В «Букмейте» вышло продолжение книжного сериала Саши Степановой «Двоедушник» — «Двоедушница». Основные события городского фэнтези происходят в Нижнем Новгороде — родном городе писательницы. Специально для «Горящей избы» Саша Степанова рассказала о важности городского фольклора для истории Нижнего Новгорода и писательского вдохновения.
От Москвы и Питера все немного подустали, в том числе в литературе
До 23 лет я жила в Нижнем Новгороде, 16 лет назад переехала в Москву. Совсем скоро эти два города будут занимать равные части моей биографии. Но пока нижегородская история остаётся основной, из неё я и черпаю вдохновение.
В Нижнем я родилась, училась в ННГУ им. Лобачевского. Некоторое время работала на телефоне доверия: по образованию я преподаватель психологии. Но по-настоящему стала узнавать родной город, только когда переехала. Не зря говорят, что большое видится на расстоянии. Когда примерила на себя роль туриста в Нижнем, стала замечать вещи, которые считала само собой разумеющимися, будучи местным жителем.
К слову, раньше любить свой родной провинциальный город считалось зазорным. Сейчас, к счастью, ситуация меняется и повсюду возникает интерес к локальности и региональности. Конечно, во многом это связано с тем, что за рубеж выехать проблематично и что многие ринулись исследовать разные уголки нашей страны. В частности, Нижний Новгород за последние два года превратился в настоящий туристический центр. В городе произошли значительные инфраструктурные перемены, которые привлекают туристов. Особенно это касается москвичей: им очень легко приехать на выходные или в праздники. Я сама часто приезжаю в Нижний к маме и встречаю там своих друзей из столицы. От Москвы и Питера все немного подустали, в том числе в литературе.
Город не просто локация — это один из героев
Нижний занимает центральное место в моём книжном сериале «Двоедушник». Город не просто локация — это один из героев. Во втором сезоне я продолжаю рассказывать о легендах Нижнего, его «изнанке». Отчётливо помню, когда для меня город перестал быть частью повседневности. У меня была идея, но я не понимала, как её реализовать. Когда в очередной раз приехала в Нижний, вспомнила, что совсем недалеко от моего дома находился деревянный жилой барак. В тот мой приезд он сгорел, и на его обугленной стене белой краской было написано: «Этот дом сожгли вместе с людьми». Это никогда никем не расследовалось, однако все знали, что деревянная застройка, которая располагается в центре, горит не просто так. Когда я стала свидетелем произошедшего, поняла, что хочу не просто написать городское фэнтези, а сохранить в этом тексте дома. Мне важно написать про места, которые, возможно, очень скоро исчезнут. И на самом деле так и вышло — у меня в книге большое количество локаций, которые уже не существуют, потому что они либо снесены, либо уничтожены, либо ещё каким-то образом пострадали от людей.
Фольклор для туристов и для своих
Городской фольклор Нижнего разный и используется по-разному. Я бы выделила две условные категории: туристический городской фольклор, который можно услышать на любой экскурсии, и фольклор, скажем так, для своих. Если говорить про городские легенды для туристов, сразу приходит на ум история про девушку с коромыслом, которую злые строители убили и закопали вместе с коромыслом под кремлёвской башней, чтоб крепче стояла. Вероятно, если вы хоть раз были в Нижнем, то слышали эту байку. Есть ещё история про святого Макария Чудотворца, который встал на камень и поплыл по реке Волге нести слово Божье. На берегу он встретил ошарашенных женщин, которые полоскали бельё. Они стали забрасывать его ветками, камнями, чтобы утопить. В результате паломник проклял город и предрёк, что Ока и Волга разольются и затопят Нижний Новгород. Ока и Волга разливаются каждую весну, как только начинается половодье. Но пока городские власти и канализация справляются с проклятьем Макария. Ну и конечно, есть прекрасная история про Блиновский пассаж — это часть купеческого наследия, в котором сейчас находится офисный центр. В интернете можно найти видеозаписи с камер наблюдения, на которых якобы виден призрак маленькой девочки в белом платьице. Разумеется, всем туристам про это расскажут.
Важно сохранять городские легенды
Но есть ещё более локальные городские легенды, которые меня, в частности, интересуют. Мне кажется, что они прекрасно подходят для моих книг, так как все истории произошли относительно недавно. По крайней мере, значительно позже проклятия Макария и строительства кремлевской башни. Например, в «Двоедушнике» есть история, связанная с реальной трагедией, произошедшей 7 октября 1949 года. В тот день затонуло старое финское судно (его ещё называют фильянчик), которое перевозило людей из города Бор в Нижний Новгород (тогда город Горький) и обратно. Паром был перегружен студентами, рабочими — всеми, кому хотелось попасть домой. Кораблик столкнулся с баржей и мгновенно пошёл ко дну. Погибло 200 человек, и самое страшное, что трагедию замолчали. Об этом нельзя было говорить, людям запретили хоронить своих близких в один день: приходилось указывать на памятниках случайную дату, потому что 200 покойников в один день — подозрительно. Из-за цензуры этот страшный сюжет стал частью городского фольклора, историю передавали из уст в уста. Но не было абсолютно никаких документальных подтверждений, пока совсем недавно сотрудница городской администрации случайно не обнаружила в архиве две жёлтые папочки, которые предполагалось выкинуть. Она их прочитала и сразу поняла, что за документы находятся у неё в руках. Городская легенда стала частью официальной истории. Мне кажется, это очень показательный пример необходимости фиксировать городские легенды, чувства людей, чтобы сохранять память, которую рано или поздно можно будет верифицировать.
До четырнадцати лет я жила в доме с призраками
Есть, безусловно, менее реальные истории, окутанные мистикой. Одна из них связана с домом, в котором я жила до четырнадцати лет. Он был построен на месте старообрядческого скита, а рядом располагалось кладбище. Память об этом хранит лишь небольшой кусочек кирпичной стены. Местные поговаривают, что все дома, построенные на месте этого кладбища, — дома самоубийц, дескать, статистика нехорошая: прыгают из окошек чаще, чем в других районах. И если ночью идти вдоль этой стенки, то можно заметить призрак девушки в белом платье. Честно скажу: больше десяти лет прожила и ни разу при мне никто не выбросился — либо мне повезло, либо прятали быстро.
Город — это очень опасная для людей среда
Мне кажется, в основе каждой городской легенды лежит объединяющая идея, которая объясняет, зачем они вообще создаются. Город — это очень опасная для людей среда, и все эти прекрасные мифологические сюжеты предупреждают о том, что нас здесь может подстерегать. Хотя, конечно, многих они скорее привлекают, чем отпугивают.