7 марта 2024 года в прокат вышел фильм «Алые паруса» — новое прочтение одноимённого романа Александра Грина. За основу взяли романтичную историю о девушке, которая ждёт принца на белом коне (в данном случае на корабле с алыми парусами), но кинолента Пьетро Марчелло другая. Его история получилась одой любви, но не романтической, а любви к жизни как таковой. Так считает Вика Анистратова, которая посмотрела фильм перед премьерой и теперь делится впечатлением.
О чём фильм «Алые паруса»
Первая мировая окончена, и старый плотник Рафаэль возвращается в родные края: деревеньку на севере Франции. Жизнь неласкова с Рафаэлем: с войны он вернулся покалеченным ветераном, потерявшим дом и жену. Всё, что осталось у него, — маленькая дочка Джульетта, которая родилась, пока мужчина был на фронте.
Рафаэль берёт на себя воспитание дочери и пытается свести концы с концами. Джульетта растёт в скромной коммуне, собранной из её отца, кузнеца с его семьёй и боевой дамы по имени Аделаида. Они живут бедно, но уютно и дружно на своей старенькой ферме. Джульетта вырастает мечтательной девочкой, которая всё время поёт и спасает жаб от злых сверстников. В деревне Джульетту считают чудачкой, а её отца презирают из-за неприятной истории в прошлом.
Однажды загадочная женщина на берегу реки предсказывает Джульетте: когда она станет прекрасной девушкой, за ней прилетят «алые паруса». Джульетта взрослеет, лелея эту красивую мечту. Однажды в окрестностях её фермы буквально падает с неба очаровательный лётчик Жан.
Кто работал над кинокартиной
Впервые фильм представили публике в 2022 году на Каннском кинофестивале. «Алые паруса» можно считать космополитом: снимали во Франции при поддержке Германии и Италии под руководством итальянского режиссёра и по мотивам русского произведения.
Пьетро Марчелло известен работой над фильмом «Мартин Иден». Но его больше считают мастером документальных фильмов. Это ощущается и в «Алых парусах», где кадры из фильма аккуратно переплетены с реальной кинохроникой. А чтобы усилить эффект, Марчелло снял кино на 35-миллиметровую плёнку.
Роль лётчика Жана исполнил Луи Гаррель, известный многим по фильму «Мечтатели». Джульетту сыграла актриса Джульетта Жуан. Для неё эта роль стала кинодебютом.
Если ищете «Алые паруса», вы их не найдёте
Фильм снят по мотивам романа «Алые паруса» Александра Грина. В основе действительно сюжет из книги: мечтательная девушка, отличная от всех и за это порицаемая, ждёт своего принца, который придёт за ней на алых парусах. Однако это не экранизация, как одноимённый советский фильм 1961 года. Пьетро Марчелло и команда сценаристов создали вполне самостоятельное произведение.
В отличие от книги Грина, где события происходят в вымышленном городке Каперна, фильм встроен в более-менее реальные декорации: Европу начала XX века. Первые кадры демонстрируют кинохронику, как солдаты Первой мировой возвращаются домой. Среди них — отец Джульетты Рафаэль. Ему предстоит узнать горькие новости и понять, как жить дальше. Переплетение сюжета фильма с реальной исторической действительностью помогает лучше показать, как быстро меняется мир и как главным героям всё труднее найти в нём место. Как и его книжный прообраз, Рафаэль делает совершенно очаровательные деревянные игрушки. Но с годами, наполненными техническим прогрессом, они становятся не нужны: дети предпочитают электрические машины.
В итоге перед зрителем не новая экранизация, которую вольно и невольно начали бы сравнивать с фильмом 1961 года, но иное прочтение уже знакомого произведения. Фильм Пьетро Марчелло добрососедски уживается с отечественным фильмом, дополняя историю. В этом смысле «Алые паруса» напомнил другой фильм, где в некотором роде использован тот же приём нового прочтения: «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина.
Фильм про любовь, но не мужчины и женщины
По моему скромному мнению, российская версия трейлера смазывает впечатление о фильме. В ней акцент оставлен на романтической линии Джульетты и Жана, так что кажется, что вся история будет построена вокруг них. Но это совсем не так. Да, романтическая линия в фильме действительно есть, но появляется во второй половине хронометража. И даже в этом случае чувствам Джульетты и Жана уделяют не так много времени, как может показаться по трейлеру. Для сравнения посмотрите иностранный трейлер «Алых парусов» (в английской версии фильм называется Scarlet — «Алый»).
Чувствуете разницу? Совсем другой фильм. «Алые паруса» Пьетро Марчелло не столько про любовь мужчины и женщины, сколько про любовь во всех её проявлениях.
Джульетта вообще не сразу становится главной героиней. Вначале зритель знакомится с её отцом Рафаэлем, который тяжело переживает уход своей любимой жены. Ему приносят малютку в пелёнках, но он даже не сразу понимает, что это существо — его дочь. Рафаэль не знает, как общаться с малышкой, что он, старый хромой ветеран, вообще может ей дать. Но он учится и налаживает уютные отношения отца и дочери. Джульетта искренне любит отца и как может помогает ему. А Рафаэль старается дать дочери всё, что может, не ограничивая её дух. Наблюдать за этими героями — словно укутываться в пуховое одеяло.
Вторая сторона любви, показанная в фильме, — любовь к близким. Джульетта растёт в странной компании, как кажется со стороны окружающим: семья кузнеца, едва сводящая концы с концами, одинокая женщина, расплачивающаяся за долги мужа, и неотёсанный плотник с угрюмым взглядом. Действительно, дела на ферме и у её обитателей идут не слишком хорошо. То кредиторы наведаются, то работы не найти. Тем не менее люди, не соединённые кровным родством, находят друг в друге поддержку. Им не нужна одна фамилия, чтобы жить дружно. Днём они вместе трудятся по хозяйству, вечерами устраивают импровизированные концерты, а в свободные летние часы наслаждаются скромным ужином на природе. И этой разношёрстной компании по праву достаётся вся любовь зрителей.
Наконец, это фильм о любви к самой жизни. Режиссёр уделяет внимание мельчайшим деталям: как закат отражается в речных водах, как самолёт отважно рассекает небо, как Джульетта и дочь кузнеца кружатся в танце, напевая песенку. Даже когда герои встречаются с худшими проявлениями человечества, а такого в фильме немало, после просмотра остаётся тёплое чувство, что в жизни всё ещё есть добро. Оно кроется в маленьких радостях, которые наполняют нашу жизнь.
Джульетта — пример сильной героини без стереотипов
С первого взгляда может показаться, что тут очередная история принцессы, которая ждёт принца, что спасёт её. Но Джульетта совсем не такая. С юных лет она показывает характер и силу духа. Поддерживает отца и других обитателей фермы, окружая их заботой и вниманием. Терпит насмешки сверстников, но ни на минуту не отказывается от себя ради спокойной жизни. Не зря чудаковатая старушка, что предсказывает ей появление алых парусов, замечает, что в деревне только Джульетта поёт и верит в сказки. Всё подчёркивает её инаковость, и всё же Джульетта предпочитает верность себе, пусть даже это создаёт проблемы.
Песни из уст Джульетты в фильме звучат не раз. Уютные, как и сама кинокартина, они подчёркивают её характер и мысли. Например, когда зритель знакомится с уже повзрослевшей Джульеттой, она напевает с подругой песню, где есть такие строчки: «Если ты девушка, в тысячу раз будь юноши храбрей. Если ты девушка, перед драконом от страха не робей».
Джульетте «Алых парусов» удаётся избежать многих клише, которыми набивают стереотипный троп сильной героини. Она носит длинные волосы с лентами, поёт и играет на пианино, мечтательно прогуливается по лесу. Ей не нужны сторонние атрибуты, которые бы показали, что она сильная. Характер Джульетты виден в её поступках. Когда на горизонте появляется её «прекрасный принц», Джульетта не становится пассивной принцессой, которой ей якобы нужно быть по законам сказочного жанра. Да, фильм «Алые паруса» — сказка, но которая работает по своим правилам. В конце концов, Джульетту не уносят прочь на алых парусах. Она сама решает согласиться идти за ними в компании новообретённого возлюбленного.