Комментарии

«Наша корыстная цель в том, чтобы в России появлялось больше женской прозы». Как работают писательские курсы Write like a Grrrl

писательские курсы Write like a Grrrl

В 2016 году в России появился проект Write like a Grrrl — писательские курсы для тех, кто хочет заниматься литературой и создавать романы, повести и эссе. Присоединиться к сообществу могут только женщины и люди, которые идентифицируют себя как женщины.

В России курсы ведёт Светлана Лукьянова – филолог, соосновательница издательства No Kid­ding Press, авторка рассказов, пьес и песен. Мы поговорили с ней о том, почему женскую прозу ассоциируют только с любовными романами, как преодолеть страх чистого листа и с чего начать, если хочешь стать писательницей.

Как ты пришла в литературу?

С детства я писала малую прозу. После школы поступила на филфак и публиковала свои рассказы в «Живом журнале», потом показывала их преподавателям. Когда я заканчивала университет, то мечтала учить взрослых людей чему-то, связанному с литературой. Но сложилось иначе, и я пришла на работу в IT-компанию, где стала копирайтером. Сначала писала тексты для корпоративного блога и соцсетей, а потом статьи для изданий о технологиях, интернете, бизнесе. 

Моей начальницей была Саша Шадрина. Мы обе интересовались детской литературой и правами женщин, и однажды она предложила сделать совместный проект для души. На пересечении наших интересов появился блог No Kid­ding про подростковую культуру. Мы говорили о стереотипах в детской литературе,  взрослении, о книгах про особенных детей. Со временем он стал пабликом издательства No Kid­ding Press. Саша всегда мечтала основать своё издательство и шла к своей мечте. 

Литературное творчество я надолго поставила на паузу: три года писала посты в блог, а новые рассказы не появлялись. Вернуться к писательству мне помогли британские курсы для женщин Write like a Grrrl. Их нашла Саша, мы так загорелись, что решили привезти программу в Россию. Для этого мы прошли обучение лично у создательницы курсов Кэрри Райан. Сейчас я отвечаю за курсы, а Саша развивает No Kid­ding Press.

писательские курсы Write like a Grrrl
Фото: Сергей Христолюбов

Как устроены курсы Write like a Grrrl? 

Информация, которую мы даём, не является уникальной и доступной только нам. Её главная фишка — обучение в комфортном женском сообществе. Создательница курса Кэрри Райн обладает званием Mas­ters in Lit­er­ary Stud­ies и PhD in Cre­ative Writ­ing, и она сконструировала Write like a Grrrl исходя из своего преподавательского опыта.

Есть очные и онлайн-программы. Офлайн-курсы — это шестиступенчатая история. Ученицы занимаются в группе, выполняют упражнения и делают домашние задания. Все участницы работают над своими рассказами и могут выбрать любой жанр, который им нравится, ведь законы хорошего текста везде примерно одни и те же. Во время живых встреч девушки общаются и вдохновляют друг друга. Но последний очный курс в Казани был больше года назад. Во время пандемии мы проводили занятия только онлайн. Сейчас вернулись очные занятия в Москве. 

Онлайн-курс посвящён автобиографическому рассказу, в нём больше лекций, больше дополнительных материалов и более глубокий подход, основанный на опыте знаменитых писательниц. Раз в неделю ученицы получают видеолекцию и конспект с примерами и упражнениями. Каждая участница может участвовать в перекрёстном анализе — обсуждать тексты учениц и задавать вопросы. В конце курса участницы пишут итоговый текст. 

Почему участницы Write like a Grrrl учатся в исключительно женской компании?

Так проще сформировать нетоксичную безопасную среду. На наших курсах важны не только знания, но и подход: комфортная среда, внимание к женскому опыту. Мы создаём атмосферу, где все участницы свободно делятся мыслями. У нас нет жёсткой иерархии и конкуренции. Кураторки курсов — не гуру, мы рассказываем о своём опыте ученицам, и они тоже могут поделиться своими знаниями в ответ. Мы стремимся вдохновить женщин рассказывать свои истории. Нам интересна и важна женская точка зрения. 

писательские курсы Write like a Grrrl
Фото: Сергей Христолюбов

Кто приходит на курсы? Кого больше: девушек, которые никогда не работали с текстом, или писательниц и журналисток? 

У нас учатся очень разные люди. У кого-то уже издана книга, а кто-то только начинает писать. Есть ученицы, которые работают в медиа и всё равно считают, что не имеют никакого отношения к литературе, говорят: «я, наверное, не смогу, я недостаточно крута». Как же ты недостаточно крута, если у тебя столько статей! 

Отсутствие опыта не страшно. Ученица может прийти на писательские курсы даже на пенсии. Это же замечательно: у человека в жизни столько было сюжетов и историй, о которых можно рассказать. У меня, например, была ученица, которая всю жизнь проработала на авиационном заводе. Она писала интересные истории из жизни предприятия. Везде есть люди, характеры, ситуации, а здесь ещё и любопытная, не всем известная специфика завода. 

В литературном сообществе часто говорят фразу: «ты пишешь как женщина». У женщин действительно особая манера письма? 

Write like a Grrrl не феминистские курсы. Большинство наших учениц, я думаю, не являются феминистками и не идентифицируют себя так. Но в основе курса лежит радикальная феминистская идея: женское письмо — это здорово.

Размышления о женском письме как о чём-то второстепенном выросли из того, что многие мужчины не разделяют собственный вкус и объективное мнение. Если я говорю, что мне что-то не нравится, то не предполагаю, что чуждое не должно существовать, лишь признаю, что мне оно не откликается. Но многие комментаторы думают, что если что-то им неблизко, то оно плохое, а автор должен прекратить писать. На самом деле в литературе сложно о чём-то судить, любой вид искусства очень субъективный.

О женщинах ещё часто говорят, что они пишут только про семью и любовь.

Однако этой теме посвящены и романы Толстого. И никто не говорит, что они плохие. К тому же любовь — серьёзное жизненное переживание, буквально выкидывающее тебя из будней, меняющее всё вокруг. Почему бы о нём и не писать?

Мы часто иронизируем над «низкими жанрами»: любовными романами, детективами, ужасами. Истории в них стереотипны, язык витиеват, но эти книги читает огромное количество людей. Если участница хочет поработать с подобными форматами, мы предлагаем разработать сложный сюжет, создать правдоподобных героев, продумать диалоги и сделать произведение ближе к «большой литературе». Получается двойной удар: любовный роман, ещё и хорошо написанный.

писательские курсы Write like a Grrrl
Фото: Сергей Христолюбов

С какими писательскими блоками сталкиваются ученицы Write like a Grrrl? 

У многих есть установка, что нужно обладать уникальным опытом, чтобы создать что-то новое. Но это не так. Например, в англоязычном мире популярен жанр личного эссе, авторы которого поднимают значимые темы через собственный опыт. В России же подобных работ почти нет, и написать что-то в этом жанре значит заполнить большую лакуну современной русской литературы. Всё ещё очень мало произведений, посвящённых женскому опыту. И он не обязан быть невероятным. Литература может рассказывать про быт, про то, как мы живём и чувствуем, про маленькие жизненные конфликты и трагедии. Если всё время читать одну только «Анну Каренину», мы не будем развиваться. Лев Толстой написал хорошее произведение, но, может быть, сегодня нам не хватает рассказа о женщине, которая в 2021 году разводится с мужем после пандемии.

Истории о вашей жизни могут казаться мелкими и скучными, но я считаю, что они самые интересные. 

Есть ли какие-то специфические женские писательские блоки? 

Одна из ярких вещей — синдром отличницы, когда писательница убеждена, что работа должна быть идеальной или не существовать совсем. Мне самой знакомо это ощущение. Из-за синдрома отличницы тяжело продолжать писать и идти к результату. Но правда в том, что невозможно идеально делать что-либо с самого начала, даже если у тебя есть талант. Мы не ждём от талантливого художника, что он сразу нарисует Мону Лизу. А от писателя почему-то ждём гениального дебютного романа. Как художник сначала учится, делает наброски, штрихует, так и писателю нужно работать, пробовать новое, читать много разных книг. Писательство — такое же умение, как любое другое, всему можно научиться, если читать, анализировать и практиковаться. 

И надо разрешить себе поначалу писать неидеально.

Другая проблема — женщины часто стыдятся заниматься собой и своим хобби, а не работать и делать что-то «полезное». Многим с детства говорили: «да что ты сидишь калякаешь, иди лучше делом займись, картошку надо почистить». Эти установки приходится преодолевать. Нужно разрешить себе быть писательницей, жить писательской жизнью: практиковаться, читать книги, думать и мечтать. 

Write like a Grrrl не только учит основам писательского мастерства, но и формирует сообщество. Как это работает?

Всех учениц мы добавляем в закрытую группу, где публикуем объявления о наших событиях, возможностях опубликоваться. До пандемии мы проводили большие весёлые вечеринки в Москве на день рождения Write like a Grrrl, очень бы хотелось к ним вернуться. Всегда приглашаем учениц на презентации наших сборников. 

Легко выпасть из контекста писательства, если у тебя в окружении нет единомышленников.  Внутри сообщества видишь, что люди развиваются, пишут, хочется тоже участвовать в движении. 

В сообщество могут войти и те, кто не занимается творчеством прямо сейчас. Одна из учениц как-то меня спросила: «Почему некоторые сдаются?». И я ответила, что ни в коем случае нельзя думать о людях, которые закончили писательские курсы и в данный момент не пишут, как о сдавшихся. Жизнь у всех складывается по-разному. Возможно, эти навыки пригодятся им в совсем другой сфере. А может быть, они ещё вернутся к письму и преуспеют в нём.

писательские курсы Write like a Grrrl
Фото: Сергей Христолюбов

По итогам курсов вы публикуете сборники. Как вы их готовите и какие работы могут туда попасть?

Уже через год после старта курсов вышла книга «Без разрешения». В неё вошли, условно, лучшие рассказы выпускниц, законченные и интересные. Сборник был напечатан совсем маленьким тиражом. 

Материалы к тематическим сборникам «Маленькая книга историй о женской сексуальности» и «Дружба. Рассказы женщин и небинарных людей» мы собирали с помощью Open Call. Свои работы могла предложить любая женщина, не только цисгендерная — мы открыты к людям разной гендерной идентичности, причисляющим себя к женщинам, и небинарным людям. Большинство заявок было от наших учениц, но свои рассказы присылали и те, кто никогда у нас не учился. «Маленькая книга историй о женской сексуальности» внезапно стала очень популярна на «Букмейте», сейчас у неё около 39 тысяч просмотров. 

Мы стремимся сделать сборник более разнообразным, отражающим разные срезы жизни. Поэтому рассказы для него выбирают четыре отборщицы с разными взглядами и вкусами. Разнообразия хочется даже на уровне места действия, поэтому я делаю табличку, в которой указываю, где разворачиваются события: в Москве или провинции. Нам важно, чтобы в сборнике были рассказы о разных городах. 

Как записаться на курсы?

Всё просто: нужно зайти на сайт и зарегистрироваться. Занятия платные. Базовый онлайн-курс с редактурой итогового текста стоит от 8 000 рублей. Можно заниматься самостоятельно за 3 990 рублей.

Никакого отбора учениц нет. Все, кто хочет учиться письму, имеют на это полное право.

писательские курсы Write like a Grrrl
Фото: Сергей Христолюбов

Какие книги ты любишь сама?

Рассказы и короткую форму. Я хочу, чтобы искусство говорило со мной напрямую, и давно уже читаю в основном женщин. Мне нравится женский опыт, смелый женский язык. Ещё до университета я впервые прочитала «Миссис Дэллоуэй» Вирджинии Вулф. Этот опыт до сих пор остаётся со мной, я перечитывала роман несколько раз, и мне до сих пор кажется, что это идеально написанная книга. Сильное впечатление на меня произвели книги Тони Моррисон и I Love Dick Крис Краус. «Рассказы» Наталии Мещаниновой — невероятная и важная книга, интересно сделанная, уникальная для России. 

В России пока недостаточно книг, которые мне очень нравятся. Корыстная цель курсов Write like a Grrrl Rus­sia и издательства No Kid­ding Press именно в том, чтобы в России появлялось больше женской прозы и интересных книг.

Собираю пазл мира из книг, людей, городов — ищу связи, общие ниточки. В детстве мечтала стать филологом, повзрослела и действительно учусь на филфаке. Переехала из Сибири в Петербург и теперь пропадаю в маленьких музеях.

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.