Зарабатывать
27 апреля

Как удержать своё дело на плаву: 7 советов для владелиц малого бизнеса

Инструкция, которая пригодится в кризис.

Ксюша Шевченко
Ксюша ШевченкоДипломированный филолог со страстью к шопингу, сериалам, уборке и рекламе.

66 миллионов лет назад гигантский астероид доказал: масштабный кризис может преодолеть не сильнейший, а тот, кто умеет адаптироваться. Вместе с Ozon рассказываем, как приспособиться к новым условиям и успешно провести бизнес через экономические потрясения.

1. Попробуйте пересмотреть расходы

Контролировать скачки курса не получится, но вот следить за каждым рублём своей компании вполне возможно. Составьте платёжный календарь и внесите туда ежедневные, еженедельные и ежемесячные траты, а также расходы за прошлый период. На этом этапе станет понятно, где можно сэкономить. Вот несколько идей, как сократить траты:

  • Проверьте, что с оплатой корпоративных подписок. Если стоимость привычных пакетов услуг выросла, стоит поискать бесплатные аналоги.
  • Присмотритесь к расходам на обслуживание офиса. Вводить комендантские часы для сотрудников не стоит, но есть смысл подумать о переводе части штата на удалёнку. Кому-то это предложение может понравиться — так получится сэкономить на ежедневных поездках из дома в офис и обратно.
  • Проведите инвентаризацию. Если на складах скопились остатки товаров и расходных материалов, это повод урезать закупки.
  • Попробуйте перевести часть постоянных трат в переменные. Например, иногда уместно перейти на выплаты процента от выручки вместо оклада.
  • Откажитесь от новых обязательств. Расширение штата, крупные покупки и выдачу займов лучше отложить. А если не получается, трижды просчитайте сопутствующие риски.

Когда разберётесь с расходами компании, поговорите с поставщиками о смягчении прайса или о работе по бартеру. Помните, что тяжёлые времена наступили не только у вас. Не исключено, что вам пойдут навстречу, ведь терять постоянных клиентов сейчас не выгодно никому.

2. Не бойтесь новых бизнес-моделей

Изображение: insta_photos / Shutterstock

Кризис — это испытание на устойчивость для предпринимателей. Чтобы крепче стоять на ногах, полезно иметь дополнительные точки опоры. Сейчас важно присмотреться к рынку и прислушаться к клиентам, чтобы понять, о чём они переживают и тревожатся.

В перспективе может вырасти спрос на психологические консультации, так что частным клиникам стоит изучить направление онлайн-терапии. Туристическим фирмам могут быть интересны «карточные туры» — полуэкскурсионные поездки за карточками Visa и Mastercard в дружественные страны. Ретейлерам можно обратиться к новым покупательским трендам. Многие временно отказались от путешествий и досуга вне дома, поэтому есть смысл перепрофилироваться на товары для быта и вместо термокружек для поездок предлагать удобные заварочные чайнички и кофе-системы для дома.

Тем, кто потерял охваты и часть аудитории в привычных соцсетях, можно присмотреться к новым площадкам. Универсального решения в этом вопросе нет: в каждом случае нужно выбирать платформу под особенности своего бизнеса. Например, те, кто занимался продвижением онлайн-курсов и услуг, могут подумать о камбэке во «ВКонтакте» — там уже готовят комфортные условия для мигрирующих блогеров и инфлюенсеров. Представителям ивент-сферы доступны платформы по подбору специалистов и сайты объявлений. А тем, кто занимается продажей товаров, стоит рассмотреть переход на маркетплейсы. Сейчас такой формат на подъёме: в 2021 году доля подобных торговых площадок среди всех онлайн-покупок выросла с 49% до 62%. Маркетплейсы помогут найти клиентов по всей стране, а начать продажи здесь проще и быстрее, чем запускать собственный интернет-магазин.

Одно из преимуществ маркетплейсов — вам не придётся в одиночку сталкиваться с трудностями поиска клиентов и с нуля выстраивать экосистему для продаж. Во-первых, онлайн-гиганты сами привлекают аудиторию: на Ozon предпринимателей уже ждут больше 25 миллионов активных покупателей. Во-вторых, маркетплейсы предлагают широкий набор возможностей для продвижения. Например, Ozon активно развивает собственную рекламную платформу, где продавцам уже доступны разные маркетинговые инструменты: от установки баннера до настройки рекламы в поиске.

Кроме того, маркетплейсы — это гибкая система, в которой каждый продавец может выстроить комфортные условия для ведения своего бизнеса. Схемы сотрудничества с Ozon позволяют выбирать, где хранить и как доставлять товары. Площадка готова предложить продавцам более 1 000 000 м² складских помещений и оперативную доставку по всей стране. Развитая инфраструктура и широкий спектр логистических возможностей позволяют предпринимателям быстро расширять географию продаж и стабильно развивать своё дело вместе с Ozon.

3. Рассмотрите переход с «автомата» на «механику» 

В хорошие времена комфортная автоматизация большинства процессов вполне уместна, но в напряжённый период стоит подумать о переходе на ручное управление. Это поможет сэкономить в мелочах и почувствовать настроение коллектива. 

Анализируйте метрики, проверяйте показатели и старайтесь быть в курсе всех процессов. Устраивайте регулярные встречи с руководителями отделов и собирайте фидбек о происходящем на разных этапах производства и продаж. Проводите совместные брейнстормы с командой — чем больше мнений удастся услышать, тем больше шансов найти удачные решения. Чуткое лидерство сейчас не только поддержит сотрудников, но и позволит собрать больше деталек в общую картину дел. 

4. Изучите освободившиеся ниши

Зарубежные бренды покидают рынок, а значит, в экономической цепочке возникнет немало вакантных мест. Так, уход некоторых автомобильных марок может увеличить интерес к предложениям автомастерских и магазинов запчастей. Популярные магазины одежды тоже закрыли двери для покупателей — присмотритесь к стартапам кастомизации, секонд-хендам и российским модным производителям. Есть шанс, что им сейчас нужны поставщики, маркетологи и другие специалисты. Возможно, вырастет спрос и на услуги сервисов ремонта бытовой техники, электроники и аксессуаров. Даже если вы напрямую такие услуги не оказываете, стоит подумать, как зайти в перспективные отрасли. 

Развлечения тоже способны стать прибыльной нишей. Например, шанс завоевать народную любовь есть у сервисов по аренде консолей с большой игровой библиотекой. А закрытие крупных мебельных магазинов может подтолкнуть покупателей к поискам недорогих предметов ручной работы. 

5. Не забудьте позаботиться о сотрудниках

Изображение: AnastasiaDudka / Shutterstock

Резать расходы увольнениями — крайняя мера. Если сокращать штат, оставшиеся сотрудники могут столкнуться с выгоранием. Уровень позитивной мотивации упадёт, а вот стресса станет больше. Чтобы дать подчинённым уверенность в завтрашнем дне, снизить тревожность и поддержать желание работать на результат, проявите заботу и понимание. 

Старайтесь сохранять эмпатию и поручите HR-отделу регулярный мониторинг настроений внутри компании. Если возникли серьёзные трудности и опасения, обнадёживать впустую не стоит, но постарайтесь сообщать плохие новости осторожно и предельно тактично.

Чтобы не терять сотрудников, подумайте о программах внутреннего переобучения или о перераспределении рабочих обязанностей. Так получится не просто сохранить команду, но и сделать её сильнее. 

6. Проявите внимание к клиентам — им тоже нелегко

Постоянные клиенты — ценнейший ресурс во время хаоса и туманных прогнозов. Если привлечь новых клиентов сложно, важно сохранить тех, кто уже вам доверяет. Устраивайте небольшие акции, объявляйте скидки, введите бонусные программы лояльности, если у вас их ещё не было. Можно провести ряд еженедельных розыгрышей за подписку в новых социальных сетях или придумать милые подарки-сувениры к заказам. 

Если ведёте блог, напишите, что вы цените своих постоянных клиентов, расскажите, как дела у бизнеса, устраивайте игры и интерактивы в комментариях. Сейчас у многих подписчиков может быть запрос на более личный и вовлекающий контент. Компания, которая проявляет внимание и заботу к покупателям, может выиграть гонку за лояльность. 

Простое внимание к деталям способно повысить конверсию заметнее, чем некоторые крупные решения:

  • Постройте триггерную карту бизнеса. Выясните, на каких этапах взаимодействия с сайтом или витриной маркетплейса ваш клиент уходит без товара. 
  • Разработайте систему реагирования на отказ от покупки. Привлечь внимание покупателей помогут рассылки с напоминанием о том, что в корзине их ждут товары. 
  • Побудите клиента к действию. Введите персональные рекомендации с похожими позициями для сценария «Товара нет в наличии», создайте промокоды и внедрите систему снижения цен для «брошенных» корзин.

Чтобы предприниматели могли максимально сосредоточиться на заботе о клиентах, Ozon готов стать опорой самим предпринимателям. В сложное время маркетплейс поддержит своих продавцов не красивыми обещаниями, а конкретными действиями.  Все желающие могут бесплатно пройти обучение на платформе Ozon Seller University. Маркетплейс готов предложить продавцам помощь с кредитованием на выгодных условиях через Ozon.Invest, а новичкам подарит месяц бесплатного размещения на складах. 

Для тех, кто только начинает онлайн-продажи, Ozon собрал команду проверенных партнёров-помощников. Эксперты в первые 10 месяцев бесплатно возьмут на себя подбор ассортимента на маркетплейсе, заполнение карточек, работу с бухгалтерией и аналитикой сервиса.

7. Верьте в себя, но просчитайте худший сценарий

Паника во время экономического шторма увеличивает шансы крушения, но чрезмерный оптимизм тоже опасен. Нужен баланс: помните, что кризис — отличный повод найти новые точки роста и «подчистить» расходы, но при этом держите в голове возможные риски. 

Постройте «краш-модель»: распишите худший вариант развития событий и проанализируйте, что может к нему привести. Наглядный график с реакцией выручки на различные действия поможет обрести опору и вовремя заметить даже незначительное падение ключевых метрик. 

На случай, если негативный сценарий всё-таки воплотится в жизнь, стоит сформировать «подушку безопасности». Когда примерная сумма, способная компенсировать самый неудачный расклад, будет ясна, постройте график накоплений своей подстраховки. Чёткий план спасения придаст уверенности в нестабильные времена.