Физики всерьёз рассуждают о создании машины времени, а обыватели мечтают о том, в какой момент прошлого бы отправились, существуй и правда такая машина. Сценаристы и режиссёры тоже вдохновляются фантастической идеей о подобных путешествиях. Но одни представляют это как весёлый аттракцион, а другие — как смертельно опасное приключение. Выбрали девять фильмов про самые разные путешествия во времени.
Назад в будущее (1985)
Научно-фантастическая кинотрилогия «Назад в будущее», наверное, остаётся самой известной и популярной историей про путешествия во времени. Режиссёр Роберт Замески снял историю про американского подростка Марти Макфлая, который дружит с эксцентричным учёным — доктором Эмметом Брауном. События начинаются в 1985 году, когда Браун наконец-то закончил свою машину времени, поместив её в реальный автомобиль. Но из-за череды событий Марти оказывается в этой машине, переносится в 1955 год, и мало того, что не знает, как вернуться обратно, так ещё и мешает встрече собственных родителей — теперь есть риск, что в будущем парня просто не будет существовать.
Лента вышла в прокат в 1985 году и стала хитом. В массовой культуре возникла целая вселенная «Назад в будущее»: в 1989 и 1990 годах вышли ещё две части фильма, через год — анимационный сериал, также в США появились комиксы и книги по фильму, а в 2010 году была выпущена компьютерная игра. «Назад в будущее» внесли в Национальный реестр фильмов за его культурную и историческую значимость.
Иван Васильевич меняет профессию (1973)
В СССР тема путешествий во времени тоже интересовала кинематографистов. В 1973 году вышел фильм Леонида Гайдая по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Гайдай был не только режиссёром ленты, но и сценаристом. Он решил перенести действие картины из булгаковской Москвы 30-х годов в современный ему и зрителям город, а главного персонажа пьесы заменить на всеми любимого героя советских комедий — Шурика из «Кавказской пленницы» и «Операции „Ы“»
Благодаря этому лента об изобретателе, который построил машину времени и случайно перенёс своих соседей в Москву XVI века, а царя Ивана Грозного оставил в собственной квартире, стала самым популярным фильмом 1973 года. Тогда в СССР картину посмотрели более 60 миллионов человек. Но она остаётся любимой и для российских зрителей и ежегодно транслируется по всем каналам в новогодние праздники.
12 обезьян (1995)
2035 год, неизлечимый вирус погубил большую часть человечества, оставшиеся люди вынужденно существуют под землёй и пытаются придумать, как спастись. Здесь же живёт осуждённый преступник Джеймс Коул в исполнении Брюса Уиллиса, которому учёные предлагают сделку. Его хотят отправить в 1996 год — именно тогда началась эпидемия — для сбора информации, а за это его помилуют и освободят. Джеймс соглашается.
Однако в этой мрачной истории путешествия во времени не выглядят как увлекательный аттракцион. Это опасная и ещё не совсем точная технология, поэтому сначала герой попадает в 1990 год, где его принимают за сумасшедшего и отправляют в психиатрическую больницу. Следующий бросок сквозь время оказывается не лучше — Джеймс попадает на фронт Первой мировой. Однако ему всё же удаётся попасть в нужный год, где он попытается выполнить свою миссию.
Петля времени (2012)
Это боевик с элементами научной фантастики. Главный герой — киллер Джо, которого играет Джозеф Гордон-Левитт. Он живёт в 2044 году, в мире царит хаос, бедность и разруха, но Джо получает хорошие деньги за свою работу, потому что убивает людей из будущего.
Уже через 30 лет мир изменится до неузнаваемости, поэтому влиятельным преступным кланам будет сложно избавляться от своих врагов — их сразу же вычислят. Поэтому с помощью незаконной машины времени они отправляют своих жертв в прошлое. Там киллеры вроде Джо убивают их и избавляются от тел. Но вот однажды Джо получает новый заказ и видит себя из будущего.
Жена путешественника во времени (2009)
Для кого-то путешествия во времени становятся новыми возможностями, а для кого-то — опасным даром. Так случилось с героем фильма Генри Детемблом. У него редкое генетическое заболевание — хрононедостаточность, что вызывает неконтролируемые путешествия во времени. С детства в неожиданный момент он мог отправиться в прошлое или будущее и пробыть там от нескольких секунд до пары месяцев и точно так же неожиданно возвратиться в настоящий момент своей жизни. Но именно благодаря своей особенности он познакомился девочкой по имени Клэр, которая через много лет стала любовью всей его жизни.
Фильм снимали по одноимённому дебютному роману американской писательницы Одри Ниффенеггер, а права на его экранизацию были выкуплены ещё до публикации самой книги. И несмотря на то, что при бюджете в 39 миллионов долларов фильм собрал в прокате более 100 миллионов, он получил в большей степени отрицательные отзывы критиков.
Кейт и Лео (2001)
Мелодрама о том, как люди из разных эпох полюбили друг друга. Молодой герцог Олбани живёт в ХIХ веке и происходит из знатного, но обедневшего рода. Он — последняя надежда своей семьи поправить финансовое положение, но сделать это он может лишь через удачный брак по расчёту. Однако герцог, которого играет Хью Джекман, совсем не хочет жениться.
Неожиданно он встречает человека из будущего — физика, который в ХХ веке в Нью-Йорке экспериментировал с путешествиями во времени и смог попасть на полтора столетия назад. Он случайно забирает герцога с собой в будущее и может вернуть его лишь через неделю. В эти дни герцог Олбани пытается как-то ужиться с технологиями, а ещё успевает влюбиться в соседку физика — бизнесвумен Кейт.
Патруль времени (2013)
Запутанная история о постоянных перемещениях во времени, которые совершает служитель правопорядка в исполнении Итана Хоука. В мире, где изобрели машину времени, сильно изменилась работа полицейских. Теперь они временны́е агенты и могут отправляться в прошлое и предотвращать преступления задолго до того, как они будут совершенны. Главный герой — агент без имени, он успешно справляется со всеми заданиями, кроме одного. Он никак не может поймать опасного террориста, который устраивает крупные взрывы. Агент уже не молод, и после ранения и очередной неудачной попытки поймать подрывника он решается отправиться на своё последнее задание. Он попадает в прошлое, знакомится с гермафродитом Джоном/Джейн и вместе они совершают ещё множество путешествий во времени.
Оригинальное название картины переводится как «предопределённость», что отсылает к так называемому парадоксу предопределённости. Это ситуация, в которой человек, отправляется в прошлое с намерением изменить будущее, но сам становится частью прошлых событий. Независимо от того, кто пытается изменить прошлое, определённое событие в будущем всё равно наступит. А значит — история предопределена.
Эффект бабочки (2003)
Есть и другая концепция относительно того, как изменения в прошлом влияют на события будущего. В естественных науках существует понятие «эффект бабочки»: в хаотичных системах даже малейшее изменение может привести к непредсказуемым последствиям. Например, взмах крыльев бабочки на одном континенте может вызвать ураган на другом. Поэтому и любое незначительное вмешательство в прошлое может полностью изменить будущее.
В драме «Эффект бабочки» как раз показано, как может быть опасно вмешательство в прошлое. Главный герой после пережитых в детстве психологических травм испытывает провалы в памяти. Уже будучи взрослым, он находит свой дневник, читая который обнаруживает в себе способность перемещаться в прошлое. И хотя герою несколько раз удаётся изменить своими действиями будущее, идеальным оно всё равно не становится.
Зависнуть в Палм-Спрингс (2020)
Лето, свадьба друзей и день, который повторяется снова и снова. Эта романтическая комедия не столько рассказывает о путешествиях во времени, сколько является современной интерпретацией «Дня сурка». Только в этой истории, в отличие от других фильмов про петлю времени, не один и даже не два героя, которые попадают в такую ловушку.
В центре сюжета парень по имени Найлз (актёр Энди Сэмберг ещё выступил одним из продюсеров ленты) и девушка Сара. Они не были знакомы до этого дня. Найлз первым оказался заключён в бесконечно повторяющемся дне и решил, что ничего уже нельзя изменить, поэтому стал жить моментом. Но Сара уверена, что они сами ответственны за свою жизнь. Этот день раз за разом напоминает девушке о большой ошибке, она хочет избавиться от гнетущего чувства вины, поэтому пытается выйти из временно́й петли.
🏙Кино для тех, кому больше нравится реальность
9 фильмов о женщинах, основанные на реальных событиях
Обложка: кадр из фильма «Петля времени»