Смотреть

На выжженной земле: 6 фильмов и сериалов о Чернобыле

26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции — одна из самых серьёзных радиационных катастроф современности. К годовщине аварии собрали фильмы и сериалы о трагедии и тех, чьи жизни она затронула.

«Чернобыль. Зона отчуждения» (2014–2020)

Шоураннеры: Илья Куликов, Евгений Никишов

Смотреть ещё!

Гремучая смесь мистического триллера и молодёжной драмы, созданная телеканалом ТНТ — вот уж от кого не ожидали разговора на столь тяжёлую тему. В 2013 году шестнадцатилетний Паша обнаруживает, что из сейфа в квартире пропали деньги — и немало. Скорее всего, их стянул «мастер», заходивший настраивать интернет. Паша с друзьями пускается за грабителем, который собирается ехать на Чернобыльскую АЭС в Припять. Дорога приводит их… в 1986 год, когда аварии ещё не случилось. Паша понимает: он должен предотвратить катастрофу.

Проект однозначно играет на любви зрителя к играм S.T.A.L.K.E.R и фантастическим допущениям соединяя её с реальным сюжетом. Впрочем, реальным с оговоркой: ни о какой исторической точности речи не идёт. Чернобыльская зона здесь больше похожа на городок Сайлент Хилл. Единственное историческое событие — сама катастрофа на АЭС. Но и её можно избежать, если постараться. Идея «вернуться в прошлое, чтобы изменить будущее» не нова, но в сериале работает. Паша — супергерой, который перемещается во времени, спасая мир, и, как и положено подростку, влюбляется. Но сверхспособности у парня появились не просто так. Эта зловещая загадка связана с таинственным вирусом.

Шоу настолько полюбилось аудитории, что получило второй сезон, а затем и полнометражный сиквел.

«Распад» (1990)

Режиссёр: Михаил Беликов

Смотреть ещё!

Кино, отмеченное на Венецианском кинофестивале, и первая попытка художественно осмыслить Чернобыльскую катастрофу. 25 апреля 1986 года журналист Александр возвращается в родной город, чтобы поставить точку в отношениях с женой и встретиться с двумя старыми друзьями — инженером и врачом. Оба работают в неназванном Городе Энергетиков. Состояться встрече не суждено. Инженер погибает при взрыве на АЭС, а врач вскоре после, получив смертельную дозу радиации. Александр мечется между попытками эвакуировать семью и желанием получить пропуск в запретную зону отчуждения. А в городе как ни в чём не бывало продолжается жизнь.

Одновременно с линией Александра разворачиваются сюжеты поменьше. Молодожёны романтично бегут с собственной свадьбы и оказываются в радиационной зоне, подписав себе приговор. Забытый при эвакуации ребёнок одиноко ждёт маму, рисуя на асфальте. Мальчик наотрез отказывается уезжать, потому что ему не разрешили взять с собой питомца. Чиновники всех мастей в обход общей очереди вывозят с опасной территории родных. Эти истории позволяют увидеть масштаб случившегося с близкого расстояния. Очень в духе времени, фильм не обходится без сатиры. Недаром режиссёр акцентирует внимание на абсурдной сцене возле печально известного четвёртого реактора. Группа ликвидаторов-добровольцев «штурмует» энергоблок, чтобы повесить на реактор красный флаг. И не остаётся сомнений, кого создатели винят в трагедии.

«В субботу» (2011)

Режиссёр: Александр Миндадзе

Смотреть ещё!

Вторая полнометражная картина Миндадзе — одного из лучших драматургов перестроечного кино, который дебютировал в режиссуре почти в шестьдесят. Действие разворачивается на протяжении суток — очень долгих суток после пожара на Чернобыльской АЭС. Комсомолец Валера случайно слышит, как начальство обсуждает аварию на атомной станции неподалёку. Он понимает, что от местных жителей скрывают реальное положение дел — «во избежание паники». Парень лично посещает разрушенную станцию, и, убедившись, что авария реальна, говорит об этом Вере, девушке, в которую безответно влюблён. Валера настаивает, чтобы они как можно скорее уехали. По дороге на вокзал у Веры ломается каблук, и цепочка случайностей приводит молодых людей в ресторан на свадьбу приятеля. Наплевав на безопасность, герои пускаются во все тяжкие на вечеринке.

По описанию может показаться, что это фильм-катастрофа — вот только ничего типичного для жанра в этом фильме нет. Ни привычных съёмок с воздуха, ни сцен страшной массовой паники. Ни историй спасателей, жертвующих собой. И даже критики руководства, приказавшего подчинённым с электростанции помалкивать. Можно домыслить за режиссёра и предположить, что тот имел в виду отношения человека и системы. Мол, попытаешься из неё вырваться — не выйдет, тебя затянет обратно. Можно при желании увидеть здесь дилемму о моральном выборе. Миндадзе интересует другое. Режиссёр — певец обречённости и не скрывает этого. Неважно, что Валера, судя по всему, так себе человек (ведь он выбрал скрыть от людей правду), что никакой он не отважный герой и не спасатель. Важно, что Валера — фактически мертвец. И все, кто рядом с ним, — тоже мертвецы. Все, кто танцует на этой свадьбе, пьёт вино, планирует, чем заняться в следующий выходной. Технически они, конечно, живы, но их будущее угадать несложно. Трагизм и осознанный пессимизм — два кита, на которых держится Миндадзе-режиссёр. 

Мини-сериал «Чернобыль» (2019)

Шоураннер: Крэйг Мэйзин

Смотреть ещё!

Удачная попытка HBO ступить на территорию советской истории от создателей «Одни из нас», завоевавшая два «Золотых глобуса». В основу сценария в числе прочего легли аудиозаписи Валерия Легасова — учёного, входившего в комиссию по расследованию причин катастрофы. В записях Легасов назвал имя виновника трагедии, после чего покончил с собой.
Это произошло ровно два года спустя после чернобыльских событий — возможно, из-за давления сверху. Его самоубийство и есть стартовая точка сюжета.

Строгая документальная драма то и дело меняется местами с мелодрамой и сатирой. Так сериалу удаётся и удержать зрительское внимание, и поговорить на неудобные темы, и рассказать о Чернобыле тем, кто знал о нём мало. А может, и не знал вообще — шоу ориентировалось и на западную аудиторию. По части аутентичности создателей упрекнуть не в чем. Крэйг Мэйзин годами изучал архивные документы и дневники очевидцев, работал с научными консультантами и даже съездил в Зону отчуждения. Поэтому и литовский город, где велись съёмки, выглядит как Припять, и британские актёры в роли учёных и партийной верхушки не кажутся ненастоящими советскими гражданами. И эстетика позднего СССР на месте. За всем этим виден искренний интерес: создатели не просто напустили в кадр чёрного тумана, а кропотливо воссоздали события. Мэйзин точно знал, как выглядела скоротечная лучевая болезнь, от которой страдали жители. Представлял, как проходили совещания советского руководства по чернобыльскому вопросу. Потому и смог воспроизвести ощущение конца света в отдельно взятом городе. А сеттинг превратить в постапокалиптические пейзажи.

«Чернобыль: Последнее предупреждение» (1991)

Режиссёр: Энтони Пэйдж

Смотреть ещё!

Американско-советский проект, снятый на основе дневников врача Роберта Гейла — исследователя заболеваний костного мозга. Фильм вышел практически накануне распада Союза. После Чернобыльской аварии Гейл приехал в СССР изучать лучевую болезнь и помогать с лечением. Герой провёл долгие месяцы, пытаясь облегчить страдания умирающих от лучевой болезни. Его усилия натыкались на неповоротливую советскую бюрократию, не желавшую внедрять новые методы терапии. Вместе с этим доктор надеялся донести до партийного руководства: гонка ядерных вооружений разрушительна, её нужно прекратить. 

Большая часть каста и съёмочной группы была американской. Но картина счастливо избежала стереотипов, казалось бы, неизбежных, когда за дело берутся иностранцы. Докудрама здесь встречается с фирменным голливудским экшеном. Впрочем, экшен присутствует не для пущего эффекта. Он подсвечивает работу, проделанную добровольцами из обеих стран — теми, кто своими глазами видел последствия. А ещё авторы впервые в деталях реконструируют аварию изнутри — как себя вели и как себя чувствовали те, кто находился в энергоблоке. Всё это — очевидно, ради главного пацифистского посыла.

«Год собаки» (1994)

Режиссёр: Семён Аранович

Смотреть ещё!

Забытая жемчужина 90‑х, получившая «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале — с Инной Чуриковой в одной из главных ролей. Её героине, интеллигентной одиночке Вере, чуть за сорок — и она несчастна как никогда. Судьба дарит ей своеобразный шанс с этим покончить. Вера встречает Сергея (Игорь Скляр). Он младше её лет на десять, за плечами у героя тюремный срок — и будет ещё один, если Сергей не скроется куда подальше. Вместе с Верой они бегут в заброшенный посёлок и находят здесь любовную идиллию — буквально рай на земле. Каждый день неминуемо приближает их к гибели. Посёлок заражён радиацией — но влюблённые об этом не догадываются.

«Год собаки» вышел в так называемый период «малокартинья» — после распада СССР средств на кино в России не было. Фильмы считались очень дорогим штучным товаром. В этом случае съёмочной группе помогали деньгами и аппаратурой французские коллеги. С момента Чернобыльской катастрофы прошло всего восемь лет. Однако создатели избежали сильной эмоциональности, выведя историю на уровень экзистенциальной притчи. Трагикомедия о странноватой обречённой парочке (как же хорош дуэт Чуриковой и Скляра!) рифмуется с современной режиссёру реальностью. В постперестроечную эпоху метафора зоны отчуждения выглядела точной. Страна в определённом смысле застряла в тоскливом лиминальном пространстве. Прошлого уже нет, а будущего не видно из-за густого тумана. И туман этот окажется ядовитым.

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
Холодец больше не считают одним из худших блюд мира
Befree выпустил новогоднюю линейку одежды для дома
Разгрузочные дни после праздников — хорошая или плохая идея
Как английский зоолог случайно придумал «лягушачий» тест на беременность — и что из этого вышло
Возвращение «Эйфории» и история бедовой кузины Супермена: 5 интересных трейлеров недели
КОМИКС: По две стороны одной распродажи