Многим знакомо: нас раздражает человек, но мы продолжаем следить за ним в интернете. Или досматриваем до конца фильм, который бесит, или следим за ненавистным блогером. У такой модели поведения даже есть название — хейтвотчинг. Откуда он берётся, как с ним бороться и стоит ли — разбираемся.
Что такое хейтвотчинг
Хейтвотчинг — потребление любой информации, которая вызывает у человека негативные эмоции. От просто неудачного выбора контента у блогеров, сериалов или фильмов его отличает систематичность: мы не выключаем раздражающий сериал на половине первой серии, а досматриваем все сезоны, не отписываемся от раздражающего блогера, а просматриваем каждый его пост — и так далее.
Широко об этом явлении заговорили в 2012 году: тогда был популярен сериал Smash — и его зрителей, несмотря на большое количество просмотров, возмущали плохая игра актёров и непродуманный сюжет. Кинокритик журнала The New Yorker Эмили Нассбаум
о сериале статью . В ней она призналась, что досмотрела сериал, несмотря на все недостатки, и назвала своё поведение хейтвотчингом.Похожее, но чуть более узкое понятие — хейтфолловинг. Это слежка в соцсетях за личностями, которые человеку не нравятся: миллионы негативных комментариев под твитами Дональда Трампа или постами Ольги Бузовой и Яны Рудковской во всех соцсетях. А ещё есть хейтридинг (чтение того, что бесит) и хейтлистенинг (прослушивание того, что бесит) — в общем, термины для любых форматов получения информации с «хейтом» в начале.
Не стоит путать хейтвотчинг и хейтфолловинг с guilty pleasure. Последнее — про увлечения, искреннее удовольствие от которых мы осознаём, но которые при этом порицаются в обществе. А хейтвотчинг — про неосознанную потребность.
Зачем мы занимаемся хейтвотчингом
Кажется, что странно постоянно следить за тем, что нас бесит, в медиа: можно же просто перестать. Но это не всегда получается — и вот почему.
Наш мозг острее реагирует на негатив
Доказано, что наш мозг острее
на негативные эмоции, а не на позитивные. Это связано с эволюцией человека: мозг устроен так, чтобы заставлять нас избегать любой опасности — а значит, он пытается просчитывать любые варианты возможных угроз. Иногда такой угрозой становится негатив, который мы испытываем из-за того, что кто-то или что-то в медиа не соответствует нашим представлениям. Это происходит потому, что нам кажется: кто-то или что-то может лишить нас возможности жить привычной жизнью — а новое всегда страшно.Хейтвотчинг даёт иллюзию контроля
Например, когда мы видим поведение раздражающих блогеров, то думаем: «Я выше этого», а при просмотре неинтересного сериала с плохой актёрской игрой замечаем, как плохо он сделан. Это тоже связано с эволюцией: подсознательно мы понимаем, что источник возможной опасности лучше не оставлять без присмотра, и пытаемся сами повлиять на него.
Хейтвотчинг связан с желанием почувствовать хоть что-то
Как бы грустно это ни звучало, иногда в нашей жизни вообще ничего не происходит: кажется, что мы живём в бесконечном дне сурка, и эмоций получить просто неоткуда. Раздражение или ненависть в этом случае — способ вырваться из рутины, а испытывать негативные эмоции тоже бывает приятно и полезно.
Хейтвотчинг — это про выплёскивание эмоций
Давайте честно: иногда возможности выплеснуть накопившийся негатив не хватает. А побомбить на раздражающий сериал — гораздо безопаснее, чем на ребёнка или коллег. Тем более ребёнок или коллеги могут с вами согласиться, а злиться вместе — веселее.
Разделение эмоций помогает сблизиться с людьми
И даже способствует налаживанию социальных связей. Когда мы хотим подтвердить свои негативные чувства по поводу просмотра сериала, мы начинаем читать комментарии, потом отвечать на них — и тем самым приобретать новые контакты с людьми. Точно так же работают сплетни: нам приятно обсуждать других (пусть и не в самом приятном ключе!), ведь во время обсуждения вырабатывается окситоцин, известный как «гормон привязанности».
Станьте первым, кто оставит комментарий