7 сентября в прокат выходит триллер иранского режиссёра Мани Хагиги «Вычитание». Героиня фильма Фарзане подозревает мужа в измене. Женщина решает за ним проследить и встречает пару, как две капли воды похожую на их семью. Её родные считают, что это галлюцинации — симптомы ментального расстройства. Однако всё оказывается куда сложнее. Авторка «Горящей избы» Саша Подольникова посмотрела фильм и делится впечатлениями.
О чём фильм «Вычитание»
Однажды в тегеранской пробке Фарзане замечает своего мужа Джалала, который в это время должен быть на работе. Женщина незаметно идёт за ним и видит, как он заходит в квартиру незнакомки. Однако Джалал настаивает, что не изменял Фарзане. Его не было в городе, и у него есть доказательства. Муж и врачи уверены: у Фарзане галлюцинации. Из-за беременности она перестала принимать свои обычные лекарства, и её психическое расстройство обострилось.
Отказываясь верить, что сходит с ума, героиня наведывается в ту странную квартиру. Выясняется, что в ней живёт двойник Джалала Мохсен. Он женат на Бите — точной копии Фарзане. Обе пары несчастны. Болезнь изменила Фарзане. Она превратилась в собственную тень, едва выходит из дома и почти не разговаривает с мужем. Вспыльчивый Мохсен избил старшего коллегу, и теперь ему грозит разбирательство. Он отказывается даже извиняться перед пострадавшим, а гнев вымещает на жене и сыне. Случайная встреча четырёх героев даёт им шанс построить свои жизни заново. Вернуть доверие близких, искупить старые ошибки, обрести любовь. Вопрос в том, как они этим шансом распорядятся.
Кто работал над фильмом «Вычитание»
Режиссёр фильма Мани Хагиги — любимец международных фестивалей и настоящий мастер яркого нестандартного кино. Как полагается уважающему себя иранскому кинематографисту, Хагиги много работает с социальными темами. И делает это по-своему. В 2018 году он снял чёрную комедию «Свинья», где с мрачной иронией рассказал об охоте властей на талантливых иранских режиссёров. Фильм номинировали на главный приз Берлинского кинофестиваля. А за несколько лет до этого на экраны вышел «Простой приём» — абсурдистская притча о тёмных сторонах благотворительности. В картинах Хагиги не работает простая логика, он обожает смешивать реализм с мистикой и другими совсем не «реалистичными» жанрами. Так получилось и с «Вычитанием».
На эту историю режиссёра вдохновила собственная «встреча» с двойником. Как-то раз он «узнал» себя в солдате на фотографии, сделанной во время ирано-иракской войны. По словам Хагиги, этот опыт пробудил в нём тревогу и любопытство. Заставил думать: а что, если где-то существуют другие версии нас? Чему они могут научить? Атмосферу беспокойства и загадки режиссёр перенёс на экран.
В главных ролях снялись звёзды иранского кино Таране Алидости и Навид Мохаммадзаде. В их биографии есть и другие похожие фильмы — напряжённые, психологичные и всегда с философским подтекстом. Алидости известна по триллеру «Коммивояжёр» ещё одной иранской звезды Асгара Фархади. По сюжету герой расследует странное исчезновение жены и выясняет, что в их квартире творились незаконные вещи. В 2017 году картина получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. В том же году актёрскую работу Мохаммадзаде в драме «Ни даты, ни подписи» Вахида Джалильванда отметили на Венецианском кинофестивале. Его герой — судмедэксперт, на вскрытие к которому попадает тело ребёнка, в чьей смерти есть и его вина.
Почему фильм «Вычитание» стоит смотреть
Многослойный триллер-головоломка
Идея «двойничества» для культуры не нова — её можно встретить и в романах Достоевского, и в фантастических фильмах вроде «Бегущего по лезвию», и в популярных мыльных операх. В руках Мани Хагиги она обретает сразу несколько смыслов.
«Вычитание» можно смотреть как увлекательную сюжетную головоломку. Зрителю постоянно приходится быть начеку и гадать: кто перед нами — герой или его двойник? Задача усложняется тем, что режиссёр не даёт на это ни единого намёка.
Далее описание содержит спойлер
Наконец, «Вычитание» — цепляющая философская драма. Героям выпадает шанс в буквальном смысле взглянуть на себя со стороны. Джалал с ужасом видит, что через несколько лет может превратиться в Мохсена — чёрствого человека, которому плевать на жену и ребёнка. Взглянув на Фарзане, Бита понимает, что ещё немного — и она так же перестанет улыбаться и потеряет остатки жизнелюбия.
Яркое высказывание о (не)свободе иранского общества
Современное иранское кино определили история и политика страны — исламская революция 1979 года и приход к власти религиозных консерваторов. Поэтому каждый иранский фильм — всегда разговор о том, что такое быть человеком в несвободной стране.
Персонажи «Вычитания» отчаянно несвободны — хотя в фильме нет ни слова о политике, а место действия едва угадывается. Режиссёру важнее атмосфера — густой туман, тёмные улицы и дождь, льющий практически без перерыва. Это и есть несвобода. Всё как в нуарных фильмах с их апатией и разочарованностью героев в жизни. Фильм соткан из аллегорий: депрессивность и тревожность общества воплощается в Фарзане, страдающей ментальным расстройством. Диктаторы у власти — в абьюзере Мохсене. Угнетённый народ — в Бите, которая вынуждена оставаться в несчастливом браке. А само «раздвоение» становится для героев способом выжить, адаптироваться к жёсткому политическому режиму.
«На публике вы один человек, а в частной жизни — другой. В Иране по-другому никак. И это сводит с ума».
режиссёр фильма «Вычитание», filmfestivals.com
Вместе с тем фильм даёт надежду: однажды в кадре загорается огонь — узнаваемый символ борьбы с угнетением. Создатели картины ведут эту борьбу и вне экрана. После завершения съёмок исполнительницу главной роли Таране Алидусти несколько недель держали под арестом на фоне протестов после смерти Махсы Амини. Перед этим актриса опубликовала в соцсетях пост, где высказалась в защиту движения. У режиссёра «Вычитания», также поддержавшего протесты, отобрали паспорт, чтобы он не смог вылететь в Лондон, где должен был представить картину на фестивале.
Что может смутить
Чересчур тихий разговор о женском опыте
В фильме Хагиги до обидного мало говорят о том, каково это — быть женщиной, которая живёт во времена консервативного режима. «Вычитание» снимали в 2022 году, когда о тяжёлом положении иранок говорили во всём мире. Они становятся жертвами «убийств чести», им мешают посещать школы и проводят калечащие операции на половых органах.
При этом женскую повестку история затрагивает лишь мельком. Зрителю дают понять, что Бита находится в токсичных отношениях с мужем. Намекают, что когда-то героиня оставила любимую работу и посвятила себя дому и семье. Но мы не знаем, пыталась ли она уйти от Мохсена и с чем ей, возможно, пришлось столкнуться. В отличие от мужчин, женщинам в Иране гораздо сложнее добиться развода. Эта сюжетная линия повисает в воздухе — хотя именно на ней строится необычная развязка. Женский опыт будто бы «вычтен» из общего разговора о несвободе. И это не даё
т истории зазвучать во всю мощь.
Станьте первым, кто оставит комментарий