По фильмам Мэрилин Монро помнят в основном как улыбчивую симпатичную блондинку — Голливуд беззастенчиво эксплуатировал внешность секс-символа. Однако в фильмографии Мэрилин были не только такие проекты. От теряющей рассудок няни до мстительной femme fatale — сделали подборку неочевидных ролей легендарной актрисы.
«Неприкаянные» (1961)
Режиссёр: Джон Хьюстон
Измученная неудавшимся браком Розлин приезжает в городок на Диком Западе. В один из вечеров вместе с подругой героиня случайно знакомится с двумя приятелями — ковбоями Гаем и Гвидо. Те кочуют по Неваде в надежде на случайный заработок. Новоиспечённая компания отправляется в горы на недостроенное ранчо приятелей. Там они живут типичную ковбойскую жизнь — ловят диких мустангов, но на самом деле пытаются справиться со съедающим душу одиночеством.
«Неприкаянные» собрали поистине звёздный каст. Помимо Монро, центральные роли исполнили самые желанные актёры Голливуда Кларк Гейбл и Монтгомери Клифт. Для двоих из них работа стала последней: Кларк уйдёт из жизни через несколько дней после завершения съёмок, а Монро — спустя два года. Грусти добавляет и тот факт, что вестерн получился на редкость минорным: герои пускаются в приключения исключительно из-за тоски и личных трагедий. В определённом смысле Мэрилин играла на экране саму себя: когда шли съёмки, актриса переживала болезненный развод с писателем Артуром Миллером — на основе его рассказа и создан сценарий.
«Можешь не стучать» (1952)
Режиссёр: Рой Уорд Бейкер
Когда-то Нелл столкнулась с чудовищной трагедией — смертью возлюбленного. Боль от потери была настолько сильной, что девушке приходится пройти курс лечения в психиатрической клинике. Выписавшись, Нелл продолжает обычную жизнь. Никто и предположить не мог, что лечение не помогло и у девушки серьёзное ментальное расстройство. С помощью дяди Нелл устраивается на небольшую подработку — няней в роскошном нью-йоркском отеле. Однажды уложив ребёнка спать, Нелл примеряет платье и драгоценности, принадлежащие его матери, и неожиданно «входит в роль». И когда на пороге «её» номера появляется незнакомый мужчина, Нелл вдруг живо представляет: это он, тот человек, которого она потеряла. В воспалённом сознании героини мелькает мысль: теперь они навеки вместе. Только ребёнок, за которым она присматривает, совсем некстати…
Тёмные коридоры отеля — идеальные декорации для того, чтобы медленно терять рассудок. Именно это и происходит с героиней Монро. В одной из самых недооценённых своих работ Мэрилин воссоздаёт образ человека, который на глазах превращается в опасное, способное на самые жестокие поступки существо. Лишённая любви, Нелл тешит себя самообманом и всё сильнее запутывается во лжи. Это заставляет вздрагивать в напряжении: какой страшный шаг она совершит следующим?
«Всё о Еве» (1950)
Режиссёр: Джозеф Лео Манкевич
Скромная Ева становится личной ассистенткой признанной бродвейской звезды Марго Ченнинг. Однако та не знает о больших планах девушки — честолюбивая карьеристка хочет занять место своей начальницы и даже её превзойти. И Ева упорно карабкается вверх к своей цели в мире голливудских сплетен и интриг.
У Мэрилин Монро здесь вовсе не главная роль: она играет наивную начинающая актрису Клаудию, которая здорово оттеняет образ Евы. Сложно представить более разных людей, чем расчётливая готовая идти по головам ассистентка, которой чужды сомнения, и сомневающаяся в своих талантах артистка. Невозможно не увидеть в этой роли пугающей параллели с собственной судьбой Мэрилин: та до конца жизни переживала, что недостаточно хороша в актёрском ремесле.
«Леди из кордебалета» (1948)
Режиссёр: Фил Карлсон
Юная Пегги и её мать Мэй вместе выступают в бурлеске. Пегги прочат большое сценическое будущее и уже сейчас называют звездой. Когда на одном из шоу девушка встречает Рэнди, влюбляется в него и объявляет о скором замужестве, Мэй пытается уберечь дочь от ошибок. В молодости с ней случилась похожая история, но родители её возлюбленного не смогли принять «недостойную» профессию бурлеск-артистки. Мэй уверена: семья Рэнди поступит точно так же. И всё же решает дать их отношениям шанс.
В первой в своей жизни главной роли Монро поражает энергией, которую вкладывает в песенные выступления — яркие, витальные и очень нежные. Лёгкая и наивная музыкальная сказка с заведомо хорошим финалом тем не менее учит важному — не судить о человеке по «обложке». Радует и намёк на феминистский посыл и сестринство: женщины здесь не язвят и не пытаются друг друга уколоть, а наоборот, поддерживают, перешагивая через предрассудки.
«Асфальтовые джунгли» (1950)
Режиссёр: Джон Хьюстон
Знаменитый вор, хитрый интеллектуал Эрвин освобождается из тюрьмы и затевает ограбление века. На кону без преувеличения миллионы, так что ставки высоки, и Эрвин нанимает блестящих исполнителей. А сбывать краденое герой планирует через адвоката Эммериха. Однако одна мелочь — и всё идёт не по плану.
Как и полагается нуарному фильму, здесь царит мрачная атмосфера цинизма и разочарования в жизни. В фильме нет исключительно положительных персонажей. Червоточина морального разложения проникла и в преступников, и в людей, которые вроде бы должны стоять на стороне закона. Правда, есть и существенное отличие: в «Асфальтовых джунглях» моральное разложение касается только мужских персонажей. Так, сыгравшая в фильме любовницу Эммериха Мэрилин Монро выглядит не классической нарочитой femme fatale, из-за которой происходят все беды, а наоборот — едва ли не воплощением чистоты.
«Ниагара» (1953)
Режиссёр: Генри Хэтэуэй
Полли и Рэй Катлер проводят медовый месяц на Ниагарском водопаде. Они знакомятся с соседями по коттеджу — другой супружеской парой, Джорджем и Роуз Лумисами. Идиллического отдыха на природе не получается: Полли и Рэя что-то необъяснимо беспокоит в новых знакомых. Оказывается, в паре действительно есть свои секреты. Джордж — ветеран корейской войны и страдает ПТСР, и это делает его жену несчастной. Ко всему прочему, муж сильно старше Роуз и изводит её бесконечной ревностью. Вскоре выясняется, что ревность не беспричинна. Полли застаёт Роуз с другим мужчиной и узнаёт, что любовники собираются избавиться от Джорджа.
На этот раз в нуарном триллере Мэрилин Монро досталась роль самой настоящей роковой женщины — ведь именно она становится причиной возможного убийства. Однако в исполнении Монро образ обретает редкую для femme fatale глубину. Её Роуз не только и не столько коварная преступница-обольстительница, сколько пойманная в ловушку жертва — жертва властного искалеченного войной человека. Фильм сознательно использует привлекательность Монро, демонстрируя это нарядами героини. Однако, надо признать, использует не забавы ради, как многочисленные романтические комедии. Сексуальность здесь выражает жажду жизни (которой у юной девушки толком не было). И одновременно с ней стремление к смерти (как и бывает в нуарах). Как, в общем-то, и бурлящие воды Ниагары, возле которых разыгрывается действие.
«Автобусная остановка» (1956)
Режиссёр: Джошуа Логан
Шери работает певицей в маленьком ресторанчике. Однажды на её голову сваливается совершенно ненужный поклонник — грубоватый ковбой Бо. Отказа мужчина не понимает, и поэтому Шери вынуждена буквально от него бежать. В попытке скрыться девушка садится на первый попавшийся автобус, но Бо следует за ней. По пути в соседний город автобус попадает в снежную бурю, и пассажиры ночуют в придорожном кафе. Там Бо ввязывается в драку и постепенно осознаёт: его план завоевания Шери никуда не годится.
Из 2024 года «Автобусная остановка» выглядит не ромкомом, а жутковатым кино о сталкинге. Как иначе назвать историю, в которой мужчина ни с того ни с сего решает, что предназначен для конкретной женщины судьбой, и не интересуется при этом её мнением? Да, с развитием сюжета Бо «перевоспитывается», смягчает свои ужасные манеры и понимает: грубость и напор в отношениях неуместны. Но сталкинг от этого никуда не девается. Тем не менее фильм можно смотреть как социальный комментарий на тему того, как в 1950-е в массовой культуре обстояли дела с отношением к женщинам. На них всё ещё смотрели как на объект. Ровно так Бо смотрит на Шери в начале знакомства — в упор не замечая её сложную эмоциональную натуру и не давая ей раскрыться.
«Обезьяньи проделки» (1952)
Режиссёр: Говард Хоукс
Гениальный чудак-профессор Барнаби работает над эликсиром молодости — безуспешно. Всё меняется, когда одна из живущих при лаборатории обезьян переворачивает всё вверх дном — а заодно перемешивает препараты из пробирок и выливает в кулер с водой. Эффект у этого напитка и правда получается «молодильный». Все, кто пробует воду, начинают вести себя беззаботно, как подростки — а потом мучаются от тяжёлого «похмелья». Сам профессор тоже попадает под действие эликсира и отправляется в автопутешествие на спонтанно купленной дорогой машине — вместе со своей секретаршей Лоис.
Фантастическая комедия — жанр для Мэрилин нетипичный. И всё же она в нём удивительно органична. Её Лоис не имеет ничего общего с образом глуповатой красавицы-блондинки, который Монро позднее навяжет мейнстрим. Секретарша Барнаби показана по комедийному канону смешной, но при этом умной и энергичной. Актёрская химия в дуэте Мэрилин и сыгравшего профессора Кэри Гранта — ещё одна причина обратить внимание на «Проделки».