Знать
15 июля

Как духи «Красная Москва» стали легендой: история советского аромата, который пережил эпохи

Анна Альшевская
Анна Альшевская
Парфюмерный коллекционер
Духи красная москва

Этот аромат узнают с первых нот — у кого-то он вызывает тёплые воспоминания, а кто-то считает его пережитком времени. Рассказываем, как появились духи «Красная Москва», почему они стали культовыми и за что их любят до сих пор.

Подписывайтесь на «Горящую избу» 🔥
Наш телеграм-канал поможет не пропускать важные новости, полезные статьи и смешные тесты. 

Немного истории 

На дворе «ревущие двадцатые». Общество восстанавливается от больших потрясений и потерь, которые принесла Первая мировая война. Наступает эпоха новых женщин, бросающих вызов заржавелой викторианской морали. Корсеты, наконец, расшнуровываются, и женское тело обретает ранее недосягаемую свободу. Свободу в самовыражении. Теперь можно кататься на велосипеде, бегать, не сковывая себя в движениях, и танцевать всю ночь напролёт. Женщина становится яркой характерной героиней, которая обретает уверенность в том, что может побороться за себя и своё благополучие.

Дух приближающейся свободы захватывает огромный культурный пласт. Джаз становится музыкой поколения. В моду входят густо подведённые глаза и вишнёво-алая помада. Жизнь напоминает оголённый нерв. Чувства выкручены на максимум. Существует только «здесь и сейчас», и растрата каждой секунды напрасно — преступление. Будто каждый уже предчувствует, что мир вскоре окажется на пороге страшной беды.

Но это в Соединённых Штатах. А у нас?

СССР в 1920‑е годы переходит к нэпу. Меняется и мода. Новый режим диктует, что одежда должна быть практичной. Каждый гражданин становится строителем нового общества. Женщины заимствуют брюки и гимнастёрки из мужского гардероба. Ярким символом времени становится красная косынка, которую женщины носили с любым предметом гардероба. Например, как на картине Кузьмы Петрова-Водкина «Девушка в красном платке».

С другой стороны, среди богемы и советских предпринимателей, которых в то время называли нэпманами, развивалась так называемая нэпманская мода. Она адаптировалась к западной с её платьями с заниженной талией, меховыми муфтами и короткими стрижками боб. 

А что с «Красной Москвой»?

Их создатель, Август Мишель, по происхождению француз. По одной из версий, его пригласили как специалиста на советскую парфюмерную фабрику «Новая Заря», чтобы повторить модный тогда аромат L’Origan by Coty. Считается, что он лёг в основу целого направления восточно-цветочных ароматов. На рубеже ХIХ и ХХ веков во Франции кипел интерес к Востоку. Особенно к ароматам с яркими специями — словно ты гуляешь по узким улочкам турецкого базара. 

По другой версии, «Красная Москва» создавалась к 300-летию дома Романовых. Аромат так понравился императрице Марии Фёдоровне, что было решено выпустить духи в массовое производство.

Достоверной информации о том, почему духи получили такое название, к сожалению, нет. Мои личные наблюдения: аромат появился при большевиках, в то время уже был популярен Chanel No. 5, и перед советской парфюмерной промышленностью встало несколько задач. Во-первых, «дать бой» всему иностранному и доказать, что made in USSR тоже может задавать тренды. Во-вторых, иметь возможность вывести аромат на зарубежный рынок. В название «Красная Москва» вшит образ идеальной женщины-большевички и патриотизм. На это намекает название столицы, напечатанное на этикетке.

«Красная Москва» — это аромат, где переплетаются стеблями багрово-красные розы, гвоздики, иланг-иланг и жасмин, с его немного животным звучанием. Он горячий и живой, как пышущий румянец от мороза на щеках молодой девушки.

Аромат выпустили в 1925 году. Как и положено советскому «маркетингу», рекламу этим духам сделал дефицит. Аромат выдавали строго по спискам, и в первую очередь известным актрисам и жёнам столичной номенклатуры. Например, одними из первых, кому удалось «выгулять» этот парфюм на вороте кашемирового пальто, были актрисы Любовь Орлова и Валентина Серова. А когда в 1958 году аромат получил приз на всемирной выставке в Брюсселе и появился в кадре фильма «Девчата», все модницы Советского Союза навострили носы на флаконы с характерной крышкой-луковкой, чтобы гордо ставить аромат на свой туалетный столик.

Самый большой миф о «Красной Москве» — это духи для бабушек

Да, это духи с явным налётом ретро, как и классический Chanel №5 (иногда их даже путают на слепых тестах) или Guerlain Mitsouko. Для женщин красивого возраста эти духи как якорь, брошенный в воспоминания о наивных мечтах и серьёзных потрясениях, что происходили в их жизни. Кто знает, может быть, когда мы станем бабушками, мы будем вспоминать Ex Nihilo Fleur Narcotic или Lacoste Pour Femme.

С возрастом наше восприятие запахов притупляется. И поэтому, если переборщить с нанесением, «Красная Москва» перебивает другие парфюмы в радиусе километра. Простим бабушкам эту маленькую слабость. Мне 26, и я с удовольствием ношу эти духи, нанося их очень маленькой каплей. И на практике ещё никто с первого раза не догадался, что это за аромат. А ещё он может рассказать о времени ничуть не меньше очерков современников или учебников по истории.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий