Тишина. Играет тревожная музыка. Герои спускаются в подвал, чтобы проверить, кто издаёт странные звуки. В полной темноте лишь зловеще мигает лампочка — поединок с монстром неизбежен. Зритель напрягается в ожидании скримера. Если такое частенько происходит с обычными фильмами ужасов, то в видеоиграх жанра интерактивного кино все самые глупые и опасные решения игрок принимает сам. 

Что такое интерактивное кино

Интерактивное кино — это вид видеоигр, в котором упор делается не на функциональные действия вроде стрельбы во врагов, перезарядки оружия или выслеживания цели, а на моральный выбор, влияющий на судьбу персонажа. Например, если в Genshin Impact важно найти редкий артефакт, прокачать персонажа и победить боссов, чтобы пройти сюжет до конца, то в Detroit: Become Human — самой популярной игре в жанре интерактивного кино — история не имеет определённого финала. Она состоит из развилок с множеством вариантов выбора, продвигаясь по которым зритель сам пишет сценарий. 

Повествование в таких играх часто бывает нелинейным. Игрок проходит одну и ту же сцену, управляя разными персонажами. А может проживать события, происходящие с одним героем, но в разном времени. Эти приёмы нацелены на максимальное погружение в сюжет. 

Чем интерактивное кино отличается от других видеоигр

Сюжет в руках игрока 

Главная фишка интерактивного кино — сюжетом управляет игрок. От него зависит не только во что будет одет персонаж, но и какие трудности переживёт. А может, и не переживёт: если герой умирает, то умирает навсегда, без возможности возрождения. В некоторых играх есть контрольные точки — сохранённые места, откуда при желании можно перепройти игру в случае неудачи. Но зачастую перемещение между ними затруднено, и, чтобы спасти любимого персонажа, приходится переигрывать целые главы. 

Это последствия «эффекта бабочки», который обыгрывается во многих произведениях этого жанра. Любое, даже самое на первый взгляд незначительное действие может привести к непредсказуемым последствиям. Так, в игре Until Dawn убийство белки в начале игры приводит к тому, что маньяк неизбежно находит одну из главных героинь в середине сюжета. Подобные последствия образуют много различных концовок. Играя в одну и ту же игру, два человека могут получить абсолютно разные истории с противоположным финалом.

Концовки в интерактивном кино только условно можно разделить на хорошие и плохие: кто-то считает важным, чтобы все герои выжили, а для кого-то главное — выбрать более «захватывающие» варианты, чтобы посмотреть, какими окажутся последствия.

Кинематографичность игрового процесса

Геймплей в интерактивном кино начинается с завязки: место действия, обстоятельства и герои. Познакомившись с персонажами, игрок начинает продвигаться по сюжету, в котором редко когда известна конечная цель. Она, как и в обычном кино, складывается из жизненных обстоятельств, меняющихся в течение произведения: постепенно выясняется, что нужно что-то найти, кого-то спасти, куда-то добраться. 

Пользователь активно взаимодействует с игровым миром: говорит с персонажами, выполняет задания и осматривает обстановку. Игровое пространство наполнено мелкими деталями. Интерьер продуман до мелочей, а пейзажи выглядят как настоящие. Изначально многие игры в жанре интерактивного кино были эксклюзивами для обладателей приставок — предполагалось, что игрок сможет разглядывать детали реалистичной картинки на большом экране телевизора. 

По этой же причине для прохождения таких игр был необходим джойстик. Поэтому взаимодействие с игровым миром в основном происходит через QTE-миссии. QTE (Quick Time Events) — это ситуации, когда пользователю необходимо нажать на кнопки контроллера, пока не истекло время. Как правило, это происходит в стрессовый для персонажа момент: погоня, драка или, например, отработка внезапно приобретённого навыка скалолазания. 

Чаще всего у персонажа отсутствует инвентарь — если игрок что-то нашёл, то это что-то будет использовано сразу. Существуют примеры, где у персонажа всё же есть условный рюкзак с находками, но такой элемент встречается довольно редко. Чего нет всегда — строки с очками здоровья. Это разрушило бы кинематографичность игрового процесса. По той же причине повествование идёт от третьего лица: мир показывают из-за спины героя, которым в данный момент управляет игрок.

Реалистичный мир и персонажи

Интерактивное кино учит выбирать с умом и ставит игрока в неожиданные обстоятельства. Совместное прохождение таких игр может помочь узнать много нового о друзьях или партнёре. Например, кого ваш близкий выберет спасать в пожаре и сможет ли пойти на преступление ради благой цели. Ответы на эти вопросы пользователи ищут в условиях максимальной реалистичности происходящего. Реалистичность достигается благодаря специальной технологии motion&performance capture. Это когда на тела и лица актёров ставятся датчики, которые позволяют оцифровать человека для создания игровой модели.

Это значительно повышает детализацию игрового мира по сравнению с нарисованным с нуля. Разработчики игры Beyond: Two Souls создали более 23 000 уникальных анимаций и отсняли не менее 300 персонажей. И хотя это совсем не дёшево и не быстро, компания не прогадала. Каждая из нашумевших игр их производства (Heavy Rain, Beyond: Two Souls, Detroit: Become Human) в своё время становилась самой масштабной в жанре интерактивного кино. А их последние эксклюзивы для PlayStation были настолько успешны, что компания решила расширить аудиторию до пользователей ПК.

Смотреть так же интересно, как и играть

Несмотря на то что игры в этом жанре не предполагают многопользовательского онлайн-режима, во многие из них можно играть компанией. Так как сюжет разделён на главы и сюжетные ветки отдельных персонажей, можно разделить их прохождение между несколькими игроками. Например, в серии игр The Dark Pictures Anthology есть функция «киновечеринка», при которой пользователи выбирают своих героев, а на экране показывается, чья очередь управлять контроллером.

Преимущество интерактивного кино в том, что скучно не будет даже тем, кто просто смотрит. Происходящее на экране похоже на полноценный фильм. К тому же можно поспорить с друзьями, какое решение будет правильным, и тогда точно никто не останется в стороне. По этой же причине популярны видео с прохождением таких игр — летсплеи по интерактивному кино могут послужить хорошим выходом, если нет возможности играть самим. 

С каких игр начать 

Life is Strange

Где играть: Windows, Linux, macOS, PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One, iOS, Android, Nintendo Switch

Графический сериал разделён на сезоны и эпизоды, в течение которых игрок проживает разные истории персонажей со сверхспособностями. Первая часть рассказывает о жизни американской школьницы Максин Колфилд, которая обнаружила у себя способность перематывать время на несколько минут назад с помощью старого фотоаппарата. Это трогательная история о взрослении, первой любви и поиске ответов на самые сложные вопросы. 

Игра подойдёт начинающим, так как в ней не самое сложное взаимодействие с окружающим миром и есть редкая для жанра возможность — мгновенно переиграть каждое решение благодаря перемотке времени. Несмотря на не самую детальную по современным меркам графику, в Life is Strange больше элементов от кино, чем от игры. Несомненным плюсом можно считать возможность прохождения и на приставках, и на ПК. Из минусов — перевод на русский язык только с помощью субтитров.

Little Hope

Где играть: Windows, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series X/S, Nintendo Switch

«Запертые и изолированные в заброшенном городке Литтл-Хоуп, четыре студента колледжа и их профессор должны спастись от кошмарных призраков, которые неустанно преследуют их сквозь непроницаемый туман» — так описывают игру создатели. Она хорошо подойдёт для любителей слегка испугаться, так как пугают пользователей в основном довольно предсказуемыми скримерами. Атмосфера старых легенд о ведьмах Новой Англии, множество загадок и непредсказуемый финал обеспечивают 5 часов геймплея. В ходе игры можно потерять несколько персонажей, но это откроет различные варианты концовки. 

Until Dawn

Где играть: PlayStation 4

Восемь героев, которых объединяет вина за смерть двух подруг, должны провести ночь в доме посреди заснеженных гор. Только в конце станет ясно, является ли то, что их преследует, мистическим или криминальным. И только от игрока зависит, кто из героев доживёт до рассвета. Увлекательный хоррор, на прохождение которого потребуется чуть больше 8 часов, поднимает проблему травли и погружает игрока в темноту, где стоит бояться каждого шороха. Каждое судьбоносное решение отразится эффектом бабочки на экране и даст зрителю понять, почему стереотипно глупые персонажи фильмов ужасов совершают такие очевидные ошибки. 

По словам создателей, игра концентрируется на ощущении неминуемой угрозы, страх от которой команда тестировщиков даже измеряла с помощью медицинских процедур. 

Beyond: Two Souls

Где играть: PlayStation 3, PlayStation 4, Windows

История Джоди Холмс, девочки, невольно связанной с душой из потустороннего мира, трогает искренностью, реалистичностью и невероятной актёрской игрой Эллен Пейдж. Здесь нет до конца хороших или плохих персонажей, у каждого, включая главную героиню, есть благие намерения и дурные поступки. Создатели ставили главной целью дать игрокам почувствовать максимум эмоций, привязаться к героям и после финальных титров ощутить опустошение, подобное уходу близкого человека. 

За время геймплея зрители успеют пережить вместе с Джоди её детство, ощутив себя покинутым ребёнком, которому никто не верит. Юность, проведённую в борьбе за личность с призраком внутри. И взросление — работу на ЦРУ, предательство не то себя, не то целой страны, большую любовь и большой обман. Рефлексия чувств здесь балансирует с динамичными сценами боёв, в которых можно выбрать несколько уровней сложности в зависимости от того, как хорошо вы умеете выполнять QTE. 

Detroit: Become Human

Где играть: PlayStation 4, Windows

Футуристическая игра о недалёком будущем, в котором человекоподобные андроиды обретают сознание, стала самым успешным проектом студии Quantic Dream. Теперь она задаёт высокую планку всем играм в жанре интерактивного кино. Через истории трёх центральных персонажей-роботов — Кэры, Конора и Маркуса — игрок погружается в мир, где ему нужно самому решить, способна ли машина любить и заботиться, желать свободы, искать себя и чувствовать несправедливость. 

Андроид-мать, андроид-полицейский, андроид-революционер и человечество, которое понятие не имеет, что создало. Эмоциональная и динамичная игра, в которой каждый найдёт кому сопереживать и над чем задуматься. У неё бесчисленное множество концовок, сменяющих друг друга в зависимости от каждого решения игрока. Можно не только стать сценаристом будущего, но и ответить на вопрос «Что значит быть человеком?».

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий