Смотреть
9 марта 2023

Совершить идеальное ограбление и разобраться в личной жизни: каким получился фильм «По правилам и без»

Романтическая комедия Луи Гарреля.

Валерия Чебитько
Валерия Чебитько
Редакторка «Горящей избы»
Изображение

9 марта в прокат вышел фильм «По правилам и без» французского режиссёра и актёра Луи Гарреля. Криминальная романтическая комедия об экскурсоводе, мать которого решила связать свою жизнь с бывшим преступником. По мнению главного героя — бывших преступников не бывает! Лера Чебитько посмотрела фильм и рассказывает о своих впечатлениях. 

О чём фильм «По правилам и без»? 

Одинокий тридцатилетний француз Абель работает экскурсоводом в океанариуме Лиона. Свободное время он проводит с лучшей подругой и коллегой Клеманс, обсуждая её тиндер-свидания и помогая к ним готовиться. Самый близкий человек Абеля — мама. Улыбчивая импульсивная актриса, которая ведёт актёрские курсы для заключённых. В один прекрасный день она ошарашивает Абеля новостью — в её жизни появился мужчина. Бывший грабитель Мишель, за которого она собирается замуж. 

Свадьба проходила прямо в тюрьме. Оказавшись на свободе, Мишель твёрдо намеревается начать новую жизнь. Он устраивается грузчиком в мебельный магазин и планирует открыть цветочный. Друг как раз продал ему подходящее помещение. Но Абель от избранника мамы не в восторге. Прошлое Мишеля вызывает опасения — он не верит, что бывший преступник по-настоящему исправился. Поэтому организует за ним слежку. 

Главную роль в картине сыграл Луи Гаррель (Тео из «Мечтателей»). Он же стал режиссёром и написал сценарий. При создании фильма Гаррель вдохновлялся кино французской «новой волны», а также собственной жизнью: его мама, актриса Брижит Си, как и мать главного героя, преподавала актёрское мастерство в тюрьмах и вышла замуж за заключённого. В 2022 году «По правилам и без» получил 11 номинаций на премию «Сезар». 

Семья, любовь и криминал 

В фильме на первый план выходит любовь семейная, а не романтическая. Сюжет строится вокруг переживаний Абеля за судьбу матери и страха, что новоиспечённый муж может втянуть её в свои криминальные дела. По иронии судьбы втянутым оказывается сам Абель. Любовь к маме и желание сделать её счастливой заставляют его метаться из стороны в сторону. Они подталкивают его к поиску доказательств, что Мишель по-прежнему преступник. Они же заставляют согласиться стать соучастником преступления. 

Гаррелю удалось соблюсти идеальный баланс. В фильме нашлось место тёплым семейным отношениям: совместные походы в караоке, ламповая сцена подготовки цветочного магазина к открытию, сближение Абеля и Мишеля на почве любви к одной и той же женщине. Романтическая линия получилась трогательно-искренней: и в любовь Мишель с мамой Абеля, и в закономерность чувств Абеля и Клеманс верится безоговорочно. А свежесть картине добавила криминальная составляющая, приправленная порой доведённым до абсурда юмором. 

Мужчинам тоже бывает страшно 

За образом вечно грустного Абеля с тоскливым взглядом стоит личная трагедия — его жена погибла в автокатастрофе. С тех пор он не заводит романтические отношения, даже если женщины сами проявляют к нему интерес. Когда Мишель спрашивает, есть ли у него кто-то, Абель, не задумываясь, отвечает: «Да, жена. И она погибла». 

При этом химия между ним и Клеманс очевидна — по сути, кроме неё и мамы он больше ни с кем не общается. Абелю с трудом удаётся скрывать ревность к её ухажёрам из Tinder. Идея Клеманс пофлиртовать с дальнобойщиком, чтобы удачно провернуть дело, вызывает у него явное сопротивление. Но напрямую признаться в чувствах ему мешает несколько факторов. 

Внутренние ограничения и тоска по погибшей жене. Моральные терзания, ведь Клеманс — лучшая подруга его бывшей жены. И тотальная неуверенность в себе: страх, что он, настолько зажатый и неинтересный, что однажды яркая, местами безрассудная Клеманс от него просто-напросто уйдёт. Потерять девушку герою страшно до слёз. 

Гаррель вдохновлялся режиссёрами Французской новой волны. Это видно не только в постановке сцен («смотрите, погоня прямо как у Годара!»), в экспериментах с монтажом и общей атмосфере. В своё время Годар, Трюффо, Шаброль и Рене не боялись браться за темы, которые до этого никто не показывал, будь то история проституированной женщины или полтора часа из жизни героини, которая ждёт результатов анализа на рак. Гаррель выстраивает сюжет картины вокруг тюрьмы — любовь к преступнику не порицается, не демонизируется, не романтизируется. Она просто есть. Как есть и вытекающие из этого последствия. 

История в фильме «По правилам и без» и начинается, и заканчивается в тюрьме. А преступление рассматривается главным героем как возможность пойти против устоявшейся системы и встряхнуть свою жизнь. В конце концов, ничего страшного, если пропадёт несколько баночек икры — это всего лишь икра.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий