Знать
5 апреля 2021

Эксперимент: как я пыталась освоить скорочтение за 10 дней (ни одна книга не пострадала)

А-а-а-грх, как много букв!

Вика Анистратова
Вика Анистратова
Редактор «Горящей избы».
скорочтение

Знакомо чувство досады, когда на полке или в планшете копятся интересные книги, но никак не выходит их все прочитать? Вика Анистратова прошла курс скорочтения, чтобы понять, как научиться быстро штудировать книги и можно ли это сделать за десять дней.

Зачем мне понадобилось скорочтение

Однажды я услышала любопытное утверждение о работе мозга. Якобы если вы часто отвлекаетесь во время чтения на посторонние мысли, значит, вы читаете медленнее, чем можете. Мозгу становится скучно, и он пытается параллельно заниматься другими задачами. Не знаю, насколько это утверждение правдиво, но оно показалось интересным. Я как раз в последнее время часто забываюсь во время чтения. А потом нахожу себя в конце страницы без капли знаний в голове.

Из-за рассеянности уже три месяца тянула книгу на 500 страниц. Так что решила, что время пришло. Я достала из закромов десятидневный авторский курс скорочтения блогера Оли Килиной, который получила в 2019 году и которым, конечно, так и не воспользовалась. Но теперь я захотела проверить, действительно ли можно научиться читать быстрее всего за десять дней.

К тому же говорят, что скорочтение помогает не только читать больше книг. Оно полезно для обучения, когда, например, нужно пройти учебник за короткий срок. И в работе, если требуется читать много документов. Скорочтение помогает подготовиться к публичному выступлению, вспомнить забытый материал. 

Как надо было учиться читать быстрее

С помощью дисциплины и упражнений. В курсе дана теория о том, почему скорочтение важно, какие факторы замедляют чтение, а какие, наоборот, — ускоряют его. Также в курсе есть проверочные тексты для оценки скорости и понимания текста. Плюс упражнения для тренировки.

Чтобы научиться скорочтению, мне нужно было освоить несколько навыков и избавиться от «вредных привычек»:

  • научиться читать с помощью периферического зрения;
  • научиться внимательнее работать с книгой;
  • перестать проговаривать слова губами или в голове;
  • перестать возвращаться назад.

Упражнения

Тренировка концентрации

Постоянное возвращение к прочитанному сильно замедляет скорость чтения. Чтобы избавиться от этой привычки, придётся тренировать внимание. Способ, который предложили на курсе, — закрывать прочитанный текст сверху листом бумаги. Словно читаешь титры, и нет никаких шансов вернуться обратно. Есть и другое упражнение: читать с указательным пальцем или карандашом, чтобы глаза следили за строчкой. Но мне больше подошёл способ с листом бумаги.

Для самопроверки я выбирала новый текст и читала его таким образом в течение двух минут. После этого отмечала место и снова перечитывала тот же самый текст ещё два раза, стараясь продвинуться дальше. 

Избавление от проговаривания слов

Другой фактор, который тормозит чтение — проговаривание слов. Одни буквально шевелят губами во время чтения, другие проговаривают слова в голове. Вместо слов нужно научиться читать целые фразы (ох-х-х!).

Для губ решение простое — карандаш в зубы на время чтения. С мозгом сложнее. Задача: видеть слова целиком, а не прочитывать их по слогам в голове. Тогда взгляд будет скользить по строчке, вместо того чтобы останавливаться на каждом слове. Для этого я открывала страницу и выделяла карандашом ключевые фразы. И затем читала страницу. Это тренирует мозг видеть строчку и читать её цельно.

Развитие периферического зрения

С периферическим зрением оказалось работать труднее всего. Оно нужно, чтобы не скользить глазами по строчке, а как бы видеть всю страницу целиком, читая по диагонали либо сверху вниз (нас приучали читать слева направо). Тренировать периферическое зрение можно с помощью таблиц Шульте.

скорочтение

Пример таблицы Шульте

Нужно задержать взгляд на центральной цифре и постараться как можно быстрее назвать остальные, не отрывая глаз. Оптимальный результат — 25 секунд. 

Я ненавидела это упражнение больше всего. С цифрами я ещё как-то справлялась, а вот читать текст, держа взгляд на центре страницы, было очень трудно. Каждый раз мозг физически болел, а глаза отказывались слушаться. Забегая вперёд, скажу, что за десять дней мне так и не удалось развить периферическое зрение.

Кроме таблиц Шульте в курсе предложили ещё два метода чтения на выбор: чтение между строк и чтение внутри границ. В первом нужно было читать текст в межстрочных интервалах, цепляясь глазами за верхние части букв. Второй подразумевал чтение страницы с небольшими отступами по обоим краям, двигаясь по странице буквой S. Но ни один из них мне не подошёл —  я продолжила тренироваться по таблицам Шульте, хотя это тоже было больно.

Правила выбора книг

Как оказалось, скорочтение зависит не только от быстроты и уровня понимания, но также от подбора книг. Если вы купите неинтересную книгу, вряд ли её прочитаете даже со скоростью в 500 слов в минуту.

Чтобы действительно читать, нужно изучать книгу перед покупкой. Например, Оля Килина каждую пятницу записывает прямой эфир в инстаграме*, где кратко пересказывает книги. Чаще всего это произведения о саморазвитии, полезных привычках и любопытных фактах о человеческом организме. Можно смотреть эти эфиры и подмечать, хочется ли вам прочитать книгу или нет (я так и делаю уже три года). Их Оля сохраняет в IGTV.

Но даже с отзывами нужно изучать книгу перед покупкой. Просмотреть оглавление, чтобы понять, о чём пойдёт речь. Открыть книгу на любой странице и прочитать пару абзацев, чтобы оценить, подходит ли язык автора. Электронные книжные магазины, как правило, предлагают ознакомительный фрагмент книги перед покупкой.

Советы вроде бы простые, но вот лично я до них не додумалась. Из-за этого у меня на книжной полке пылится бедный римский писатель Сенека, а в жилетку ему плачет покинутый Аристотель. Каждый раз, когда берусь их прочитать, мне сводит зубы от скуки. Но пока надеюсь, что однажды дорасту.

Процесс чтения

Кроме упражнений в курсе уделили время важности обстановки и цели чтения. И, конечно, дисциплины, куда без неё родимой. 

Цель

Надо понять, зачем читать. Это поможет определить скорость. Чтобы уловить суть, достаточно бегло пройтись по абзацам, цепляясь взглядом за ключевые слова. Если глава скучная или суть уже ясна, можно пролистывать дальше. А если время совсем поджимает, следует сократить чтение до первого и последнего абзаца главы: как правило там содержится главная мысль.

Обстановка

Нужно продумать удобство чтения до мелочей. Не только чай и уютное кресло. Заметки, закладки даже качество бумаги могут повлиять на чтение. В электронных книгах можно покрутить шрифт и переносы текста до комфортных значений. Некоторым, например, удобно читать в ночном режиме даже днём.

Дисциплина

В курсе для тренировки дисциплины предлагают установить лимиты. Например, выделить определённое время на чтение в течение дня. Или разделить количество страниц на срок, за который хочется прочитать произведение. 

Мне помогло наладить регулярность правило десяти минут. Как бы я ни устала, как бы ни была занята, десять минут в день должно уделяться чтению. Так я обманываю свой мозг, который не пугается больших значений вроде «сто страниц за полчаса». 

Как я отслеживала прогресс

Кроме упражнений я измеряла свой прогресс. Читала отрывок текста с секундомером и по получившемуся времени определяла количество слов. Скорость в пределах от 400 до 500 слов в минуту считается хорошим результатом. 200—300 слов — средняя скорость, меньше 200 — медленное чтение. В первый день я узнала, что читаю со скоростью 345 слов в минуту — это хорошо.

Далее шёл тест на понимание. По отрывку давали десять утверждений. Нужно было определить, что правда, что ложь, а чего вовсе не было в тексте. И вот тут я снова страдала. Все. Десять. Дней. Оказалось, что запоминаю текст я так себе. В первый день результат показал 60%. И как я ни старалась вчитываться в слова, мой результат сохранялся примерно на том же уровне, а то и ниже.

Сразу вспомнила, как проверяли нашу скорость чтения в школе. Я садилась рядом с учителем и за 30 секунд старалась прочитать как можно больше слов. Мои результаты были одними из лучших. Только понимание текста меня никто не спрашивал. И вот, кажется, это и аукнулось.

Что получилось в итоге

В первый день эксперимента моя скорость чтения была 345 слов в минуту, понимание текста — 60%. В последний день — скорость чтения 400 слов в минуту, понимание текста — все те же 60%. А вот как выглядят мои результаты по дням:

ДеньУпражнениеРезультат
1Определение стартовой скорости чтения и уровня понимания.345 слов в минуту, понимание — 60%
2Тренировка взгляда, чтобы отучиться возвращаться назад.

Отработка периферического зрения.

Определение скорости чтения и уровня понимания.




300 слов в минуту, понимание — 50%
3Борьба с посторонними мыслями: завести таймер на 15 минут и читать, ни о чём другом не думая. Мягко возвращать себя, если отвлеклась.

Прочитать текст, сочетая традиционное левостороннее чтение и периферическое зрение. Зафиксировать время и процент понимания.



300 слов в минуту, понимание — 60%
4Тренировка, чтобы отучиться проговаривать слова: прочитать отрывок текста фразами за 27 секунд.52 секунды
5Тренировка скорости: чтение между строк и чтение внутри границ

Тренировка, чтобы отучиться проговаривать слова: прочитать отрывок текста фразами за 27 секунд.

Определение скорости чтения и уровня понимания.


30 секунд

480 слов в минуту, понимание — 50%
6Определение доступной оптимальной скорости.477 слов в минуту
7Избавиться от информационного шума: убрать книги, которые не будут прочитаны, отписаться от неинтересных профилей в соцсетях, почистить электронную почту, проверить подписки, завести «пробочную» книгу.

Тренировка, чтобы отучиться проговаривать слова: прочитать отрывок текста фразами за 27 секунд.




30 секунд
8Предварительный просмотр книги, постановка целей и задач, подготовка маркеров и стикеров для заметок, создание условий.

Тренировка, чтобы отучиться проговаривать слова: прочитать отрывок текста фразами за 27 секунд.



28 секунд
9Закрепление упражнений.

Определение скорости чтения и уровня понимания.
400 слов в минуту, понимание — 70%
10Закрепление упражнений.

Определение скорости чтения и уровня понимания.
400 слов в минуту, понимание — 60%

Первые шесть дней я была уверена, что ничего не происходит. Я выполняла упражнения, но мои результаты не улучшались. А порой становились хуже. Мне было трудно быстро читать и одновременно понимать, что читаю. Меня бесило вечное требование не бегать глазами по строчкам, а смотреть на текст цельно. Из-за этого я ещё меньше понимала. Один из тестов показал, что я могу читать со скоростью в 477 слов в минуту, но это казалось злой шуткой.

Но оказалось, упражнения действительно сработали. Параллельно с тренингом я читала свою несчастную 500-страничную книгу «Хлопок одной ладонью». К началу курса я прочитала 282 страницы за три месяца. А за десять дней курса уже 159 страниц — половина предыдущего результата. Пока мой разум был уверен, что ничего не происходит, мозг в это время занимался делом. Я правда смогла разогнаться. И стала меньше возвращаться к прочитанному.

А вот с вниманием нужно работать. Курс не помог мне развить его за десять дней, зато я поняла, что с запоминанием текста проблемы. Тут дело в практике. Ещё, чтобы лучше запоминать, можно выделять ключевые мысли книги. Также полезно устраивать проверочную работу: закончив читать главу, выписать 5—10 главных мыслей, которые запомнились. 

Так что я могу сказать, что скорочтение действительно работает. Но учиться ему придётся дольше десяти дней. Мне уж точно. Пока я решила не бросать тренировки и продолжать заниматься.

Книги по технике скорочтения

Но я бы ещё посоветовала литературу о понимании текста. Потому что, как показал эксперимент, не так сложно научиться быстро читать. Гораздо труднее успевать запоминать всё, что написано.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий