Знать
12 января

Симона де Бовуар: как аристократка, поддерживающая коммунизм, написала «Библию феминизма»

Только в 40 лет она стала называть себя феминисткой.

Симона Андрисенко
Симона АндрисенкоИщу интересных героев и рассказываю об их тяжёлом или вдохновляющем опыте, исследую жизнь в России.

Симона де Бовуар — одна из самых ярких мыслительниц ХХ века. Она была выдающейся писательницей, философом, теоретиком феминизма. При этом некоторые её действия современные феминистки точно подвергли бы критике. Ещё довольно много внимания сегодня приковано к её личной жизни: многолетнее партнёрство с одним из величайших философов, многочисленные любовные связи с мужчинами и женщинами. Симона де Бовуар соединяла в себе столько ролей, что сложно понять, кем же она была на самом деле.

Атеистка, которая хотела стать монахиней

Симона-Люси-Эрнестина-Мари Бертран де Бовуар родилась 9 января 1908 года в семье аристократов. С раннего детства Симона проявила большой интерес к учёбе, поэтому уже в пять с половиной лет девочку отдали в школу. А когда в семье родилась ещё одна дочка Элен, Симона принялась сама её обучать.

Интеллектуальное рвение юной Симоны поддерживал отец. Он с раннего возраста давал ей книги и поощрял её читать и писать. При этом отец всё же надеялся, что дочь в будущем, получив хорошее образование, выйдет замуж и будет заниматься семьёй. Но когда Симона была подростком, семья обанкротилась по вине отца. Теперь уже нельзя было рассчитывать на хорошее приданое и достойную партию. Отец винил себя за это. Симона же, напротив, всегда хотела быть писательницей и учительницей, а не матерью и женой и продолжала активно учиться. Поэтому для неё всё складывалось удачно — образование стало её главным билетом в жизнь.

Серьёзный конфликт произошёл у Симоны в подростковые годы с матерью. Мать была очень верующей католичкой и в соответствии со своей верой воспитывала дочерей. Поэтому Симона училась в школе при монастыре и даже думала, что может стать монахиней. Однако в 14 лет она пережила кризис веры, объявила себя атеисткой и переключила своё внимание с религии на математику, литературу и философию.

Самая молодая преподавательница философии во Франции

В 17 лет Симона окончила школу, а в 1926 году Симона поступила в Сорбонну, где продолжила уже более подробно изучать философию. Там она защитила диссертацию о немецком математике и философе Готфриде Вильгельме Лейбнице. И стала лишь девятой женщиной, которая окончила этот университет. 

В 1929 году Симона сдавала специальный экзамен — агрегацию. Этот экзамен чем-то похож на кандидатский минимум в современной России. Он нужен, чтобы отобрать специалистов в сфере гуманитарных наук на вакантные должности преподавателей. По итогу такого экзамена составляется общефранцузский рейтинг. В итоге Симона, которой на тот момент был всего лишь 21 год, оказалась в нём на втором месте. При этом она ещё стала самой молодой преподавательницей философии во Франции.

Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар// Источник: Википедия

Симона сдала экзамен даже лучше, чем будущие известные философы Поль Низан и Жан Ипполит. С небольшим отрывом в баллах она уступила лишь Жану-Полю Сартру — одному из крупнейших философов ХХ века, с которым Симона де Бовуар состояла в романтических отношениях и интеллектуальном партнёрстве более 50 лет.

Соратница Жана-Поля Сартра

Они познакомились в 1929 году во время учёбы, а расстаться их вынудила лишь смерть Сартра в 1980 году. При этом они не были женаты: Сартр однажды делал Симоне предложение, но она его отвергла. Они никогда не жили под одной крышей, не имели общих детей и оба были свободны в поиске других романтических отношений. 

Зачастую внимание к персоне Симоны де Бовуар уделялось лишь как спутнице Жан-Поля Сартра, что значительно понижало её значимость как самостоятельного философа. 

Иногда её буквально воспринимали как тень гения. Например, в 1965 году де Бовуар и Сартр вместе посетили СССР. Тогда в газетах о Симоне часто писали просто как о безымянной спутнице французского философа. А когда они были в Литве, фотограф Антанас Суткус сделал снимок, на котором Сартр идёт по пескам, навстречу сильному ветру, а рядом с ним идёт Симона. На негативах они оба были в кадре, однако в итоге фото обрезали, и на нём остался лишь Жан-Поль Сартр, а от Симоны осталась лишь тень.

На самом же деле отношения де Бовуар и Сартра были плодотворным интеллектуальным партнёрством. Их интересы во многом совпадали, они оба в один период активно поддерживали коммунистов и в целом разделяли левые взгляды. Также они вместе относили себя к атеистическому направлению экзистенциализма. Но при этом они не зависели друг от друга и успешно развивали каждый свою карьеру. Индивидуальные свободы, которые предоставляла паре структура их отношений, позволяли де Бовуар и Сартру на некоторое время расставаться. Например, в начале 30-х они согласились работать преподавателями в разных частях Франции.

Важно то, что эти отношения стали воплощением в реальность принадлежащей де Бовуар концепции настоящей любви. Симона ещё в 18 лет сформулировала собственное определение любви, которое спустя много лет изложила в своей самой известной работе «Второй пол». Писательница предполагала, что настоящая любовь должна основываться на взаимности и не приводить к эксплуатации. Она полагала, что женщин с детства учат тому, что любовь — главная ценность их жизни, их учат приносить себя в жертву ради партнёра. Однако, по мнению Симоны, свобода — главная ценность в жизни всех людей. В её концепции отношений женщина должна стремиться помогать партнёру реализовываться, однако и он должен делать то же самое. Никто не должен жертвовать собой ради другого. Также в настоящей любви не может быть и эгоизма. 

Поэтому союз Сартра и де Бовуар можно называть открытыми отношениями, ведь, несмотря на их многолетнее партнёрство, оба имели и другие связи.

Покорительница мужских и женских сердец

Отношения между интеллектуалами были чрезвычайно прогрессивным для того времени. Однако на репутацию де Бовуар они влияли куда больше, чем на репутацию Сартра. Всё же как женщину её порицали за то, что у неё было много партнёров, среди которых были как мужчины, так и женщины. 

Например, у Симоны были отношения со своими студентками. Одна такая связь даже обернулась скандалом. В 1943 году после жалобы родителей из-за отношений с одной из учениц де Бовуар была уволена за «развращение несовершеннолетних». При этом она не признавалась в своей бисексуальности и вообще публично не говорила о своей ориентации, потому что не считала, что это имеет значение.

При этом долгие отношения её связывали не только с Сартром. В 1947 году Симона отправилась в Америку читать курс лекций по литературе. Там она познакомилась с писателем Нельсоном Олгреном. Он сильно влюбился, даже предлагал Симоне переехать в США и пожениться. Но ни того ни другого она не желала. Тем не менее связь и переписка продолжались между ними 17 лет, пока Симона не выпустила в 1963 году автобиографическую книгу «Сила вещей». Там среди прочего она описала и отношения с Олгреном, что привело писателя в бешенство. Он очень зло отзывался о книге в прессе и больше никогда не общался с де Бовуар. 

В 1981 году Олгрен умер. И как же удивилась Симона, когда узнала, что он сохранил все её письма. После смерти писателя они попали на аукцион, где их приобрёл университет штата Огайо и обратился к де Бовуар за разрешением на публикацию. Симона согласилась с одним условием: она сама подготовит издание к печати. Однако в 1986 году она умерла, не успев закончить эту работу.

Приёмная мать

Перед смертью, в апреле 1986 года, де Бовуар, которая никогда не была замужем и не имела детей, официально удочерила женщину по имени Сильвия Ле Боне.

Они познакомились, когда Сильвии было 17, а де Бовуар уже за 50. Будучи школьницей Сильвия написала де Бовуар письмо, в котором высказала своё восхищение и попросила о встрече. Тогда многие писали письма известному философу, и она на них отвечала. И когда Сильвия переехала в Париж, чтобы изучать философию, Симона пригласила её к себе в гости.

«Я была очень напугана, но ей удалось успокоить меня и расспросить о моей учёбе и моей семье. Я была очень тронута её интересом, и я очень хорошо помню то первое свидание»

цитата Сильвии Ле Бон де Бовуар из статьи The Guardian

Спустя несколько лет умерла мать Симоны, из-за этого она ещё больше сблизилась с девушкой. 

«Между нами произошло нечто такое, что, как и любовь, необъяснимо. Она впустила меня в свою жизнь и представила своим друзьям из своего окружения, включая Сартра. А потом мы начали путешествовать вместе летом»

цитата Сильвии Ле Бон де Бовуар из статьи The Guardian

Сильвия была компаньонкой де Бовуар на протяжении 26 лет. Несмотря на большую разницу в возрасте именно ей доверяла Симона. Симона удочерила её и передала свою фамилию, чтобы после смерти Сильвия распоряжалась её наследием. 

Писательница и авторка «Библии феминизма»

В 1943 году де Бовуар начала свою литературную карьеру. Она опубликовала роман «Она приехала, чтобы остаться», в котором описывала реальный любовный треугольник: она, Сартр и студентка по имени Ольга Козакевич. Несмотря на то что это была художественная проза, а не работа по философии, в этом произведении Симона размышляла об экзистенциальных идеалах, о сложности отношений и проблемах человеческой совести.  

В 1945‒46 годах она опубликовала ещё два романа «Кровь других» и «Все люди смертны», которые были сосредоточены на её исследовании человеческого существования. В 1940-х годах де Бовуар также написала свою единственную пьесу «Кто умрёт?». А в 50-х получила престижную французскую литературную премию — Гонкуровскую — за роман «Мандарины». В нём она рассказывала о жизни писателей и философов из окружения Сартра и описывала интеллектуальную и политическую жизнь Франции в послевоенные годы.

Также она редактировала журнал Les Temps Modernes, который основала вместе с Сартром, чтобы он служил рупором их идеологии. Именно в этом ежемесячном обзоре впервые появились фрагменты самой известной работы Де Бовуара «Второй пол».

Полностью книга была опубликована в 1949 году. С тех пор эта работа была переведена почти на 50 языков. Во Франции тираж книги был раскуплен мгновенно, читательницы засыпали де Бовуар письмами. Со временем в журнальных статьях «Второй пол» стали называть «феминистской библией» или «Библией второй волны феминизма», подчёркивая значимость этой работы для всего женского движения.

А вот мужчины-современники эту книгу де Бовуар критиковали, особенно во Франции.

«Я была разочарована негативной реакцией на книгу. Даже те мужчины, которые, как я думала, выступают за равенство, поддерживают левые идеи, были возмущены моей работой»

из интервью Симоны де Бовуар 1975 года

В своём исследовании, помещённом в два тома, де Бовуар разбивает вдребезги тот тезис, которым чаще всего оперировали противники феминизма: различия между мужчинами и женщинами определяются в первую очередь биологией, поэтому не могут быть преодолены. 

Симона Де Бовуар В 1967 году// Источник: Википедия

Де Бовуар пишет и о физиологии, и о психологии представителей двух полов, а затем проводит экскурс в историю. Она исследует положение женщин в Древней Греции, средневековой Европе, наполеоновской Франции и СССР. Так писательница приходит к выводу о том, что «женщиной не рождаются, а становятся», — то есть она подчёркивает важность той среды, в которой живут женщины, и тех социальных установок, которые влияют на них. Она указывает на различия в воспитании мальчиков и девочек, пытается оспорить идею врождённого материнского инстинкта, говорит о необходимости абортов. Де Бовуар пишет о жизни светских дам и положении куртизанок, размышляет над стереотипами о «втором поле», которые есть не только у мужчин, но и у самих женщин.

Писательница объясняет, почему произошло угнетение женщин мужчинами, как на протяжении веков менялись женские роли и какие социальные и экономические факторы в итоге привели к их эмансипации.

Публикацию «Второго пола» считают одним из событий, которое послужило точкой отсчёта для начала второй волны феминизма. Симона де Бовуар представила подробный исторический анализ, разобралась во взглядах философов, культурных мифах и предрассудках. Она предоставила хорошую теоретическую базу для критических обсуждений проблем пола и гендера.

Феминистка

«Второй пол» вышел в свет только в 1949 году. Но до написания этой работы де Бовуар не считала себя феминисткой. Несмотря на то что её философские труды во многом были связаны с проблемой свободы, она сама признавалась, что до 40 лет не замечала сложности того положения, в котором находятся женщины.

«Я жила в положении интеллектуалки. Мне повезло, что мне не пришлось конкурировать с мужчинами, потому что преподавание открыто для обоих полов. Мои однокурсники в Сорбонне и других учебных заведениях относились ко мне как к интеллектуально равной. И поскольку я не хотела выходить замуж и иметь детей, я не вела жизнь домохозяйки — самую тяжёлую для женщин. Позже, когда я стала смотреть вокруг, я увидела правду о женском положении. И её я открыла во многом, когда писала “Второй пол”».

из интервью Симоны де Бовуар 1975 года

«Я жила в положении интеллектуалки. Мне повезло, что мне не пришлось конкурировать с мужчинами, потому что преподавание открыто для обоих полов. Мои однокурсники в Сорбонне и других учебных заведениях относились ко мне как к интеллектуально равной. И поскольку я не хотела выходить замуж и иметь детей, я не вела жизнь домохозяйки —  самую тяжелую для женщин. Позже, когда я стала смотреть вокруг, я увидела правду о женском положении. И её я открыла во многом, когда писала „Второй пол“».

„Второй пол“ укрепил Симону де Бовуар как феминистскую фигуру на всю оставшуюся жизнь. И хотя книга вызывала вопросы, в ней были противоречия, она всё же была принята феминистками и интеллектуалами, а также подверглась безжалостным нападкам как справа, так и слева. 

В какой-то момент де Бовуар осознала, что одной революции и смены режима недостаточно, чтобы решить женский вопрос. Она увидела, что даже в социалистических странах положение женщин не равно положению мужчин.

«И поэтому я решила, что буду называться феминисткой, причём в довольно воинствующем ключе. То есть это означает приходить и говорить о феминизме со всеми женщинам, которые хотят меня слушать. Я осознала, что есть исключительно феминистская борьба и что борьба против патриархальных ценностей в целом не совпадает с борьбой против капиталистических ценностей. Две эти борьбы нужно вести параллельно. Невозможно радикально изменить положение женщин без радикальных изменений классового общества. Но это иллюзия — думать, что только классовой борьбы будет достаточно, чтобы защитить и права женщин».

из интервью Симоны де Бовуар 1975 года

В 70-е годы, известные как время феминистских движений, де Бовуар участвовала в демонстрациях, продолжала писать и читать лекции о положении женщин и подписывала петиции, защищающие различные права женщин. В 1970 году Бовуар подписала манифест за право на аборт, а в 1973 году она основала секцию феминисток в Les Temps Modernes.