Обычно мы затаив дыхание следим за приключениями главных героев любимых сериалов. И безоговорочно им сочувствуем. Однако иногда их характеры неуловимо раздражают, и симпатии зрителя — на другой стороне. Собрали персонажей, которые вели себя невыносимо.
Тед Мосби из «Как я встретил вашу маму»

Джош Рэднор и Коби Смолдерс / кадр из сериала «Как я встретил вашу маму»
Вряд ли на телевидении нулевых отыщется более романтичный герой, чем Тед «Тедди» Мосби. В начале сериала ему около 30, он живёт в Нью-Йорке с лучшими друзьями, строит карьеру архитектора и мечтает встретить Ту Самую. Эта идея прочно засела у него в голове. Теду не особо везёт в личной жизни, но он не сдаётся. Встретив однажды в баре Робин, которая позже войдёт в компанию его друзей, парень решает её добиться. Этим он и занимается — с переменным успехом — почти все оставшиеся сезоны. Они пробуют встречаться, расстаются, но мысль о Робин его не покидает — даже когда девушка собирается замуж за его лучшего друга.
На первых порах персонаж восхищал безумными эффектными жестами. Украсть для Робин французский синий горн со стены ресторана, в который они пришли на свидание? Вызвать дождь древним магическим танцем, чтобы девушка не поехала на уикенд с другим парнем? Тед готов на это!
Но в то же время романтичная натура Теда местами заходила слишком далеко.
Вспомним эпизод, где Тед устраивает Робин сюрприз, застав героиню врасплох в её пустой квартире. Он планирует красиво признаться ей в чувствах и приглашает для этого музыкантов. Как ни крути, а похоже на вторжение в личное пространство. И с каждым новым эпизодом влюблённость в Робин всё сильнее напоминает обсессию. Как в серии, где Тед узнаёт, что Барни провёл ночь с Робин, и смертельно на него обижается. К тому моменту Робин с Тедом давно не вместе, но герой ведёт себя как собственник. В последних сезонах Мосби по-прежнему страдает по бывшей возлюбленной. Финал сериала, когда Тед, потеряв жену, снова идёт признаваться в любви к Робин, ещё раз подчёркивает: характер Теда строился вокруг его одержимости Робин. На фоне ровных здоровых отношений Маршалла и Лили это видно особенно чётко. Эти двое любили друг друга без ревности и эмоциональных качелей.
При этом надо признать, в Теде Мосби было и то, что в него влюбляло. Все широкие жесты он совершал искренне, а ещё не стеснялся проявлять уязвимость. Возьмём хотя бы эмоциональную сцену, когда Барни попадает в аварию, и Тед в панике мчится к нему в больницу — не скрывая, что страшно перепуган. Или момент, когда герой произносит тост на свадьбе друзей и начинает плакать, вспоминая, как невеста бросила его самого у алтаря.
Росс Геллер из «Друзей»

Дэвид Швиммер / кадр из сериала «Друзья»
Росс появляется в пилотном эпизоде «Друзей» грустным парнем, которого только что бросила жена. Многозначительное меланхоличное «привет» становится его визитной карточкой и словно предупреждает: вокруг этого персонажа полно драмы. Как выяснится позже, драма происходит в основном в романтической жизни Росса. Немалую часть экранного времени Геллер жалуется на одиночество. Временами Росс походит на Теда Мосби. Он не умеет быть один, а его «привычка жениться» стала для друзей локальным мемом.
Однако даже влюблённый Росс во вроде бы счастливых отношениях ведёт себя токсично.
Герой явно считает, что он умнее и успешнее своей девушки Рэйчел — ведь у него есть докторская степень. Он подкалывает якобы «глупую» Рэйчел, а в одном из эпизодов пишет список её недостатков, где называет «всего лишь официанткой». Он снисходительно относится к желанию партнёрши развиваться в модной индустрии. Однажды уговаривает её остаться в Нью-Йорке, когда та получает предложение работать в Париже. И это не говоря о сотнях шуточек Росса о том, что его сестра Моника в детстве не была худышкой. Об интеллектуальных способностях Джоуи. Или о страсти Фиби к эзотерике. Вырисовывается портрет не сильно приятного мужчины.
Не обеляя токсичного поведения Росса, заметим: на персонажа очень повлияла семья. Он был долгожданным первенцем. Очевидно, поэтому Геллер-младший рос любимцем родителей, которые уделяли ему больше внимания, чем Монике. Отсюда растут корни эгоцентричности Росса, который привык по умолчанию быть лучше других и получать всё и сразу. Если что-то шло не по его сценарию, Росс включал капризного ребёнка. Этот «ребёнок» требовал, чтобы любимая девушка пожертвовала своими амбициями. Или, скажем, заявлял возмущённой Рэйчел, что не считает секс с другой изменой, потому что «у них был перерыв».
И, конечно, спорное поведение Росса отчасти компенсируют невероятно трогательные моменты, когда он задвигал эгоизм подальше ради близких. Например, в эпизоде со свадьбой его бывшей жены Кэрол родители невесты не одобряют её новую любовь. Росс же уговаривает героиню играть свадьбу несмотря ни на что. Получается, Геллер победил уязвлённую гордость и смог поддержать экс-супругу, хотя очень страдал из-за их разрыва.
Кэрри Брэдшоу из «Секса в большом городе»

Сара Джессика Паркер / кадр из сериала «Секс в большом городе»
Именно голос Кэрри мы слышим за кадром «Секса в большом городе», когда героиня пишет остроумные колонки об отношениях, сексе и жизни в Нью-Йорке. О встрече с мистером Бигом (также известном как Мужчина её мечты), романах с дизайнером мебели Эйданом и художником Александром Петровским. О попытках наскрести денег на аренду квартиры, которым очень мешает слабость к брендовым туфлям. Кэрри Брэдшоу — яркая, стильная, смешная, ей никогда не приходится скучать. Наблюдать за её приключениями действительно увлекательно. В то же время мы следим за ними не без раздражения.
Героиня страдает той же «болезнью», что и Тед из «Как я встретил вашу маму»: она зациклена на одном-единственном человеке.
Кэрри одержима Бигом, он становится для неё объектом желания, притягательным и загадочным (даже его реальное имя раскроют только к финалу шоу). С Бигом Кэрри изменяет Эйдану — парню, который её любил и надеялся на «долго и счастливо». Эйдан был противоположностью Бигу — открытый и простой, ему бы и в голову не пришло внезапно исчезать из жизни партнёрши и так же внезапно в неё возвращаться. Но героиню это не привлекает. Она ведёт себя с бойфрендом откровенно некрасиво. Речь не только об измене. Действия Кэрри будто демонстрируют, как мало Эйдан для неё значит: от эпизода, где героиня теряет собаку парня во время свидания с Бигом, до совместного загородного уикенда. В той серии, где Эйдан приглашает девушку в деревню, Кэрри начинает скучать по «цивилизации» уже спустя пару минут. Она чересчур драматично сообщает Эйдану, что, как дитя городских джунглей, не может здесь оставаться. В итоге после нескольких сезонов мытарств героиня возвращается к Бигу. И это токсичное партнёрство, полное недомолвок и манипуляций, романтизируют создатели шоу.
В список «грехов» Кэрри можно записать и эгоизм. Нередко она предпочитает отшучиваться, когда близкие рассказывают о своих болях. Или скорее переводить разговор на себя. Например, когда в пятом сезоне Миранда жалуется на послеродовую депресиию, Кэрри не особенно её слушает. Ей важнее скорее поделиться собственными проблемами. Наконец, героиня беззаботно тратит деньги на наряды и развлечения, которые не может себе позволить. А когда приходит время оплачивать счета, рассчитывает на подруг. В четвёртом сезоне девушка срывается на Шарлотту, когда та не предлагает ей деньги на покупку квартиры. По мнению Кэрри, подруга должна была их одолжить, ведь она успешная галеристка с доходом в несколько раз больше Брэдшоу. Кажется, это называется инфантилизмом.
Однако Кэрри — это живой человек, и в ней уживается плохое и хорошее. Никто не утверждает, что она само совершенство. Героиня совершает сомнительные поступки, и это сближает экранного персонажа с реальными людьми, заставляет сочувствовать, в чём-то узнавать себя. Выдохнуть: уф, никто не идеален, даже Кэрри Брэдшоу. Ей не чужда рефлексия, она привыкла размышлять над своими ошибками — переживать из-за того, что разбила сердце Эйдану. Из-за того, что причинила боль жене Бига Наташе. Кэрри не раз проявляла себя замечательной подругой — поддерживала Миранду на похоронах матери, Саманту, когда у той диагностировали рак. Прямо на свадебной церемонии заверяла сомневающуюся Шарлотту, что ей не обязательно выходить замуж за Трея.
Елена Гилберт из «Дневников вампира»

Нина Добрев / кадр из сериала «Дневники вампира»
Елену описывают эмпатичной, доброй, прямолинейной старшеклассницей, которая всегда придёт на помощь друзьям. Жизнерадостной, хотя после гибели родителей в автокатастрофе она долго не могла оправиться. Всё меняется, когда героиня встречает Стефана, а затем его брата Дэймона — древних вампиров в обличии молодых красавцев. Треугольник «Стефан — Елена — Дэймон» продержится очень долго, пока в финале восьмого сезона девушка не выйдет замуж за одного из них.
Находясь в отношениях со Стефаном, она начинает влюбляться в Дэймона — и очень долго мечется между двумя кандидатами. Невольно на ум приходит параллель с главной антагонисткой сериала — вампиршей Кэтрин, двойником Елены.
Когда-то Кэтрин играла с чувствами обоих братьев. Сильнее досталось Дэймону: он провёл почти 150 лет в отчаянных попытках освободить возлюбленную из гробницы — в то время как её там не было. Кэтрин водила Дэймона за нос, а сама была озабочена одним — заслужить прощение могущественного вампира Клауса. Во втором сезоне Елена похожим образом пользуется влюблённостью Дэймона. Она хочет, чтобы тот помог ей найти секретную информацию о Локвудах — опасных оборотнях. Когда герой исполняет просьбу, Елена говорит ему держаться от неё подальше.

Пол Уэсли и Иэн Сомерхолдер / кадр из сериала «Дневники вампира»
Претензии к манипулятивному поведению Елены выглядят обоснованно, если забыть, сколько ей лет и в каких обстоятельствах она оказалась. Представьте: вам 17, вы потеряны, переживаете чудовищную травму — и вдруг узнаёте, что вампиры существуют. Более того, ваш бойфренд — один из них. Слишком много для подростка. Елена попадает в совершенно новую для себя реальность. В ней она становится мишенью для злодеев — и при этом ей как-то нужно защитить младшего брата Джереми. В таком хаосе немудрено запутаться в романтических чувствах. Героиня и правда ведёт себя со Стефаном и Дэймоном сомнительно. Но сделаем скидку на юный возраст и опасный мир, в котором нужно выживать. Здесь не до моральных дилемм. Не лишним будет вспомнить, что братья-вампиры были на сотню лет старше Елены. В сущности, в её жизнь вмешиваются очень взрослые опытные мужчины, втягивают в свои междоусобицы — и девушке нужно как-то со всем разбираться.
Чак Басс из «Сплетницы»

Эд Вествик / кадр из сериала «Сплетница»
Ученик престижной школы Констанс, бэдбой и наследник миллиардов прославился циничным прищуром, любовью к тусовкам, лимузинам и дорогим костюмам. И легендарной фразой «Я Чак Басс», которой герой привык объяснять любое своё поведение. Чак — запретный плод, о котором заранее известно, что он ядовит, но к которому всё равно тянутся десятки рук. Таким он предстаёт в первых эпизодах. Так что поведение Басса вполне ожидаемо: кутежи с алкоголем и запрещёнными веществами в сопровождении девушек из эскорта. Другое дело — что многие поступки Чака напоминали абьюз.
Отношения Чака с Блэр были обоюдно токсичными, но в третьем сезоне герой совершает ужасное — буквально «продаёт» девушку своему дяде Джеку.
Это часть сделки: в обмен Джек отдаёт племяннику дорогой отель. Нет, нам не показалось, Чак действительно способен на торговлю людьми. Равно как и на сексуализированное насилие. В первом сезоне на вечеринке он домогается 15-летней Джинни. И если бы не вмешательство Серены с Дэном, всё закончилось бы изнасилованием. Несколькими сезонами позднее Басс безапелляционно заявляет Блэр, что она «принадлежит ему», грубо схватив её и повалив на пол. Его вывело из себя то, что девушка решила с ним порвать и выйти замуж за принца Монако.
Оправдать насилие и харассмент нельзя ничем. Однако можно объяснить, почему Чак стал именно таким. Чем дальше разворачивается действие, тем глубже мы погружаемся в личную драму персонажа. Его мать умерла во время родов и детство он провёл с холодным отцом. Барт Басс отдал сына на попечение гувернанток и сам занимался исключительно бизнесом. Уже будучи взрослым, герой пытался получить немного отцовского одобрения или хотя бы внимания. Но это не удавалось. Кажется, один из немногих эпизодов, где Чака по-настоящему жаль, — тот, в котором он приходит к Бассу-старшему с планом развития их компании. Парень воодушевлён и надеется, что сможет быть полезен в семейном деле. Барт отвергает инициативу — и Чака это серьёзно ранит.
Герой, безусловно, усвоил себе циничность отца, готового перешагнуть через мораль. Вот откуда появляется это жестокое решение «обменять» Блэр на желанный отель. Недолюбленный ребёнок выживал как умел. То, как отчаянно он хотел родительской любви, видно и по взаимоотношениям Чака с самозванкой Элизабет, выдавшей себя за его мать. Какая-то часть героя готова была поверить в невозможное — что мама не погибла во время родов. Иллюзия рушится, когда выясняется: Элизабет манипулировала им ради наследства Барта.
Самуэль Гарсия из «Элиты»

Итзан Эскамилья / кадр из сериала «Элита»
Самуэль — один из трёх учеников обычной школы, оказавшихся в престижной школе Лас-Энчинас. Подросток, воспитанный матерью-одиночкой, честный и принципиальный, привязанный к семье, Саму был эдаким моральным компасом для остальных героев. С достоинством отвечал на выпады новых одноклассников, презиравших его за бедность. Злился на лучшего друга Омара, узнав, что тот занимается наркодилерством.
Но от серии к серии характер Самуэля становился мрачнее, жёстче и агрессивнее.
Порицая Омара за продажу наркотиков, он сам устраивается курьером и развозит сомнительные пакеты клиентам — чтобы раздобыть для семьи денег. Герой старается контролировать своего старшего брата Нано, только что вышедшего из тюрьмы. Когда Нано справедливо возражает против «курьерской работы», Самуэль в бешенстве его избивает.

Итзан Эскамилья и Мария Педраза / кадр из сериала «Элита»
В отношениях с девушками Саму тоже не образец благородства. Он раскрывает положительный ВИЧ-статус своей возлюбленной Марины всему классу — пусть и не намеренно. Изначально герой делится этим только в переписке с друзьями и братом во время урока, но учитель забирает у него телефон и читает сообщения вслух. Марина предпочла держать свой статус в тайне, и бойфренд точно не имел права рассказывать о нём кому-то ещё. Не лучшим образом он ведёт себя с Карлой. Самуэль разыгрывает сердцееда и сближается с ней, узнав, что маркиза замешана в убийстве Марины. Карла поддаётся на эти уловки, и у них начинается короткий роман. Последнее особенно удивительно, потому что проницательная героиня легко раскусила бы обман. Кроме того, Самуэль никак не подходит на роль плейбоя. Впрочем, мотивация персонажей никогда не была сильной стороной «Элиты». Карла действительно начинает что-то чувствовать к Самуэлю. Герой пользуется этим ещё раз. Он инсценирует собственную смерть, чтобы вынудить девушку пойти в полицию и признаться: Марину убил её бывший парень Поло.
С другой стороны, в этом шоу нет абсолютно непогрешимых героев — у всех свои тайны, слабости и зависимости. Наверное, оставайся Самуэль однозначно хорошим, он раздражал бы именно этим. Но, попав в мир интриг, амбиций и больших денег, раскрылся гораздо интереснее. Пропасть между богатыми и бедными, классовые предрассудки, жертвование принципами — эти темы звучат острее, когда в герое борются противоположности.