Эми Данн из «Исчезнувшей», Пэрл из одноимённого фильма 2022 года, Элизабет Спаркл из «Субстанции». В поп-культурном инфополе появляется всё больше женщин, которые терпели-терпели, ещё терпели-терпели, а потом выплеснули весь гнев так, что никому мало не показалось. Вот только женский гнев — это не всегда про неконтролируемую агрессию, которая толкает к манипуляциям, убийствам и мести во что бы то ни стало. Рассказываем, кто он такой, этот female rage, и каким предстаёт в поп-культуре.
Что такое female rage
Гендерные стереотипы, разное воспитание и двойные стандарты провели между мужским и женским гневом жирную черту. Мужчинам можно злиться и даже проявлять агрессию. Женщины же должны держать злость в себе, оставаться милыми и спокойными — иначе рискуют получить ярлык истерички. Но в последние десятилетия женский гнев стал менее стигматизированным. Это позволило выделить целый тип киногероинь и закрепить формулировку female rage в поп-культуре.
Сам термин стал «Второй пол» Симона де Бовуар мелькать в медиа не так давно — параллельно с движением #MeToo, но женский гнев обсуждают «Второй пол» Симона де Бовуар ещё с середины прошлого века. Фем-активистки Симона де Бовуар и Бетти Фридан, писательницы Сильвия Плат и Одри Лорд в своих работах затрагивали эту тему. Они рассматривали концепцию сдерживаемого женщиной недовольства по поводу той роли, которую ей предписывает общество.
В 2018 году американская писательница и журналистка Ребекка Трейстер в книге «Хорошая и злая: революционная сила женского гнева» подробно рассмотрела женский гнев и с политической, и с повседневной точки зрения. По словам Трейстер, женщинам в процессе воспитания внушают, что они должны подавлять свой гнев, чтобы «поддерживать гармонию» в обществе. Иначе их будут воспринимать эмоционально нестабильными и даже опасными.
Патриархальному строю это на руку: пассивные женщины остаются в стороне от политики, а значит, не угрожают этому самому строю.
В прошлом как раз коллективный женский гнев выступал одним из главных двигателей борьбы за равные права. Сначала в эру суфражисток, потом — во время второй и третьей волн феминизма. И наконец, в период #MeToo. Трейстер подчёркивает: женский гнев не надо подавлять или сдерживать. Надо научиться им управлять. И тогда он станет коллективной силой, которая поможет и дальше бороться с проявлениями сексизма, несправедливостями патриархата и неравенством.
Ребекка Трейстер не просто обозначила концепцию, но и популяризировала выражение female rage. А в 2022 году после премьеры фильма «Пэрл» понятие получило свой звёздный час в тиктоке.
Важно понимать, что «женский гнев» — не про конкретную эмоцию. Словосочетание описывает многослойное, часто сдерживаемое недовольство, разочарование и дискомфорт. И вызваны они не единичной ситуацией, а гендерным «порядком» — социализацией, дисбалансом, дискриминацией, стереотипами и ролями, которые веками укреплялись в патриархальном обществе.
Как Female rage нашёл отражение в поп-культуре
Женский панк-рок
В конце прошлого века женский гнев проник в поп-культуру. В музыке он отразился в движении Riot Grrrl “A Little Too Ironic”: The Appropriation and Packaging of Riot Grrrl Politics by Mainstream Female Musicians/ Popular Music and Society, Vol. 26, No. 1, 2003 , которое возникло в панк-роке 90‑х как реакция на консервативную политику США. Riot Grrrl объединило в себе музыку, феминизм и политику. Оно породило целую субкультуру с хендмейд-эстетикой, зинами и громкими заявлениями. В своих песнях такие группы, как Bikini Kill и Bratmobile, затрагивали темы сексуализированного и домашнего насилия. Критиковали патриархат, подсвечивали проблемы неравенства и поддерживали женский эмпауэрмент. Всё это тесно пересекалось с третьей волной феминизма.
Один из главных посылов Riot Grrrl — женщины имеют право выражать «неженские» эмоции так же громко и свободно, как мужчины.
Утроенная r в названии, которая звучит как рычание, символизирует этот гнев и протест. И если у панк-рокерш он был громким, необузданным и провокационным, то чуть позже музыкальный female rage подуспокоился. Он начал вписываться в продажи и чарты, а заодно и дестигматизироваться в поп-культуре.
С коммерчески успешным female rage ассоциируется, например, имя канадской певицы Аланис Мориссетт. В 1995 году она выпустила альбом Jagged Little Pill (дословно — «Зазубренная маленькая таблетка»). Это злое высказывание о боли, ревности, разбитом сердце и хаосе, который любовь может оставить в жизни женщины. По словам 25 Influential Female Rockers Through the Decades/ Berklee Online продюсера пластинки Глена Балларда, ему просто удалось направить гнев Мориссетт в нужное русло. Например, в You Oughta Know, треке-мести о разрыве с мужчиной, Мориссетт открыто и саркастично говорит о сексуальных желаниях, которые, вообще-то, есть и у женщин. Не все композиции с альбома полны гнева, но тон, который он задал, будет присутствовать в творчестве ещё многих исполнительниц: от Фионы Эппл до Митски и Оливии Родриго.
Киновселенная Good For Her
В 2020 году в твиттер-аккаунте @cinematogrxphy вышел пост с подписью The “good for her” cinematic universe («Киновселенная „Ей же лучше“»). В посте был собран коллаж с кадрами из фильмов «Ведьма», «Солнцестояние», «Мы», «Человек-невидимка», «Достать ножи», «Исчезнувшая», «Я иду искать» и ремейка «Суспирии». Пост собрал 134 тысячи лайков и 30 тысяч репостов и выпустил словосочетание Good For Her (GFH) в интернет. К этой «киновселенной» стали относить фильмы с сильными главными героинями, готовыми нарушать закон и моральные нормы, чтобы вернуть себе «власть», которую у них когда-то отняли — конкретный человек или общество в целом.
По сути, GFH-героини — воплощения женского гнева. А их действия — часто следствия его сдерживания. Но путь этих женщин к эмпауэрменту — почти всегда про жестокую месть или убийства. Это ставит знак «равно» между разгневанной женщиной и преступницей и делает подобные образы однобокими. Истории героинь часто сосредоточены на личной мести конкретным мужчинам. Системные проблемы же или уходят на второй план, или не освещаются вообще. Так происходит, например, в «Исчезнувшей» (2014) и «Солнцестоянии» (2019).
Героиня «Исчезнувшей» Эми Данн (Розамунд Пайк), уставшая не только от измен мужа, но и от того, что вся её жизнь контролируется мужчинами в лице партнёра, отца, СМИ, инсценирует своё исчезновение. Она хочет, чтобы её мужа Ника (Бэн Аффлек) обвинили в её смерти. Героиня также убивает своего бывшего парня, подстраивая всё так, будто тот её похитил и изнасиловал. Борьба Эми за справедливость переходит в безжалостную месть, которая делает её антигероиней, а не борцом с системой.
То же можно сказать о Дани Ардор (Флоренс Пью) из «Солнцестояния». Токсичные отношения с эмоционально закрытым Кристианом (Джек Рейнор) приводят Дани в шведский культ. По стечению обстоятельств став его частью, она выбирает Кристиана для жертвоприношения — это и способ мести, и попытка вернуть себе контроль. «Эмпауэрмент» Дани происходит через жестокую казнь. Это вновь подтверждает стереотип: разгневанная женщина становится убийцей. Ярость героини не освобождает и не подсвечивает (тем более не решает) системные проблемы. Она загоняет её в ещё более тоталитарные рамки, чем патриархат, — в культ.
Нередко женская ярость выглядит как эстетизированное насилие. Финальная сцена в том же «Солнцестоянии» кажется красивым триумфом Дани, но в ней нет практически ничего от реальности. В жизни гнев не выкручен на максимум и испытывают его обычно в гораздо более тривиальных обстоятельствах. К тому же он никогда не выглядит так, чтобы кому-то захотелось сделать воображаемый скрин и выложить в твиттер.
На репрезентацию женской ярости как зрелищного и полного холодного расчёта насилия также влияет male gaze, или, по-другому, мужской взгляд. Все восемь фильмов из текста выше — работы мужчин.
Женщина сняла, например, «Девушку, подающую надежды». Фильму Эмеральд Феннел удалось отойти от романтизированной картинки женского гнева, во многом благодаря финалу.
В нём главная героиня Кэсси умирает от рук мужчины, которому стремилась отомстить за изнасилование подруги. При этом справедливости ей тоже удалось добиться: у Кэсси был готов план Б на случай смерти. В итоге все виновные оказались наказаны.
Какие фильмы про женский гнев посмотреть
«Соловей» (2018)
Режиссёрка: Дженнифер Кент
В начале XIX века в Тасмании молодая ирландка Клэр, осуждённая за воровство, работает служанкой в британской армии. Она ждёт рекомендательного письма от лейтенанта, чтобы вместе с мужем и ребёнком получить возможность перемещаться по стране. Но вместо этого получает только насилие. С целью отомстить за себя и близких Клэр отправляется в путешествие по дикой Тасмании в компании аборигена Билли.
«Титан» (2021)
Режиссёрка: Жюлия Дюкурно
Боди-хоррор, получивший «Золотую пальмовую ветвь» 74-го Каннского кинофестиваля в 2021 году. Главная героиня Алексия в детстве попала в аварию, после чего ей в череп установили титановую пластину. Так девушка становится связанной с металлом и буквально, и образно. Героиня пытается убежать от травматичного прошлого, используя гнев как средство выживания. Но он оказывается слишком разрушительным и для окружающих, и для неё самой.
«Святая Мод» (2019)
Режиссёрка: Роуз Гласс
Психологический хоррор о религиозном фанатизме, женской изоляции и сдерживаемом гневе, который ведёт к саморазрушению. Молодая медсестра Кейти становится одержима верой после того, как ей не удаётся спасти жизнь пациентки. Её новая цель — спасти душу теперь уже другой пациентки в другом месте работы под другим именем. Вот только спасение никому не нужно. Героиню отвергают раз за разом, пока у неё не остаётся никого, кроме Бога.
«Портрет девушки в огне» (2019)
Режиссёрка: Селин Сьямма
Художница Марианна приезжает на удалённый остров, чтобы написать портрет Элоиз — молодой женщины, которая готовится выйти замуж против своей воли. Мать Элоиз запланировала отправить портрет её будущему мужу, но героиня позировать отказывается. Марианна вынуждена скрывать причину приезда и писать портрет только по памяти. В процессе общения между девушками возникает эмоциональная связь, и им обеим приходится выбирать между долгом и свободой. Судьбой, которую приписывает общество, и личными желаниями. Гнев здесь не в бурных эмоциях, а в молчании, взглядах и мазках кисти.
«Суфражистка» (2015)
Режиссёрка: Сара Гаврон
В 1912 году прачка Мод Уоттс присоединяется к движению суфражисток после того, как случайно становится участницей протеста. Героиня сталкивается с несколькими арестами, осуждением общества и потерей сына. Но это ещё больше погружает её в движение за права женщин. Когда суфражистка Эмили Дэвисон бросается под копыта лошади короля, о движении начинают говорить во всём мире. Фильм показывает, как женская ярость толкает на восстание против системы и становится революционной силой.