Слушать
22 декабря 2021

Как запустить подкаст: очень подробная и не занудная инструкция

Рассказываем, как определиться с темой, названием и площадкой.

Кристина Вазовски
Кристина Вазовски
Основательница студии ТОЛК.
Изображение

Собственный подкаст помогает донести идеи и мысли автора до самых разных слушателей. Но с чего начать, если есть желание говорить, но нет опыта и практики? Кристина Вазовски основала студию «ТОЛК», ведёт курсы по подкастингу и составила суперподробную инструкцию по запуску своего проекта. Рассказываем, как определиться с темой и названием, записать подкаст и заявить о себе широкой аудитории. А ещё раскрываем секрет, зачем начинающему подкастеру может понадобиться носок!

Зачем вообще запускать подкаст?

Причины могут быть разные — от желания познакомиться с классными людьми и найти своё комьюнити до способа кому-то что-то доказать. Сформулируйте ответ и запишите его. Возвращайтесь к нему в моменты сомнений: так вы не остановитесь на середине пути.

Как выбрать тему подкаста?

Подумайте, о чём вы можете говорить снова и снова и в чём особенно экспертны. На основе этого выберите тему, которая вам искренне интересна. Может, вы обожаете советские мультики и можете свободно их цитировать? Знаете всё о построении команд в креативных индустриях? Если можете набросать предполагаемый список тем на сезон, значит, это оно.

Не стоит запускать подкаст только потому, что какая-то ниша пустует и у вас не будет в ней конкурентов. Живой интерес даст больше мотивации. В противном случае вы можете бросить раньше, чем получите первый результат.

✏️ Как придумывает темы своих подкастов сама Кристина

Кристина Вазовски о подкастах и способах на них заработать

А дальше что?

Изучите другие подкасты в вашей области и набросайте свои уникальные идеи. Разрешите себе вольности: выпишите самые безумные мысли, даже те, которые точно не подойдут. Среди всего этого потока может найтись та самая идея.

Теперь попробуйте сформулировать идею в одном предложении. Под это описание должно попадать только ваше шоу. Должна выйти фраза, которую вы сможете произнести в шумном баре — и собеседник поймёт вас.

Плохо: интервью с интересными людьми. Из такого описания непонятно, как именно вы будете определять, какой человек «интересный», а какой нет, и о чём именно будет подкаст.

Хорошо: подкаст о ситуациях, в которых что-то пошло не так.

Расскажите о своей идее людям, мнению которых вы доверяете, и соберите первый фидбек. Так вы сможете прикинуть примерную реакцию аудитории.

Как понять, какой формат мне подойдёт?

После того как вы придумали оригинальную и близкую вам тему, можно подумать о формате подкаста. Это может быть монолог, диалог, дискуссия нескольких ведущих и гостей, интервью, нарратив, реалити-шоу. Подумайте, что из этого лучше всего отразит вашу задумку.

После прикиньте, как часто вы планируете выпускать свежие эпизоды. Оцените заранее, будет ли у вас хватать времени и ресурсов для подготовки новых выпусков в этом режиме. 

Как придумать название подкаста?

Название должно быть коротким и запоминающимся. В идеале — до трёх слов. У более длинных названий могут обрезаться последние слова в описании на подкаст-платформах. Нежелательно использовать букву «ё», кавычки и знаки препинания: из-за них подкаст будет сложнее найти в поиске. 

Выигрышнее всего выбирать название на том языке, на котором будете записывать подкаст. В противном случае слушатели могут не запомнить название или ошибиться, когда набирают его в поиске.

Набросайте идеи названий с учётом этих советов. Можно вспомнить устойчивые выражения («К тебе или ко мне?»), поиграть со словами, формами и рифмами («Красота требует кэш»). Готово? Теперь проверьте в строке поиска и в любом подкаст-приложении, нет ли шоу с таким же названием. 

В идеале хорошо придумать несколько вариантов. Расскажите о ваших фаворитах друзьям. Спросите, какие у них возникают ассоциации, и проверьте, совпадают ли они с задумкой шоу. 

Как сделать обложку?

Когда название, идея и формат выбраны, пора приступать к оформлению: создать обложку подкаста и джингл. 

В русскоязычном подкастинге для обложки чаще берут иллюстрации — примеры можно увидеть в чартах платформ. На обложке должно хорошо читаться название подкаста. Не используйте мелкие элементы: на маленькой картинке в подкаст-приложении не получится их рассмотреть. 

Попробуйте нарисовать обложку сами или найдите иллюстратора, который может это сделать. Во втором случае понадобится составить техническое задание, или ТЗ: рассказать, о чём ваш подкаст, описать его настроение и прикрепить референсы. Также можно указать, что конкретно хотите видеть на обложке — например, микрофон, счастливого корги, полосатые носки. 

А где взять джингл?

Джингл — это короткая музыкальная тема в начале и в конце подкаста. Именно по этой вставке слушатели будут узнавать ваш проект. Джингл можно найти на платных и бесплатных музыкальных стоках: например, на noisefx.ru, podcastmusic.com, freesound.org

Ещё можно заказать джингл у музыканта. Если решите идти по второму пути, снова понадобится ТЗ с примерами музыки и джинглов, которые вам нравятся. 

Если чувствуете в себе силы и талант к написанию композиций, зайдите в GarageBand и сочините сами. 

Где записать подкаст?

Главные враги хорошего звука — это пустые помещения с эхом, большими окнами и высокими потолками. Для записи идеально небольшое помещение с коврами, шторами, мягкой мебелью и книжными полками: необходимо свести отражение звука от поверхностей к минимуму. Можно также устроиться в шкафу или залезть под одеяло. 

Чтобы проверить, подходит ли ваша импровизированная студия для записи, хлопните в ладоши и прислушайтесь — слышен ли звон? Если да, то помещение не подходит и нужно продолжить поиски.

Какое оборудование понадобится для записи подкаста?

Чтобы записать подкаст, необязательно покупать дорогую технику. Можно ограничиться смартфоном с диктофоном и носком. 

Приложение с диктофоном обычно установлено по умолчанию. Также можно скачать специальные программы для записи голоса — Audacity, «Диктофон — запись голоса» для iOS, Audio Recorder для Android.

Если хотите сразу писать на микрофон, можно начать с петлички Boya. Она стоит от 1300 рублей и подключается к компьютеру, смартфону и планшету. Ещё один любимый микрофон подкастеров — Samson Qu2. Он подключается сразу к компьютеру. 

Совет

Лучше не писать звук на беспроводные наушники — качество записи будет сомнительным.

Если записываете подкаст с гостем или соведущим, также понадобится устройство с установленными программами Zoom или Skype и наушники. Записывать подкаст в этом случае можно даже если вы и гость находитесь в разных городах.

Теперь просто говорить? И почему кроме диктофона нужен носок?

После того как вы устроились в тихом помещении для записи, запустите диктофон на смартфоне и наденьте на него носок со стороны динамика. Носок будет служить поп-фильтром от резких звуков. 

Расположите телефон на расстоянии 10–15 сантиметров от головы и начинайте. Расстояние между вами и устройством не должно существенно меняться: это может сказаться на звуке.

Если записываете подкаст с гостями или соведущими, нужно, чтобы каждый собеседник писал только свой голос. Созвонитесь в Zoom или любой другой программе, подключите наушники, чтобы слышать своего собеседника, и пусть каждый запишет свой голос на свой смартфон. При монтаже дорожки нужно будет свести в одну.

У меня есть записанная дорожка. Это уже подкаст?

Даже если вы записали подкаст без запинок и оговорок, как минимум к нему нужно добавить джингл. В реальности также часто нужно «почистить» речь: убрать повторы, лишние междометия и паузы.

Есть много платных и бесплатных программ для монтажа звука со сходным принципом работы — Reaper, Adobe Audition, Pro Tools, Audacity, GarageBand.

На монтаже можно удалить скучные куски, поменять их местами и перезаписать моменты, где ваша мысль сформулирована нечётко. 

А как и куда теперь выложить подкаст, чтобы его услышали другие?

У подкастов нет единой прописки, их слушают на разных стриминговых платформах. К счастью, не нужно загружать аудиофайлы на каждую площадку отдельно. Чтобы подкаст появился сразу на разных платформах, вам понадобится RSS-feed. Это ссылка, которая содержит информацию об аудиофайлах.

Ссылку нужно сделать один раз и дальше вставить её в специальные поля на разных платформах. Самые популярные хостинги, куда можно загрузить подкаст и получить RSS-ссылку, — Anchor и Castbox. Они бесплатные.

С помощью RSS-feed можно добавить подкаст на следующие платформы:

На площадки VK, PodFM, Podster подкасты нужно выкладывать вручную, заливая аудиофайл на платформу.

Теперь все будут слушать мой подкаст?

Ура! Подкаст запущен! Теперь займитесь продвижением: рассказывайте о проекте друзьям, родным и подписчикам в соцсетях, пишите в медиа, посвящённые подкастам, просите слушателей ставить оценки и оставлять комментарии в приложениях. Можно познакомиться с другими подкастерами и предложить записать совместный выпуск. 

Создавайте контент вокруг вашего проекта — можно сделать мерч, завести отдельный аккаунт в Инстаграме* с полезными или смешными постами, сделать кросс-промо с компаниями и людьми, которые близки вам по духу. Так о вашем подкасте узнает больше людей.

А вдруг кому-то не понравится?

Главный совет — просто регулярно делайте. Записывайте подкасты, публикуйте их и собирайте обратную связь. Отделяйте объективную критику от необъективной и старайтесь реагировать только на первую — признавать свои ошибки, отвечать в комментариях и в итоге делать контент лучше.

Где узнать больше о подкастах?

Слушайте больше подкастов и обращайте внимание на приёмы, которые используют ведущие. Так вы сформируете насмотренность и наслушанность.

Подпишитесь на аккаунты студий подкастов, они часто публикуют полезные советы для новичков. Читайте медиа про подкасты, например Podcasts.ru: там можно найти разборы хороших подкастов, новости индустрии и аналитику.

Следите за новостями подкаст-платформ и стриминговых сервисов. Например, Яндекс. Музыки, Apple Podcasts, Spotify. Обращайте внимание на топы приложений: какие подкасты туда попадают, чем они интересны? Также можно пройти обучение подкастингу. 

Обложка: Аника Турчан

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий