Зарабатывать
10 марта 2022

«Теперь, чтобы нормально зарабатывать, придётся срочно искать новую работу»: что рассказывают сотрудники Monki, Bershka и Massimo Dutti

Зарубежные магазины приостанавливают деятельность в России. Мы поговорили с теми, кто там работает.

Таня Тювилина
Таня Тювилина
Авторка «Горящей избы».
Какие магазины закрылись в России

Многие зарубежные магазины приостанавливают работу в России. Мы поговорили с их сотрудниками: работники Monki, Bershka и Massimo Dutti рассказали, что сейчас с ними происходит, как отреагировали на закрытие покупатели и есть ли надежда, что любимые бренды вернутся.

Теперь у «Горящей избы» есть группа в «Одноклассниках». Не хватает только ваших классов! Подписывайтесь сами и отправляйте наши статьи мамам и бабушкам.

«Можно понять людей и их гнев, но сейчас есть вещи важнее шмоток»

Алина (имя изменено по просьбе героини)
Сотрудница Monki

Я работаю в магазине продавцом-консультантом. Разношу одежду, помогаю покупателям с выбором, стою на кассе. 

Всё это время я не думала, что мы закроемся, магазин работал как обычно. Но каждый день появлялись новые новости о том, что то одна, то другая компания приостанавливают работу в России. Мы с коллегами переживали, что с нашим магазином может произойти то же самое. Беспокоились, но старались отшучиваться и отмахиваться от этих мыслей. Хотелось верить, что всё будет хорошо и нас происходящее не затронет. 

Но 2 марта перед сном мои друзья прислали в чат новости, что закрываются магазины сети H&M Group, в которую входит Monki. Я подумала, что такого не может быть: не могли же нас не предупредить! Объясняла, что это бред. Сейчас кажется, что в тот момент я успокаивала саму себя.

В рабочем чате моментально поднялся кипиш. Все старались успокоить друг друга тем, что нужно ждать официального объявления. Я начала искать какие-то подтверждения в интернете, ведь сейчас в новостях много фейков и нужно проверять источники. Так я зашла на официальный сайт компании и увидела обращение к покупателям на английском языке. Слухи подтверждались.

Я почувствовала полное опустошение и даже расплакалась. Меня пугала неизвестность — непонятно, когда всё это закончится. Я решила, что нужно ждать подтверждение от российского руководства. И на следующее утро получила его. Менеджер написал, что магазин действительно приостанавливает работу на неопределённый срок. У меня случилась истерика. Хотя я и ожидала такой ответ, всё равно не была к нему готова. Третьего марта магазины уже не открылись. 

Когда была пандемия, наши офлайн-магазины тоже закрывались. Тогда сотрудников отпустили сидеть по домам: хоть мы и не работали, но продолжали получать зарплату. Сейчас происходит то же самое: никого не уволили, никто не сокращён, даже одежда, которая не распродана, всё ещё лежит в магазине. Нам всем остаётся только ждать, что в ближайшее время ситуация изменится. Я стараюсь оставаться позитивной, но это крайне тяжело. У меня есть подработка, которая приносит дополнительный доход, но я чувствую себя потерянной и никак не могу собрать себя в кучу. 

Люди по-разному отреагировали на закрытие. В комментариях сообщества кто-то скучает по нам. Кто-то пишет, что чувствует обиду и что если мы откроемся, то больше к нам не придёт. Можно понять людей и их гнев, но сейчас есть вещи важнее шмоток. 

Думаю, вскоре точно будет всплеск безработицы. Не все компании заботятся о своих работниках. Им проще уволить людей, а потом нанять и обучить новых сотрудников. Это грустно, ведь найти работу было трудно и раньше. Сейчас будет ещё сложнее. 

«Мы уходим с российского рынка на время, а не навсегда»

Саша (имя изменено по просьбе героини)
Сотрудница Bershka

Я работаю в магазине пятый месяц. Незадолго до случившегося мы с коллегами слышали, что некоторые компании приостанавливают работу. Но на свой счёт не волновались: руководство ни о чём таком не говорило, и это внушало уверенность. При этом многие мои знакомые и покупатели постоянно спрашивали, закроется ли Bershka. 

О закрытии магазина я узнала в тот же день, что и все, 5 марта. Об этом в рабочем чате сообщило руководство. Нам сказали, что это временные меры и никто нас не увольняет. Сотрудники будут получать в этот период две третьих средней зарплаты. Если эта сумма меньше прожиточного минимума, будет платиться МРОТ — это как раз мой случай. Я ужасно расстроилась: теперь, чтобы нормально зарабатывать, придётся срочно искать новую работу. 

После новостей о том, что мы закроемся, особого наплыва покупателей не было. Мы доработали обычный день и распродали не всю одежду. Да это и не нужно — мы уходим с российского рынка на время, а не навсегда. Думаю, многие ещё даже не в курсе, что мы приостановили деятельность. В интернете очень много дезинформации, и люди с недоверием относятся к новостям. 

Сейчас я уже почти не переживаю, но размышляю о смене работы. Вообще я и раньше подумывала про увольнение. Может быть, это знак?

Не думаю, что сейчас будет всплеск безработицы. Многие компании, как и мы, только приостановили работу, а не закрылись полностью. Вряд ли им выгодно терять значительную часть прибыли, поэтому всё происходящее, как мне кажется, временно. 

«Покупатели начитались новостей о закрытии и ринулись в магазин с новой силой»

Миша (имя изменено по просьбе героя) 
Сотрудник Massimo Dutti

Я уже два с половиной года работаю в магазине продавцом-консультантом. Раскладываю товар, помогаю клиентам, поддерживаю порядок в зале. 

Первый тревожный звоночек случился, когда курс валют начал резко меняться: цены в магазине подскочили на тысячу — полторы тысячи рублей. Но тогда внутри коллектива мало кто думал, что мы можем закрыться. Сотрудники следили за рынком и видели, как уходят H&M, Monki, IKEA. При этом все верили, что компания Inditex, куда входит наш магазин, справится с происходящим. 

Но 5 числа в рабочий чат пришло сообщение от московского руководства, что с 6 марта магазины Inditex прекращают деятельность в России из-за «логистических сложностей».

За последнюю неделю продажи в нашем магазине выросли почти в четыре раза. У нас не было недостатка в покупателях. Но когда люди начитались новостей о закрытии, то ринулись в Massimo Dutti с новой силой. Они разбирали всё, что лежит на полках. Всех интересовало, что будет с уже оплаченными онлайн-заказами и планируем ли мы снова открываться. 

Сейчас магазины закрыты, но покидать их навсегда никто не собирается. Несколько раз в неделю ответственный сотрудник приезжает на объект и осматривает его. Товары также остались на складе и ждут своего часа. Онлайн-заказы обещают доставить курьером. Если этого не произойдёт, покупателям вернут деньги. 

Ещё до произошедшего меня решили перевести на должность менеджера, поэтому я не планирую уходить. И не паникую, ведь с Inditex мы переживали многое. Во время локдауна магазины тоже закрывались. Уверен, что у компании уже есть стратегия, как вернуться на российский рынок. Тем более, никого из сотрудников не уволили и всем выплачивают зарплату. В общем, я стараюсь мыслить позитивно и надеяться, что скоро всё наладится.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий