Смотреть
1 января

«Между легендой и фактом мы выбираем легенду»: новый фильм «Расскажи мне кино» — любовное письмо кинематографу

От создателей мелодрамы «Один день» с Энн Хэтэуэй.

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Авторка «Горящей избы»
фильм Расскажи мне кино

В 1960-е кино уже было доступным развлечением. Но только не в бедном чилийском городке, где живёт маленькая Мария Маргарита. Однако у девочки есть необычный дар рассказывать фильмы. Она сама становится для местных жителей «кинотеатром» и скрашивает им жизненные тяготы. Мария — героиня новой картины Лоне Шерфиг «Расскажи мне кино». Саша Подольникова считает её хоть и шероховатым, но искренним признанием в любви к кинематографу.

🔥 Каждые выходные советуем, что посмотреть из сериальных новинок, в телеграм-канале «Горящей избы». Подписывайтесь!

О чём фильм «Расскажи мне кино»

фильм Расскажи мне кино

Алондра Валенсуэла / кадр из фильма «Расскажи мне кино»

Середина 1960-х, шахтёрский городок, затерянный в пустыне Атакама. Повсюду песчаные бури, нищета, а всё, чем можно зарабатывать на жизнь, — добыча селитры. По воскресеньям семья Марии Маргариты выбирается в единственный в городе кинотеатр. Фильмы для девочки с бурной фантазией — настоящая страсть. 

Когда отец героини получает травму в шахте и лишается заработка, регулярные походы в кино заканчиваются. Семья погружается в уныние. Мать, не выдержав, уходит из дома, оставив мужа в инвалидной коляске и Марию Маргариту с тремя братьями. В городе поговаривают, она сбежала с помощью управляющего шахтой, заезжего европейца Нансена. Тот всегда благоволил к ней и её детям. Мария Маргарита открывает в себе дар — артистично и в красках пересказывать любые фильмы. А посмотреть она их успела ой как много. По вечерам местные жители собираются вокруг неё и восторженно слушают. За это они готовы платить — пусть немного, но на жизнь хватает. К тому же финансово семье помогает Нансен.

фильм Расскажи мне кино

Сара Бекер и Хоакин Гусман / кадр из фильма «Расскажи мне кино»

Годы спустя уже повзрослевшая героиня всё так же пересказывает горожанам кино. Но теперь конкуренцию ей составляет телевидение, которое постепенно пускает корни повсюду. Выступления становятся редкими. В основном её приглашают в частные дома, а заказчики позволяют себе распускать руки. Чили тем временем сотрясают народные протесты. К ним присоединяются работники шахты, в том числе братья героини. Они требуют справедливых условий труда. Однако не всем надеждам суждено сбыться.

Фильм снят по одноимённому роману-бестселлеру чилийца Эрнана Ривьеры Летерьера. Опыт Марии Маргариты знаком ему не понаслышке. Писатель и сам провёл детство и юность на селитряных разработках. В городке, где он жил и работал, тоже процветала нищета, а шахтёры боролись за право получать достойную зарплату. 

За экранизацию взялась Лоне Шерфиг, знаменитая мелодрамой «Один день» с Энн Хэтэуэй 2011 года. История о дружбе и любви длиной в двадцать лет разбила зрительские сердца и доказала: Шерфиг удаются эмоциональные фильмы. 

Каст у фильма интернациональный. Звезда европейского инди (и латиноамериканка по происхождению) Беренис Бежо сыграла мать Марии Маргариты. Даниэль Брюль, недавно блиставший в сериале «Стать Карлом Лагерфельдом», — управляющего шахтой Нансена. А главную роль сыграли сразу две актрисы. Юную Марию Маргариту — чилийка Алондра Валенсуэла, а взрослую героиню — её соотечественница Сара Бекер. Для обеих это первая большая работа в кино.

Каким получился фильм «Расскажи мне кино»

фильм Расскажи мне кино

Беренис Бежо и Даниэль Брюль / кадр из фильма «Расскажи мне кино»

Пожалуй, сценарий — основное слабое место фильма. Это проблема многих экранизаций (неблагодарный жанр!). То, что складно звучит в книге, порой плохо ложится на экран. Литература может себе позволить быть непоследовательной, логически несовершенной, играть с сюжетом как вздумается. В кино законы другие. Запутанную мотивацию, оборванные линии, просчёты в логике зритель простить не готов. В эту ловушку и угодил «Расскажи мне кино».

Больше всего страдает арка главной героини. Нам так и не проясняют, чего же хочет Мария Маргарита. Вырваться из нищеты? Найти сбежавшую мать? Смотреть днями напролёт кино? Безусловно трогательная и живая игра актрис в этой роли цепляла бы больше, знай они точно, что играть. Не проясняют, как повлияло на её жизнь совершённое одним из слушателей изнасилование. Сначала кажется, что именно поэтому Мария начинает уходить в себя и бросает возлюбленного. Но дальнейшие события это опровергают и оставляют в недоумении.

фильм Расскажи мне кино

Беренис Бежо и Алондра Валенсуэла / кадр из фильма «Расскажи мне кино»

Расплывчатость центрального образа вредит другим, связанным с ним, подсюжетам. На полпути обрывается линия мамы героини. Нам не объясняют, почему она ушла из семьи, не раскрывают отношений между матерью и дочерью. Дело ограничивается парой туманных фраз, обронённых перед уходом. «Пообещай, что у тебя будет жизнь», — говорит она Марии. Звучит красиво, но на историю, увы, не работает.

Что обидно, лишь штрихами набрасывают характер Нансена — а ведь он важный в судьбе Марии Маргариты человек. Герой Брюля остаётся загадкой. Неясно, какие именно отношения связывали его с матерью девушки. Почему он помог ей уехать и для чего помогал её детям? Из сострадания, из любви? Или, может, из чувства вины, ведь, по сути, он белый человек, который зарабатывает на цветном населении? В последнее верится больше, но антиколониальный мотив авторы не развивают. Вместо этого предлагают новую линию — романтическую — между Нансеном и главной героиней. К концу она беспомощно повисает в воздухе. 

фильм Расскажи мне кино

Сара Бекер / кадр из фильма «Расскажи мне кино»

Пожалуй, хотелось бы больше внимания к историческому контексту — борьбе рабочих за свои права. В 1960-е Чили вступила под флагом социализма. Лоне Шерфиг перемежает постановочные кадры с хрониками демонстраций и митингов. Вводит в повествование линию старшего брата Марии, присоединившегося к социалистам. Когда случается военный переворот и власть переходит к диктатору Пиночету, герой вынужден скрываться. Но масштаб захлестнувшей страны беды передать не удалось: не хватило деталей. Незнакомому с историей Чили зрителю ситуация будет непонятна. 

И всё же фильм завораживает, как минимум идеей. Не новой, но близкой тому, кто привык убегать от реальности в вымышленные миры. Иногда реальность настолько жестока, что это единственный способ выжить, прямым текстом говорит картина. Отец Марии цитирует дочке любимый вестерн с иконой жанра Джоном Уэйном: «Между легендой и фактом мы выбираем легенду». Мария с печальной улыбкой сравнивает себя и бывшего парня с героями-бунтарями Жан-Поля Бельмондо и Анны Карины в «Безумном Пьеро». Если они не смогут уехать вместе в другой город, пусть это случится хотя бы в воображении. И совсем как в старых эпических кинополотнах на библейские темы, перед Марией расступаются воды — хотя героиня всего лишь бредёт по бассейну. Что это, если не чистое искреннее признание в любви к кино?

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий