этого зрелища невозможно оторваться. «Шербурские зонтики» стали культурным достоянием Франции. Песни Леграна узнают и спустя 60 лет после выхода фильма. Как и кадры, где герои идут по улице на фоне парящих зонтиков — киносимвола трагической любви. 

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий