Знать
4 мая

5 художниц, которые осмысляли роль женщины с помощью холста и палитры

Даже в XVII веке некоторые женщины осмеливались говорить о гендерных проблемах.

Валерия Чебитько
Валерия ЧебитькоОкончила факультет журналистики. Люблю кино, сериалы и знаю ответ на вопрос «что бы такого посмотреть?».
1

Искусство — рупор, с помощью которого говорят о важных вещах, поднимают проблемы насилия и неравенства, переосмысляют историю или личный опыт. Рассказываем об известных художницах, которые ещё с XVII века говорили о правах женщин в своих работах. 

Артемизия Джентилески (1593-1653)

известные художницы

Wikimedia Commons / Sonya92 / gillmar / Shutterstock / Горящая изба

Итальянская художница с непростой судьбой стала первой женщиной, которую приняли в Академию живописного искусства во Флоренции. 

Отец Артемизии, Орацио Джентилески, был довольно известным художником, одним из последователей Караваджо. И первые шаги в живописи Артемизия делала под его руководством. Ещё одним учителем Артемизии был друг отца — пейзажист Агостино Тасси. Именно с ним связано самое трагическое событие в жизни начинающей художницы. 

Тасси изнасиловал Артемизию, когда ей было 18 лет. Он обещал ей и её отцу, что женится на ней. На самом деле своего обещания Тасси исполнять не собирался и вообще он уже был женат. Когда правда вскрылась, Орацио подал на Тасси в суд. Художника судили, но для самой Артемизии это был удар по репутации. Более того, во время дачи показаний её пытали, чтобы понять, говорит ли она правду или лжёт.  

Ужасные события отразились в творчестве Артемизии. Героинями её картин часто становились женщины, подвергающиеся насилию, или, наоборот, одерживающие верх над мужчинами. На своих полотнах она изображала Лукрецию, Клеопатру, царицу Савскую. Самая известная её работа «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» — оммаж на одноимённую картину Караваджо. Только её Юдифь получилась более решительной и величественной. 

Сюзанна Валадон (1865-1953)

Wikimedia Commons / Le Panda / gillmar / Shutterstock / Горящая изба

Сюзанна Валадон стала первой женщиной, принятой во французский союз художников. Дочь обычной прачки, она начала свою «карьеру» в мире искусства как натурщица, хотя в то время такая работа считалась скандальной и неприличной. Валадон позировала многим известным художникам, таким как Пьер Огюст Ренуар или Эдгар Дега. Так она познакомилась с именитыми творцами и стала учиться у них художественному мастерству. 

Свою первую работу Сюзанна написала в 1883 году. Это был автопортрет. А в 1894 году Эдгар Дега предложил ей показать свои работы Национальному обществу изящных искусств. Мысль, что картины женщины без художественного образования, ещё и из низшего класса, примут, казалась дикой. И тем не менее Валадон привлекла к себе внимание художественного мира и стала одной из значимых фигур. 

Внимания заслуживают изображения женских тел художницей. Сюзанна одна из первых начала писать картины с обнажёнными женщинами, не объективируя их. Героини её работ выглядели уверенно в естественных позах с неидеальными фигурами и волосами на теле. Это было смело. Ещё смелее было то, что Сюзанна иногда изображала обнажённых мужчин. И вот они как раз выступали как объекты желания. 

Фрида Кало (1907-1954)

известные художницы

Guillermo Kahlo / Wikimedia Commons / Zayats_art / gillmar / Shutterstock / Горящая изба

Трагичная жизнь этой известной мексиканской художницы сделала её одной из знаковых фигур в мире высокого искусства. Фрида Кало всю жизнь писала себя и о себе. Её первые работы — череда автопортретов, которые она писала будучи прикованной к больничной койке. 

Трагический случай привёл Фриду в художественный мир. Ей было 17 лет. Она возвращалась из школы на автобусе, который попал в аварию. Фрида получила сильнейшие травмы. Врачи прогнозировали, что она уже никогда не сможет ходить. Тогда-то Кало и начала писать картины, прикованная к постели. Все её работы были либо натюрмортами, либо автопортретами. 

После аварии и многочисленных операций Фрида смогла восстановиться. В 1928 году она вступила в коммунистическую партию, а в 1929-м — вышла замуж за художника Диего Риверу, который также поддерживал коммунизм. Их непростые отношения с Диего и его многочисленный измены нашли своё отражение в творчестве Фриды. Например, картина «Всего-то несколько царапин!», в которой Фрида переосмысляет их отношения с мужем. На её написание Кало вдохновила газетная заметка о мужчине, который зарезал свою подругу и на суде сказал: «Я всего лишь ткнул её несколько раз». 

Некоторые работы Фриды казались даже чересчур откровенными. Например, «Госпиталь Генри Форда», в которой Фрида так смело показала сложную женскую долю. В её основу лёг собственный опыт Кало, эмоции, которые она испытала от потери ребёнка. 

Луиза Буржуа (1911-2010)

Wikimedia Commons / Sonya92 / gillmar / Shutterstock / Горящая изба

Француженка Луиза Буржуа — одна из главных творческих деятельниц ХХ века. В своих работах она часто обращалась к теме феминизма и места женщины в современном обществе. На её творчество повлияла семейная трагедия, которую Луиза пережила в детстве. 

Юные годы Луиза провела в провинции. Она стала свидетельницей того, как её отец открыто изменял матери с гувернанткой. Мама об этом тоже знала, но предпочитала терпеть, чтобы не разрушать семью. Для Луизы это стало настоящей травмой, которую она позже воплотила сразу в нескольких работах. Когда в 1932 году мама умерла, Луиза хотела покончить жизнь самоубийством, чтобы не жить с отцом-предателем. 

Буржуа училась в Сорбонне на технической специальности, но брала художественные уроки. Её первыми шагами в мире искусства стала живопись. Одна из первых работ, Femme Maison, — серия картин, посвящённых размышлениям Луизы о роли женщины в семье. 

К скульптурам Луиза перешла благодаря своему учителю кубисту Фернану Леже. Поначалу в её работах чувствовалось его влияние, но позже она нашла собственный стиль. Знаковой работой Луизы стала скульптура «Разрушение отца» — структура с изображением жертвенной плиты и разбросанной по ней частям тела. В ней Луиза выразила всю ненависть, которую испытывала к родителю. 

Главная работа, которая прославила Луизу Буржуа, — серия огромных скульптур пауков, которую она назвала «Мама». В прочтении Луизы пауки символизируют собой материнское терпение. В 1999 году за этот проект она получила «Золотого льва» на 48-й Венецианской биеннале.

Дженни Хольцер (1950-...) 

известные художницы

Wikimedia Commons / Alena Tselesh / gillmar / Shutterstock / Горящая изба

Известная американская художница Дженни Хольцер — представительница современной школы искусства, которая использует текст в качестве художественного языка. Она принадлежит к феминистскому направлению искусства и в своих работах исследует тему гендера, сексуальности, домашнего и сексуализированного насилия. 

Большое место в творчестве Хольцер занимает так называемое уличное искусство. Её первая значительная работа называлась «Истина». Это была серия анонимных плакатов, расклеенных по всему Манхэттену. Белым текстом на чёрном фоне были написаны главные мысли из списка для чтения, который независимый курс Уитни предлагал своим студентам. 

В творчестве Дженни часто обращается к современным технологиям. Использование светодиодов — её визитная карточка. Хотя в целом она работает с разными материалами и часто экспериментирует с форматами. 

Одна из самых громких работ Хольцер посвящена войне в Югославии. А точнее, женщинам, которые в это время подвергались сексуализированному насилию. Многие были убиты. Дженни хотела привлечь внимание к этим жестоким и трагическим событиям. Она создала проект, который назывался Lustmord. Три стихотворения, основанных на реальных событиях, происходивших в Боснии. В них речь шла о насилии, совершаемом над женщинами тремя разными голосами: женщины-жертвы, мужчины-насильника и пассивного свидетеля. Эти стихотворения Дженни написала чернилами на коже и представила серией фотографий.