Комментарии

Выживет только девственница. Как героини ужастиков стали стереотипными фантазиями мужчин

клише фильмов ужасов

Исследователи кино и критики выяснили, что хоррор — это отображение мужского мира. Женщины-героини либо пассивны, либо опасны. На примере четырёх клише разбираем, какие стереотипы стоят за изображением женщин в фильмах ужасов.

Последняя девушка

Кадр из фильма «Крик»

Термин final girl (девушка, дошедшая до финала) ввела исследовательница кино Кэрол Джей Кловер в книге «Мужчины, женщины и бензопилы: гендер в современном хорроре» в 1992 году. В своей работе она концентрировалась на слэшерах — фильмах ужасов, в которых маньяк или монстр жестоко расправляется с компанией молодых людей.

«Последняя девушка» — самая безобидная и скромная героиня. Она не проявляет интереса к сексу, обычно является девственницей. Не курит, не пьёт и не употребляет наркотики. По мнению Кловер, именно невинность приводит её к финалу живой. Девственница выживает, потому что не представляет опасности для мужчин. 

В слэшерах «последняя девушка» чаще становится центральным персонажем, чем аналогичный герой-мужчина. Она боится, кричит, убегает. Подобное поведение со стороны мужчины оттолкнуло бы зрителей. Ведь главный герой не может себя так вести, а «девушке это простительно».

Примеры

Джесс из «Чёрного Рождества», Салли из «Техасской резни бензопилой», Лори из «Хэллоуина» (1978), Джинни из «Пятницы, 13‑е», Нэнси из «Кошмара на Улице Вязов», Сидни из «Крика», Клэр из «Пункта назначения 2», Данна из «Хижины в лесу».

Сексуально раскрепощённая девушка

Кадр из фильма «Хижина в лесу»

Противоположность «последней девушки» — сексуальная героиня, считает Кловер. В фильме обычно показывают, как она занимается сексом, пьёт или употребляет наркотики. 

Исследовательница кино пишет, что такая героиня обязательно погибнет. Есть исследование, которое это подтверждает. В нём изучили 56 слэшеров с 474 жертвами. Оказалось, что чем сексуальнее девушка, тем меньше шансов у неё выжить. Всё потому, что сексуально активная женщина не соответствует патриархальным ценностям. Так что её сексуальность и раскрепощённость соседствует со смертью.

Примеры

Клэр из «Чёрного Рождества», Джудит из «Хэллоуина» (1978), Клодетт и Марси из «Пятницы, 13‑е», Джулс из «Хижины в лесу».

Девушка, которая мстит

Кадр из фильма «Внезапный удар»

Такая героиня в основном встречается в rape-and-revenge film — фильм о насилии и мести. Она переживает сексуальное насилие, выживает и мстит обидчикам. Некоторые исследователи считают такие фильмы демонстрацией женской силы, опасности и угрозы, которые несёт женщина, когда она в ярости.

На фильмы о насилии и мести смотрят через призму психоанализа. Сюзан Лури в статье «Конструирование „кастрированной женщины“ в психоанализе и фильме» в противовес Фрейду пишет, что мужчины подсознательно боятся женщин, потому что те могут их кастрировать. В некоторых rape-and-revenge фильмах мстящие героини делают именно это. Они воплощают главный мужской страх.

Несмотря на то что фильмы rape-and-revenge олицетворяют мужские страхи, они сняты мужчинами, и аудитория по большей части мужская. Исследователь Питер Лиман считает, что сцены изнасилования подогревают фантазии о жёстком групповом сексе. А последующие сцены убийства мужчин главной героиней могут приносить садомазохистское удовольствие.

Примеры

Тана из «Мисс сорок пятый калибр», Дженнифер из «Я плюю на ваши могилы», Дженнифер из «Внезапного удара», Карла из «Обнажённой мести»

Монстр

Кадр из фильма «Тело Дженнифер»

Австралийская исследовательница Барбара Крид в работе «Чудовищная женственность: фильм, феминизм, психоанализ» анализирует, как «инаковость» женщины отражается в фильмах ужасов. Она отличается от мужчины и поэтому представляет для него угрозу, считает Крид. Феминистка Симона де Бовуар в знаменитой книге «Второй пол» описала, как это представление находит отражение в мифах и легендах. В них женщина — ведьма, монстр, соблазнительница, источник угрозы и хаоса.

По мнению Крид, в фильмах ужасов образ женщины-монстра тоже встречается довольно часто. Разные проявления женственности, которые не до конца понятны мужчинам, представляются как зло.

Ведьма

Магия ассоциируется с природой и хаосом, которые нельзя обуздать. Это характерно и для женственности — об этом говорила Симона де Бовуар. Поэтому магическими силами чаще всего обладает женщина. Среди ведьм есть особенно интересная героиня — Кэрри из фильмов «Кэрри» (1976) и «Телекинез» (2013) по роману Стивена Кинга. Её магические силы проявляются вместе с первыми месячными. Так её женственность, телесность становятся катализатором внутренней силы и одновременно опасностью для окружающих.

Примеры

Миссис Ньюлесс из «Города мёртвых» (1960), Аза из «Маски Сатаны», героини «Суспирии», Сара из «Колдовства» (1996), ведьма из «Ведьма из Блэр: курсовая с того света».

Мать

Материнство всегда было чем-то недосягаемом, таинственным и загадочным для мужчины. Поэтому в фильмах ужасов встречается призрак матери, которая потеряла или сама убила своих детей. Священная любовь к детям переплетается с ненавистью к ним или с фанатичным чувством, которое невозможно контролировать.

Примеры

Мама из «Мамы» (2013), Амелия из «Бабадука», Батшиба из «Заклятия».

Соблазнительница

Героиня (или чудовище женского пола) соблазняет мужчин, а потом убивает их или использует в своих целях. В отличие от сексуальной героини из слэшеров, здесь раскрепощённость становится не слабостью, а оружием женского персонажа. Особенно если она занимает роль антагонистки.

Примеры

Сил из «Особи», Дженнифер из «Тела Дженнифер», Дрен из «Химеры».

Есть ли в фильмах ужасов нестереотипные героини?

Конечно, есть исключения. Не все женские персонажи хорроров и слэшеров предсказуемые дрожащие от страха жертвы или беспощадные монстры.

Даже не девственница может дойти до финала

Есть примеры, когда последняя девушка носит титул королевы школы, встречается с популярным красавчиком и вовсе не выглядит скромницей. Одна из них — Баффи Саммерс из «Баффи — истребительница вампиров». Она популярная старшеклассница, которая узнаёт, что ей нужно бороться со злом. Несмотря на её образ, противоположный final girl, героиня переживает все ужасы, сама расправляется с монстрами и не надеется на защиту своего парня.

Новая «мстящая» девушка

Последние rape-and-revenge фильмы перестали быть настолько прямолинейными, жестокими и в некоторых местах сексуализированными. Например, «Девушка, подающая надежды» — это история про изнасилование и месть, однако сюжет больше концентрируется на последствиях травмы. Фильм показывает, как пережитое насилие влияет на женщину, даже если жертвой была не она, а кто-то из близких.

Кроме того, в этом фильме насильники — не маргинальные, грубые и пьяные мужчины. Это обычные студенты колледжа из благополучных семей — юноши, подающие надежды. Фильм показывает, что насильником может быть даже кто-то «приличный», кто находится рядом.

Женщины-монстры — это хорошо

Журналист Сэди Дойл в издании The Guardian пишет, что женщины-антагонистки в хоррорах — проявление равноправия. Мы привыкли к мужским монстрам: Дракула, Франкенштейн, Фредди Крюгер, Джейсон с бензопилой. Героини-антагонистки демонстрируют, что женщины тоже имеют право на тёмную сторону, с которой они не желают бороться.

Авторка «Горящей избы» и феминистка. Отучилась на социолога, но выбрала журналистику. Пишу о женщинах и для них, смотрю Тикток, задаю сложные вопросы, чтобы найти на них ответ.

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.