Вот бы существовал чёткий свод правил пользования телефоном, с которым можно не бояться ненароком кого-то выбесить! Решили разобраться в этом сами и заглянули в твиттер, чтобы понять, когда использование гаджета дико раздражает. Вместе с экспертом по практическому этикету Татьяной Барановой разобрали ситуации и рассказываем, почему не стоит класть телефон на стол во время встречи и громко разговаривать в метро, во сколько прилично звонить и как правильно отвечать на сообщения.
У этой статьи есть аудиоверсия!
Заглядывание в чужой телефон
Когда на экран мобильника смотрят через плечо — это неприятно. Ведь там хранятся фотографии из примерочной, начатое стихотворение, заметки по работе, снимок любимого котика, плейлист диско-хитов восьмидесятых и куча другой личной информации.
Почему это многих раздражает
Без приглашения заглядывая в чужой мобильник, вы вмешиваетесь в личное пространство человека и нарушаете его границы. Телефон — это хранилище значительной части персональной информации. А читать чужую переписку — то же самое, что вскрыть адресованное не вам письмо.
Что делать
Если вы знаете, что предстоит стоять в очереди или ехать в транспорте, подготовьтесь заранее. Захватите с собой книгу или скачайте электронную. Полистайте ленту в соцсетях. Послушайте музыку или подкаст (например, наш). Если необходимость подождать застигла вас врасплох, обратитесь к своим мыслям и просто помечтайте. Оказывается, иногда это даже полезно.
Громкие разговоры по телефону в общественном транспорте
Не всем хочется во время поездки в метро случайно узнать, что у внука соседки справа несварение желудка, девушка напротив сегодня рассталась с парнем, а высокий молодой человек в кепке наконец-то устроился на работу.
Почему это многих раздражает
Транспорт — такое же общественное место, как кафе, кинотеатр или магазин. Поэтому нужно относиться к окружающим с уважением. У пассажиров есть право ехать в автобусе или трамвае в тишине. Громкие разговоры могут помешать заниматься своими делами: читать, отдыхать, думать. Кроме того, беседы по телефону могут отвлекать водителя и провоцировать аварии.
Что делать
Во время поездки в общественном транспорте рекомендуем перевести телефон в виброрежим. Если вам позвонили, сбросьте вызов и ответьте письменно. Если звонок важный, разговаривайте тихо и по делу. По возможности договоритесь перезвонить в другое время. Это не только избавит остальных пассажиров от лишнего шума, но и позволит вам обсудить дела в более комфортной и уединённой обстановке.
Общение со смартфоном на дружеской встрече
Не всем приятно, когда во время разговора собеседник не отрывает взгляд от ленты в инстаграме* или выбирает в онлайн-магазине новый купальник. Возникает ощущение, что у него есть дела поважнее встречи с другом.
Почему это многих раздражает
Когда кто-то общается сквозь экран телефона, это обесценивает разговор. Собеседник чувствует себя недостаточно интересным, чтобы соревноваться с лентой новостей в соцсетях. Если вы пришли на личную встречу, важно сосредоточиться на ней, вовлечённо слушать и вовремя отвечать. Вряд ли это получится сделать, если вы полностью погрузитесь в телефон.
Что делать
Чаще всего значительная часть дел может подождать до конца встречи. Если какой-то вопрос нужно решить срочно, объясните ситуацию и извинитесь, быстро закончите дело и уберите телефон.
Телефон на столе
Постоянно мигающий, вибрирующий и пиликающий телефон отвлекает окружающих и, будем честными, может вывести кого-то из себя.
Почему это многих раздражает
Даже переведённый в режим вибрации телефон дребезжит, мигает и привлекает внимание. В результате сложно устоять перед соблазном проверить мессенджер и сосредоточится на деле. Сигналы мобильника отвлекают не только вас, но и окружающих. Если вы общаетесь в кафе, телефон на столике помешает удобно расположиться. А ещё его можно банально облить кофе.
Что делать
Оставляйте телефон в сумке. Если ждёте важный звонок, объясните ситуацию и постарайтесь сделать так, чтобы мобильник никого не беспокоил. Например, переведите его в виброрежим и положите в карман. На лекции можно полностью отключить звук и вибрацию и тогда оставить мобильник на столе. Во время звонка экран зажжётся, вы сможете извиниться, выйти из помещения и ответить.
Звонки в неудобное время
Не все люди по жизни ранние пташки. Некоторым будет неприятно проснуться воскресным утром от телефонного звонка. Хуже только отвечать на телефон поздно вечером, если сегодня тот редкий день, когда вы решили лечь спать пораньше.
Почему это многих раздражает
В выходной день у человека есть редкая возможность отдохнуть и отоспаться. Мешать ему звонком неприлично и незаботливо. Да и продуктивно пообщаться с сонным человеком вряд ли получится.
Что делать
Звонить на мобильный телефон можно в рабочее время в будние дни и с 10:00 до 21:00 в выходные. О звонке во внеурочное время лучше договориться заранее. Перед звонком малознакомому человеку предварительно уточните текстовым сообщением, удобно ли сейчас разговаривать.
Несколько звонков подряд
Не всем удастся сохранить терпение, когда сразу после сброшенного звонка человек начинает перезванивать снова. Иногда в промежутках между дозвонами сложно даже написать сообщение о том, что сейчас не лучшее время для разговора.
Почему это многих раздражает
Если человек не берёт трубку, ему, скорее всего, неудобно сейчас разговаривать. А непрерывный поток входящих звонков не только мешает ему, но и не позволяет отправить сообщение с нужной информацией. Атакуя потенциального собеседника звонками, вы не ускорите ваш разговор, но, скорее всего, вызовете раздражение.
Что делать
Если не ответили сразу, не стоит тут же перезванивать. Скорее всего, человек увидит звонок и сам свяжется с вами в удобное время. Набрать номер повторно можно через пару часов. Если связь случайно прервалась, перезванивает инициатор разговора.
Сообщения без ответа
Не всегда выходит сразу ответить на сообщение. Но многих расстраивает, когда ждать ответа приходится слишком долго. Вдвойне неприятно, когда сообщение светится прочитанным, а собеседник молчит.
Почему это многих раздражает
Не отвечая на сообщение, вы ставите собеседника в сложную ситуацию. Неясно, что делать: писать повторно, рискуя показаться навязчивым, или ждать ответа, хотя есть вероятность, что про него просто забыли.
Что делать
Старайтесь реагировать на полученные сообщения в течение часа. Если обстоятельный ответ требует времени, напишите об этом и сориентируйте по срокам. Достаточно будет короткой фразы, что вы видели сообщение и перезвоните, например, вечером.
📱 Цифровой этикет в действии
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.