Смотреть
7 октября 2023

11 важных фильмов и сериалов про буллинг — от хоррора до драмеди

Саша Подольникова
Саша Подольникова
Авторка «Горящей избы»
фильмы про буллинг

С буллингом со стороны сверстников сталкивается почти каждый третий ребёнок на планете. От травли страдает ментальное, а иногда и физическое здоровье жертвы. Справиться с её последствиями бывает очень сложно, а порой такие истории заканчиваются трагически. Собрали сериалы и фильмы, которые заставляют об этом задуматься: от индийской адаптации испанской «Элиты» до культовой советской картины.

«Чучело» (1984), СССР

Режиссёр: Ролан Быков

Шестиклассница Лена переводится в новую школу в маленьком провинциальном городке. Девочка селится в доме своего деда, над которым в городе посмеиваются. За глаза его называют чудаком. Он живёт уединённо, посвящает всё время коллекционированию картин и так увлечён своим делом, что много лет ходит в лохмотьях. Из-за деда с подачи лидера класса ребята начинают открыто смеяться над Леной. А потом шутки перерастают в настоящую травлю. В попытке спасти одноклассника, который ей нравится, героиня становится изгоем. Жизнь Лены становится адом.

«Чучело», снятое по одноимённой книге Владимира Железникова, стало первым в советском кино серьёзным разговором о буллинге и вызвало острые споры среди критиков и чиновников, которые были против выхода фильма на экраны. Власти решили, что фильм «позорит честь советских детей». Но многие зрители узнали в главной героине себя. После премьеры режиссёра Ролана Быкова засыпали письмами с благодарностями за реалистичное изображение травли.

В картине действительно показали неприглядную правду — то, как жестокость, равнодушие и эгоизм окружающих могут ранить маленького человека. При этом у «Чучела» есть и более универсальный посыл. Мир класса, где учится Лена, строится на иерархиях. По сути, это наше общество в миниатюре. Здесь есть успешные, состоятельные и популярные, а есть бедные и уязвимые. И когда первые пытаются взять верх над вторыми, ничего хорошего не выходит. 

«13 причин почему» (2017–2020), США

Шоураннеры: Брайан Йорки и Диана Сон

Через две недели после самоубийства Ханны, в которую Клэй был влюблён, он находит на пороге дома коробку с аудиокассетами. На них записан голос Ханны, где она рассказывает о причинах, по которым она решила уйти из жизни. И похоже, Клэй — одна из них. Ему предстоит прослушать записи и разобраться в хитросплетении травм и роковых случайностей в жизни Ханны, которые привели к её смерти. Многое из того, что он узнает, станет для Клэя шоком.

Далее описание содержит спойлер

Экранизация одноимённого романа Джея Эшера неспроста стала одним из самых популярных проектов Netflix. Классическая подростковая драма здесь сочетается с мощным социальным посылом. В «13 причин почему» говорят об ответственности — за партнёров, друзей и знакомых, близких и не очень. Герои мучатся вопросами: в какой момент они повели себя неправильно по отношению к Ханне? Как могли не заметить, что ей плохо? И начинают быть внимательнее к тем, кто всё ещё рядом. Зритель невольно примеряет ситуацию на себя и задаётся теми же вопросами — не самый комфортный, но очень важный опыт. 

На протяжении четырёх сезонов проект ругали за отступление от книжного сюжета, логические противоречия в сценарии и откровенно странные жанровые «скачки». Но историю неизменно обсуждали — сочувствовали жертве, ненавидели её обидчиков, строили предположения о том, что случится дальше. И хвалили за то, что сериал не стесняется говорить о болезненном. 

«Нормальные люди» (2020), Ирландия

Шоураннеры: Ленни Абрахамсон, Хэтти Макдональд

Коннел — один из лучших учеников школы и звезда местной футбольной команды. Марианна — тихая и застенчивая девушка, которую одноклассники в лицо называют странной. Их тянет друг к другу, но самый популярный парень в школе не может открыто встречаться с такой, как она. Герои видятся украдкой дома у Коннела, а сплетни о том, что они вместе, переводят в шутку. Марианна делает вид, что её это вовсе не ранит. Всё меняет выпускной, на который Коннел так и не решается пригласить девушку. Она не прощает этот поступок, и влюблённые расстаются. Но жизнь даёт им второй шанс.

Сериал так полюбился зрителям не только потому, что открыл миру молодую писательницу Салли Руни, по чьей книге его сняли. И даже не потому, что сделал известным восходящую звезду ирландского кино Пола Мескала. «Нормальные люди» — это ещё и о переживании травмы. Марианну буллят в школе. Но гораздо сильнее ей достаётся от семьи — эмоционально холодной матери и агрессивного брата с садистскими замашками. Когда Марианна поступает в престижный университет, жизнь выдаёт ей «компенсацию» — любящих друзей, успех в учёбе и тёплое отношение преподавателей. Но последствия буллинга никуда не деваются. Героиня верит, что недостойна любви, и постоянно оказывается в абьюзивных отношениях.

Однако «Нормальные люди» — куда больше, чем рассказ о травме и буллинге на фоне истории первой любви. Это разговор о привилегиях. В Ирландии, стране, долго боровшейся за независимость, эта тема очень болезненна. Марианна из богатой семьи, а Коннел вырос в семье уборщицы. Этот бэкграунд определил то, как они чувствуют себя в этом мире, и повлиял на их отношения. И конечно, главный герой — отличный пример «новой» маскулинности. Уязвимому, чувствительному и очень настоящему Коннелу невозможно не сопереживать.

«Я встретил тех, кто меня травил» (2022), Россия

Режиссёр: Александр Мурашев

В документальном фильме с говорящим названием «Я встретил тех, кто меня травил» журналист Александр Мурашев совершает «путешествие» на 18 лет назад — в своё школьное прошлое, где его травили одноклассники. Он берёт интервью у бывших обидчиков, общается с классной руководительницей, которая равнодушно смотрела на травлю. А ещё разговаривает с другими взрослыми, пережившими буллинг в детстве, и с помощью психологов пытается понять, как с ним бороться.

Это очень личная работа — оттого смотреть её непросто. И самое тяжёлое в ней — даже не хроника происходившего в школе насилия, а беседы с травившими будущего режиссёра людьми. Это важная и очень отрезвляющая часть фильма. Так рассказ о травле становится рассказом о культуре насилия в обществе, которое начинается с вроде бы «безобидных» подзатыльников от ребят посильнее.

«Мама в гневе» (2015), Корея

Шоураннеры: Хан Хи, Ким Бан-ди

Когда-то Чо Кан Джа была грозой школы. Но учёбу пришлось бросить из-за ранней беременности. Теперь у героини есть дочь-подросток А О Ран и маленький бизнес. Когда дочь начинают травить из-за дружбы с изгоем класса, Чо Кан Джа возвращается в школу «под прикрытием», выдавая себя за ученицу. Помогая дочери, она сталкивается с бюрократией и коррупцией в системе школьного образования и пытается с ней бороться, встречая на этом пути союзников и врагов.

«Мама в гневе» — крепкое драмеди. Здесь полно комичных ситуаций, захватывающая любовная линия и пронзительный саундтрек. Но создатели не пытаются приукрасить реальность и выдать зрителю сказку, где добро всегда побеждает. Чо Кан Джа живёт в неидеальном настоящем мире, где есть жадные чиновники, равнодушные учителя и инфантильные люди, предпочитающие не замечать проблемы у себя под носом. При этом с появлением в школе этой необычной «ученицы» жадности, равнодушия и инфантилизма вокруг становится меньше. А значит, не всё потеряно.

«Школа» (2010), Россия

Шоураннеры: Валерия Гай Германика, Наталья Мещанинова, Руслан Маликов

В московскую районную школу приходит новая ученица Аня. Из-за проблем со здоровьем она долго училась дома и жаждет общения. Чтобы привлечь к себе внимание, девушка выкладывает в интернет откровенные фото, лжёт окружающим о своей семье и ввязывается в драки. Одноклассники начинают её травить. К тому же на свою беду она влюбляется в другого новенького — «плохого парня» Илью, и этого популярные девочки из класса ей точно не простят.

«Школу» критиковали за «сгущение красок». Подростки здесь пьют,  принимают наркотики, травят и избивают друг друга, ни во что не ставят учителей — и всё это в одной истории. При этом многие зрители говорили, что картина вполне реалистична и напоминает им собственную учёбу в нулевых. Мерзкие подшучивания над одноклассником-мигрантом, эмо с густо подведёнными глазами, разборки с бандой из соседней школы, квартиры с советским ремонтом — и вот зрителя уже переносит в прошлое.

История хороша тем, что авторы не заигрывают со зрителем и рассказывают её прямо и честно. Здесь не романтизируют страшные вещи вроде самоубийства. Манера съёмки напоминает документальную, а от «непричёсанных», как в жизни, диалогов, берёт оторопь. Это фирменный почерк режиссёрки Валерии Гай Германики, до этого в похожей жёсткой стилистике снявшей фильмы «Девочки» и «Все умрут, а я останусь».

«Кэрри» (1976), США

Режиссёр: Брайан Де Пальма

У Кэрри деспотичная мать, а в школе над ней издеваются одноклассники. Однажды дело принимает серьёзный оборот. На уроке физкультуры у героини начинаются месячные, и другие девочки поднимают её на смех. Дома она тоже не получает поддержки и замыкается в себе. Кажется, выхода нет. Но у Кэрри есть секрет — она умеет силой мысли передвигать предметы. И эта суперспособность очень пригодится ей на выпускном, где соберутся все её обидчики.

Де Пальма снял «Кэрри» по книге «короля хоррора» Стивена Кинга. Эстетика милых воздушных нарядов для выпускного резко контрастирует с ужасами, которые произойдут в этот вечер. И ещё страшнее понимать, что они случатся из-за того, как обошлись с Кэрри окружающие. Героиню душат стыд из-за публичного «позора», страх и отчаянное желание отомстить. Пожалуй, хоррор — идеальный способ рассказать о том, какой разрушительной бывает травля.

«Класс» (2023 — ), Индия

Шоураннеры: Индира Бишт и Ашим Ахлувалиа

Школа в рабочем квартале, в которой учились Дирадж, Саба и Балли, сгорела, и друзьям внезапно дают стипендию в престижную частную школу в Нью-Дели. Они попадают в незнакомый мир своих состоятельных одноклассников. Их тут же высмеивают за скромную одежду и отсутствие личной машины. Но герои не намерены сдаваться. Вскоре судьбы бедных и богатых учеников свяжет загадочная смерть их одноклассника.

«Класс» основан на сюжете испанского хита Netflix «Элита». Последнюю часто критикуют за избыток мелодраматичности, но индийскую адаптацию в этом не упрекнёшь. В «Классе» сильный социальный посыл. Это неудивительно, ведь действие разворачивается не в благополучной Испании, а в развивающейся Индии. Здесь обсуждают проблему неравенства — хотя кастовую систему упразднили, её «призрак» всё ещё бродит по стране. Говорят про исламофобию и коррупцию в образовании. И не стесняются разговоров о политике. Например, Саба — дочь иммигрантов из Кашмира, и в Индии её семье приходится нелегко (Кашмир — территория на северо-западе Индостана и предмет длящегося с 1947 года конфликта между Индией и Пакистаном. — Прим. ред.)

В отличие от «Элиты», создатели не делают реальность, в которой живут герои, глянцевой картинкой. За это сериал хвалили критики, назвавшие «Класс» жёсткой, живой и актуальной историей о жизни молодых индийцев.

«Новенький» (2020 — ), Россия

Шоураннерка: Оксана Барковская

В маленьком провинциальном городе исчезает 16-летний Макс Плетнёв — недавно он переехал сюда с матерью из Москвы и перевёлся в местную школу. Одноклассники упорно молчат о причинах, которые могли за этим стоять. Постепенно выясняется, что пропавший стал жертвой коллективной травли. Пытаясь распутать дело Плетнёва, следствие обнаруживает: у жителей города полно тёмных секретов. И они могут быть связаны с исчезновением подростка. 

У зрителей было немало претензий к сериалу. Его то сравнивали с «13 причинами почему» (не в пользу «Новенького»), то называли бледной копией вышедшей на 10 лет раньше «Школы» Гай Германики.  Кто-то обвинял проект в том, что сюжет почти полностью повторяет реальную историю пропавшего в Смоленской области подростка. При всех своих недостатках «Новенький» выглядит очень своевременным и нужным. Это сериал с внятным, простым, почти «азбучным» посылом, призывающий обратить внимание на проблему. Разговор о жестокости детей и равнодушии взрослых, которые предпочитают её не замечать, никогда не будет лишним. Кстати, в финале первого сезона зрителей ждёт специальный эпизод. В нём актёры и съёмочная группа рассказывают о том, как сталкивались с буллингом, а психологи дают рекомендации подросткам, которые переживают травлю сейчас.

«Класс коррекции» (2014), Россия

Режиссёр: Иван И. Твердовский

У Лены инвалидность, она передвигается на коляске и почти всю жизнь провела на домашнем обучении. В районной школе её определяют в коррекционный класс к детям с ментальными особенностями. Ребят презирает вся остальная школа, включая учителей. Для «коррекционных» даже выделили специальный коридор с решёткой. Сначала новый класс принимает Лену радушно. Герои спорят друг с другом, кто поможет ей добраться до дома (без пандусов это особенно тяжело), девушка с удовольствием учится и взаимно влюбляется в одноклассника, которого  «засунули» сюда из-за эпилепсии. Но потом их милость сменяется на гнев.

Фильм больше, чем история про буллинг в отдельно взятой школе. Это исследование мира, где кого-то по привычке считают «неполноценным». Режиссёр стилизовал его под документальную съёмку. Разговоры за чаем о том, что людей с инвалидностью «надо кастрировать», отговорки местной администрации, которая всё никак не может установить пандус, родители, пришедшие в ужас оттого, что их сын встречается с «инвалидкой», — всё это больно бьёт прямо в цель. Жёсткое, в духе фон Триера, кино то дарит, то отнимает надежду.

Далее описание содержит спойлер

«Лейт Найт Скул» (2022 — ), Россия

Шоураннеры: Ярослав Туров и Данил Lumerz

Из-за проблем в родительском бизнесе Илья переводится из престижной лондонской школы в обычную московскую. Новые одноклассники у него восторга не вызывают, и он решает держаться от них подальше. Но всё меняет случай: после тусовки один из парней сливает в сеть интимные фото своей бывшей девушки Иры. Наутро о ней сплетничает вся школа, а соцсети Иры закидывают сообщениями с оригинальным эпитетом «ш**ха». Илья заступается за девушку и пытается заставить класс поговорить. Так рождается школьное ток-шоу. Ребята собираются в спортзале и обсуждают самые «горячие» темы — буллинг, слатшейминг, гендерные стереотипы и отношения в семье. Шоу становится популярным.

«Лейт Найт Скул» важен по двум причинам. Сериал пытается донести простую мысль: подростки часто не могут обсудить свои дела со взрослыми. Те вечно заняты, часто считают это «глупостями», и у них полно предрассудков. А ещё подростки, кажется, «изобрели» новый способ решать проблемы — с помощью… диалога. «Нюдсы — это окей, это наши тела, и мы делаем с ними, что захотим. Но зачем сливать чужие фотки?».  В сериале никто не спешит устраивать громкие разборки и пускать в ход кулаки. Герои учатся слушать друг друга, и от этого очень радостно. 

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий