Знать
24 февраля 2021

«Хотите смотреть — смотрите, но никто не обещал, что вам понравится». Певица Саша Москалец о своём проекте «Лютик»

Мрачность и нежность могут давать интересное сочетание.

Саша Москалец — авторка проекта «Лютик» и участница группы Sewage Sour. В прошлом году она выпустила искренний и драматичный альбом «Банши» и сейчас готовит новый релиз. Её музыку называют протопанком и поп-роком. Мы пообщались с певицей о музыке, экспериментах со звуком и видео и о работе в глянце.

Лютик — цветок, название которого является производным от слова «лютый». Растение получило имя благодаря ядовитому соку. При этом сам цветок выглядит мило, и жёлтые лепестки кажутся вполне дружелюбными.

Так и с песнями Саши — хрупкий внешний образ в тандеме с мелодичным звучанием обрамляет тяжёлые тексты о тоске и безысходности. «Завтра никогда не наступит». «Я хотела бы здесь всё сжечь». «Будто бы кошмары наяву, вся в крови — это на полторы недели», — если вы узнали тут свою ежемесячную боль, то всё правильно: это трек «Эти дни» с того же альбома «Банши». И всё это под бодрую музыку! 

Смотреть ещё!

Почему — «Лютик»?

Больше всего мне нравится этимология слова. Его дуальность, сочетание злого и милого. Оно для меня как живое.

Кто сейчас работает над «Лютиком»?

Я пишу песни под укулеле и координирую все процессы, отвечаю за весь визуал и вообще всё. Мой муж Тара Москалец продюсирует проект и отвечает за его звучание. В нашей команде ещё есть басист Саша Басиан (продюсер Son est roze) и гитарист Андрей Ботов. Недавно у нас появилась арт-директорка — Катя Утёнышева. Вместе с ней мы сняли все видеоработы, и сейчас работаем над новыми.

Смотреть ещё!

Начинающие артисты на первую запись часто возлагают надежды: «Вот сейчас как запишу, опубликую, и пойдут слушатели». У вас было такое?

Если честно, нет. Я даже не помню, когда случилась первая запись, — с тех пор будто прожито несколько жизней. Плюс я реалистка, довольно трезво смотрю на вещи. А ещё мне очень долго не было важно быть услышанной большинством — в андеграунде есть своё очарование. Мои самые любимые музыканты — это обычно что-то довольно нишевое. Но с проектом «Лютик» захотелось поэкспериментировать. Так что пока что всё идёт по плану.

Как поэкспериментировать?

Изначально я хотела делать акустику под укулеле. В новом релизе будет больше электроники, инструментов, да и вообще музыки. И автотюна! Я долго боролась со своей любовью к автотюну, но что поделать, если практически все мои любимые песни созданы с его участием. 

Эксперименты всегда получаются? Не бывало такого, когда хотелось бросить работу над песней и она теперь где-то в небытии?

Ненавижу бросать дела на полпути, поэтому таких прецедентов не было. Бывает, в процессе работы мне кажется, что песня теряет свою актуальность. Иногда ты сомневаешься в строчке, но даёшь ей шанс. Часто этот шанс — опрометчивый. Я считаю, что лучше переписать весь куплет, если чувствуешь, что он недостаточно сильный или ощущается натянутость смыслов и форм. 

Для меня песни — не просто повод высказаться, а всё же произведение искусства. Хочется, чтобы спустя 10 и 100 лет можно было найти в этом что-то актуальное для себя. 

В твоих песнях сочетается весёлое и мрачное. Какие темы тебе близки, а какие не хочется затрагивать?

Я против любой табуированности, здесь мне хочется быть максимально свободной. Я не делаю то, что мне просто нравится, в принципе. У меня другой подход — делаю то, что чувствую важным в моменте, принимаю решения быстро и без советов. 

Мне, если честно, не так важно чьё-то мнение. Обычно я сама понимаю, как что должно выглядеть и звучать. А после я собираю фидбек у друзей — не потому, что мне нужен совет. Скорее, я хочу увидеть и услышать свою музыку глазами других людей. 

Например, я часто делаю выбор в пользу грязного звучания или шумов. Мне нравится, когда у гитары появляется какой-нибудь необычный отзвук. Если при записи порвалась струна — не страшно, такие вещи делают звук настоящим и менее глянцевым. 

В прошлых интервью ты рассказывала, что сама делаешь визуал и стилизуешь клипы. Расскажи о процессе.

Я много лет занимаюсь продюсированием и стилизацией — это часть моей основной профессии. Не представляю, как можно абстрагироваться от этих процессов в сольном творчестве. Когда придумываю песню, уже в общих чертах знаю, как будет выглядеть клип. Более того, я представляю, как это реализовать технически. Мне нравится вникать в процесс до конца.

Забавно, что в последнее время я часто сталкиваюсь с персонажами, которым приходится доказывать свою экспертность. Узнала о такой позиции, что артист должен петь и не мешать на съёмках другим членам команды. Рада сообщить, что отношусь к каким-то другим артистам, которые могут и хотят не только петь, но и строить декорации, заниматься кастом, выбирать сеттинг и всё такое! И самая большая моя радость в том, что в моём собственном творчестве никто мне этого не запретит

В твоём инстаграме* указано, что кроме музыки, ты работаешь в ELLE Russia. Расскажи, чем там занимаешься?

Я бы не сказала, что профиль в инстаграме* полностью отражает весь спектр моих занятий. Но рада, что есть возможность о них рассказать!

На самом деле я — маркетологиня и продюсерка съёмок с опытом в 9 лет, а все свои музыкальные видео я в основном стилизую и продюсирую самостоятельно. Поэтому работой в ELLE и одним музыкальным проектом моя деятельность не ограничивается. 

Например, кроме сольной истории, я уже давно играю в электронной группе Sewage Sour, которую тоже нежно люблю. Мы с ребятами вместе уже больше пяти лет. Началось с дружбы и песен под укулеле, закончилось туром по Италии, концертами, фестивалями. Сейчас с Sewage Sour готовим новый релиз. 

Что было раньше, «Лютик» или Sewage Sour?

Проект «Лютик» — вторая музыкальная история для Саши. Больше пяти лет девушка является солисткой Sewage Sour. Последние работы ребята выпустили в 2020 году — сингл Grust и альбом Otmena. Тексты в основном построены вокруг человеческих чувств и эмоций, с элементами меланхолии. «Я однажды устану умирать и откажусь — Я однажды не обернусь на твою грусть».

Смотреть ещё!

Как получается совмещать работу в крупной компании, творчество, туры?

Мне кажется, секрет заключается в том, чтобы всегда планировать тысячу дел, и хотя бы пятьсот из них доводить до конца. Я всё время в движении, никогда не останавливаюсь. Не знаю, надолго ли этот заряд, но пока не подводил.

Я не люблю выбирать, но творчество и семья всегда стоят в приоритете. Работа для меня — прежде всего способ зарабатывать деньги.

А музыка уже что-то приносит?

Не могу сказать, что мы зарабатываем на творчестве золотые горы, но, если честно, после выхода второго альбома я приятно удивлена фидбеком, в том числе и финансовым. Мы продали много музыки в сериалы, в разы больше заработали на прослушиваниях и даже в карантин выступали на онлайн-мероприятиях. Дела идут хорошо, получается.

Наверное, самое значимое событие за последнее время — это интеграция в сериал «Трудные подростки». В «подростках» звучит песня «Сезанн» из первого альбома «Еду в Йошкар-Олу», которую, кстати, я написала как раз в итальянском туре с Sewage Sour. 

Смотреть ещё!

Можешь сказать, что альбом прошлого лета «Банши» выстрелил?

Для меня «выстрелило — не выстрелило», это прежде всего моё собственное ощущение от результата работы. В случае с «Банши» я была приятно шокирована притоком новой аудитории.

Смотреть ещё!

Более того, после выпуска альбома стримы только растут, так что я бесконечно замотивирована. Ну и очень приятно заходить на Spotify в любое время дня и ночи и видеть, сколько людей тебя слушают прямо сейчас. Непередаваемое ощущение.

А были периоды спадов, когда хотелось бросить музыку? 

Я считаю себя вполне настоящей музыканткой. И музыкой занимаюсь не для того, чтобы до кого-то достучаться, а потому что не могу её не писать. Тем более сейчас, когда я чувствую себя на подъёме. 

Для меня аудитория — это вообще не самый главный показатель. Если бы я была тигром, то не на цирковой арене, на потеху зрителям, а в зоопарке. Хотите смотреть — смотрите, но здесь никто не обещал, что вам понравится и будет весело.

Расскажи, что интересное готовите в ближайшее время? 

Мы буквально только что сняли тизер на весь альбом, где звучат семплы из нескольких новых песен и освещена концепция релиза.

В съёмках участвовал робот из пространства SENSE, который также играет важную роль в одном из клипов. Кроме того, мы готовим ещё одну работу с нашим любимым режиссёром Максимом Диденко и видео с одним благотворительным проектом, о котором пока нельзя рассказывать (хоть очень хочется).

Кажется, что ты всё время в работе. А как отдыхаешь? 

Я стараюсь не делать ничего, что мне не нравится. Поэтому пытаюсь не уставать, делать передышки и сплю. Мне кажется, я живу такой жизнью, что специально придумывать развлечения нет смысла. Встречи с редакциями глянцевых журналов, постоянные съёмки, мероприятия, работа на студии. Всё это безумно интересно и очень драйвит. И часто похоже на отдых! Но иногда, конечно, хочется уехать в Азию на месяц. Думаю, скоро наступит такой момент.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
Как сократить траты на импульсивные покупки, если отказаться от них не получается
10 новых игр января 2025 года
30+ игр с детьми, которые помогут взрослым отвлечься
Что такое чувство дома и как обрести его в новой квартире или в эмиграции
В новую жизнь с чистыми полками: как навести порядок в доме по всем правилам
9 стереотипов о йоге. Преподаватель йоги Татьяна Илларионова о том, чему стоит верить на самом деле