Знать
9 марта 2021

От любительницы шопинга до президента: как кукла Барби стала вдохновлять девочек

Эта девушка хоть и сделана из пластика, на деле не так проста.

Вика Анистратова
Вика Анистратова
Редактор «Горящей избы».
история барби

9 марта отмечает свой день рождения Барбара Миллисент Робертс, которую миллионы девочек знают как Барби. Для многих кукла Барби стала олицетворением пустоголового гламура и нездорового идеала красоты. Но эта девушка хоть и сделана из пластика, на деле не так проста. Рассказываем, откуда появилась эта блондинка, как время меняло её внешность и почему кукла Барби в итоге всё же стала хорошей ролевой моделью для девочек.

Кукла без потенциала

История Барби начинается в далёких 50-х годах в США. Жена основателя фирмы игрушек Mattel Рут Хэндлер наблюдала, как её дочь Барбара играет вместе с подругой. Рут заметила, что подростки не слишком интересуются куклой-пупсом, которая считалась популярной игрушкой для девочек. Вместо неё Барбара и её подруга играли с бумажными «взрослыми» куклами.

Тогда Хэндлер задумала куклу, с которой девочки смогут примерять роль взрослых. Так на Нью-Йоркской ярмарке игрушек 9 марта 1959 года Рут представила куклу Барби. Названная в честь дочери Хэндлер, Барби выглядела как типичная пинап-гёрл: пышная чёлка, широкие бёдра, тонкая талия, пухлые губы и томные глаза. Игрушка была одета в чёрно-белый купальник: костюмы для неё продавалась отдельно. Кроме блондинки Рут также сделала Барби-брюнетку.

К Барби отнеслись скептично. Кукла слишком сильно отличалась от привычных игрушек-младенцев. Особенно смущала её большая грудь и слишком взрослая внешность. Но, кажется, Рут попала в самое сердце девочек-подростков. Уже за первый год компания Mattel продала около 350 тысяч кукол Барби. И вот эта игрушка уже на 20 лет пережила свою создательницу.

Барби 1959 / Барби 1986 / Барби 1992 / Барби 2000

За 60 лет блондинка с огромными голубыми глазами превратилась в культ. Сегодня кроме кукол под её логотипом выпускают игрушки, аксессуары, одежду. С ней снимают мультфильмы, ей посвящают модные показы. Без Барби сложно представить детство девочек многих десятилетий, когда кукла в розовом платье с блёстками была самым потрясающим подарком на свете.

Кстати, у Барби есть собственная вымышленная биография. В 60-е ей дали полное имя: Барбара Миллисент Робердс. Она была родом из города Уиллоус, штат Висконсин. В 90-е место рождения сменили на Нью-Йорк.

У Барби есть подруги Мидж, Кристи и Тереза, а также младшие сёстры Челси, Стейси и Скиппер. Конечно, у Барби есть и бойфренд — Кен (полное имя, кстати, Кен Карсон). Они были вместе больше 40 лет, расставались в 2004 году, но снова сошлись в 2011-м. Mattel даже разместили настоящие рекламные щиты об их воссоединении в крупных городах США.

За что не любят Барби

Вопросы к внешности Барби возникли с самого её рождения. Первая модель позиционировалась как подросток, но при этом отличалась очень взрослыми чертами лица и ярким макияжем. Родителей пугала её чрезмерная сексуальность. Но ещё больше опасений вызывала фигура куклы.

Пропорции Барби считали недостижимым идеалом красоты, который может навредить психике подростков. Многие опасались, что в погоне за её «идеальными» пропорциями девочки навредят своему здоровью. В 1997 году компания Mattel прислушалась к жалобам и сделала талию Барби немного шире. Но это не слишком помогло. В Центральном госпитале Хельсинки в 2009 году рассчитали, что реальной женщине с пропорциями Барби нужно было бы добрать до 22 процентов веса, чтобы восстановить репродуктивное здоровье и цикл месячных.

В итоге созданная для того, чтобы девочки видели в ней себя взрослых, кукла Барби получилась слишком далёкой от реальности. Если до нулевых покупателей беспокоила её талия, то в десятых годах заговорили о том, что Барби слишком однотипна: худая блондинка с длинными ногами. Конечно, в 1968 году сделали куклу-афроамериканку Кристи. Но этого всё равно было недостаточно.

Барби с витилиго / Барби в инвалидной коляске / Барби размера плюс

Только в 2016 году Mattel представили новую линейку кукол Барби. В неё вошли модели в четырёх телосложениях и семи оттенках кожи. Также добавили 22 цвета глаз и 24 вида причёски. Такое знаменательное событие не осталось без внимания: Барби размера плюс даже попала на обложку журнала Time. Постепенно появлялось всё больше кукол с разной внешностью: лысая Барби, кукла с витилиго, модели с протезами и ампутированными конечностями. Кену, кстати, разрешили отрастить волосы.

В 2019 году Mattel выпустили Барби в инвалидной коляске. Но это была не первая подобная модель. В 1997 году компания создала куклу Бекки на инвалидной коляске, чтобы поддержать детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя игрушка успешно продавалась, её сняли с производства через несколько лет.

В 2019 году к 60-летнему юбилею Барби Mattel создала новый тип фигуры для каноничной куклы. Ей уменьшили бюст, сделали менее выраженную талию и сбалансировали руки. На сегодня это последнее изменение тела Барби. Наверно, этой дамочке ещё есть куда стремиться. Но по сравнению с моделями прошлых лет Барби проделала большой путь к реалистичным формам и расовому разнообразию.

Почему Барби всё равно вдохновляет женщин

Барби была не просто красивой игрушкой, но также отражением эпохи. Особенно для женщин. Хотя некоторые считают, что Барби олицетворяет женщину, которая думает только о нарядах, косметике и парнях. Но на деле эта куколка поднимала важные вопросы о женской самоидентичности.

Уже в начале шестидесятых, когда женщины в США только получили право открывать собственные банковские счета, Барби освоила несколько профессий. И довольно неплохих: учитель, директор компании и космонавт.

В 1985 году Mattel запустили рекламную кампанию We Girls Can Do Anything. Серия рекламных роликов побуждала девушек поверить в себя и свои мечты. В рекламе показывали девочек разных увлечений, от гимнастики до занятий наукой. На фоне звучала песня со словами: «Мы, девушки, можем всё, правда, Барби?» и «Всё возможно, пока я стараюсь».

В 90-х Барби продолжила осваивать новые профессии: она стала бизнесвумен, топ-менеджером и олимпийской спортсменкой. А в 1992 году даже баллотировалась в президенты. Ей сделали причёску в стиле Жаклин Кеннеди и одели в синий костюм. В комплекте с куклой шли агитационные плакаты и буклеты. Правда, Барби была подозрительно похожа на Хиллари Клинтон. В следующий раз Барби-президент появилась в магазине игрушек только в 2012 году. Через несколько лет к ней добавили вице-президента.

В десятых годах с развитием технологий Барби освоила IT-специальность. А в 2019 году вышла линейка «Кем быть?». К профессиям Барби добавились археолог, окулист, журналист, зоолог, пилот, детектив, врач и другие.

Барби 1963 / Барби 1985 / Барби 2013 / Барби 2019

Кстати, Барби летала в космос четыре раза. Первую Барби-астронавта представили ещё в 1963 году. Она высадилась на Луне на несколько лет раньше американских астронавтов. В 1985 году она переоделась в гламурный розовый скафандр с объёмными плечами. Штаны можно было снять, и кукла оставалась в юбке и блестящих легинсах. А в 2013 году Барби полетела на Марс. Последний раз она примерила скафандр в 2019 году для линейки «Кем быть?».

Но были у Барби и карьерные падения. В 70-х её настрой на серьёзные профессии куда-то пропал. Она предпочитала быть балериной, стюардессой и королевой конкурса красоты. В 80-х вместе с другими девушками она надела розовые лосины и отправилась за Джейн Фондой на аэробику.

А в 1992 году случился настоящий скандал. В продажу поступила говорящая кукла Барби. Фразы были разные, но некоторые сильно резали слух, например: «Достаточно ли у нас одежды?», «Я люблю шопинг!» «Давай устроим вечеринку»! и «Математика — это трудно!».

Последняя фраза разозлила педагогов и представительниц Американской ассоциации женщин. Они заявили, что это высказывание укрепляет стереотип, что математика не для женщин. В итоге Mattel удалили эту фразу из компьютерного чипа кукол.

Хотя случались карьерные провалы, Барби продолжала путь к вдохновению девочек. В марте 2018 года к Международному женскому дню вышла линейка из 17 кукол, созданных по подобию выдающихся женщин. Она получила названия Sheroes (Героини). Рекламная кампания линейки #MoreRoleModels чествовала выдающихся женщин со всего мира. Среди кукол коллекции были Фрида Кало, Амелия Эрхарт, Айрис Апфель, Кэтрин Джонсон, Юань Юань Тан и другие.

Куклы Барби Амелия Эрхард, Фрида Кало и Кэтрин Джонсон

А в 2018 году бренд Barbie запустил проект Dream Gap. На сайте сказано, что с пяти лет у девочек развиваются самоограничивающие убеждения и они считают себя не такими умными и способными, как мальчики. Проект Dream Gap создали, чтобы помочь девочкам поверить в себя. В октябре 2019 года Барби распределила 250 000 долларов между тремя благотворительными организациями: Step Up, She Should Run и She's the First. Проект помог уже более 7 000 девочек по всему миру.

История Барби показывает, что у неё случались промахи, но не только они. Эта кукла стала частью культуры. Она показывает, чем живёт общество и как оно меняется. Но ещё лучше, что она вдохновляет девочек выходить за рамки. Они смотрят на кукол пилотов, учёных и политиков и верят, что могут быть такими же, когда вырастут. Наверное, можно сказать, что задумка Рут Хэнлер удалась.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий