Знать
08:00

Как организовать киноклуб, чтобы в нём было интересно

Если вы любите смотреть кино в компании и потом много часов обсуждать увиденное, если вас буквально распирает от мыслей и эмоций от фильма — вам прямая дорога в киноклуб. Расскажем, как его организовать, чтобы он не развалился после первого просмотра.

Что такое киноклуб и зачем он нужен

Киноклуб — группа людей, которая регулярно собирается, чтобы посмотреть кино и потом обсудить его. Киноклубом также можно назвать коммерческую или некоммерческую организацию , которая собирает любителей кино в одном месте и организует показ фильмов с последующим обсуждением. Иногда на просмотр приглашают профессиональных киноведов.

Обсуждение фильмов в киноклубе помогает по-новому взглянуть на любимое и хорошо знакомое произведение, познакомиться с новыми лентами, научиться анализировать кино и разбираться в киноискусстве. Да и просто приятно провести время и пообщаться на любимую тему в кругу единомышленников.

Киноклубы могут быть неформальными — организованными друзьями в чьей-то квартире — или большими, при кинотеатрах. В последние обычно платный вход, и обсуждение там модерируется.

Киноклубы могут существовать в офлайн-формате, например при учебном заведении, или в онлайне. Последние можно встретить в профессиональных сообществах и телеграм-каналах.

Как создать свой киноклуб

Если у вас совсем нет опыта создания киноклуба, используйте следующую инструкцию

  1. Определитесь с форматом. Будет ли это камерное собрание для друзей, приятелей, коллег и родственников или же вы готовы приглашать в свой клуб новых людей. Важен или для вас возраст участников и их пол? Вы хотите собрать вокруг себя единомышленниц или вы хотите обсуждать кино с представителями разных поколений? 
  2. Организуйте структуру киноклуба. Если вы планируйте масштабное мероприятие, понадобится координатор (тот, кто будет заниматься организационными вопросами) и киновед (или любой другой приглашённый гость, который будет экспертом на обсуждении). Также понадобится модератор — человек, который задаёт тон обсуждению. Иногда все эти функции может совмещать и один человек — например, если ваш киноклуб совсем маленький, для близких друзей. 
  3. Подумайте о том, как вы будете оповещать гостей о сеансах. Нужны ли вам странички в социальных сетях, где можно размещать анонсы, или удобнее рассылать приглашения по электронке, в общий чат или в личку в мессенджеры. Здесь же можно подумать о частоте собраний. Также стоит заранее решить, хотите вы смотреть фильм вместе или по отдельности, а собираться только для обсуждения (этот формат подойдёт занятым людям, которым сложно согласовать свои расписания).
  4. Посчитайте расходы. Нужно ли вам какое-то оборудование, которого не хватает для организации киноклуба? На чём вы будете смотреть фильмы — на проекторе или телевизоре с большим экраном? Нужно ли вам арендовать помещение или просмотр будет организован у кого-то дома? Возможно, есть смысл делать небольшие членские взносы на мелкие расходы.
  5. Продумайте обстановку и логистику ваших собраний. Убедитесь, что место проведения удобное и доступное, с хорошими местами для сидения и обзором для всех участников. Подумайте о дополнительных удобствах, таких как туалет и напитки. Если собрания проводятся в домах членов клуба, обсудите помощь в подготовке к собраниям и уборке после них. Если вам удастся создать дружескую и приятную атмосферу, то киноклуб наверняка будет пользоваться успехом.

Как выбрать фильм для просмотра в киноклубе 

Всё зависит исключительно от ваших предпочтений. Фильмы выбирают по разным критериям. Вот самые популярные из них:

  • По типу фильмов: игровые, документальные или анимация.
  • По жанру. Например, вы любите хоррор-муви или детективы и смотрите одну новинку каждую неделю. Или чередуете со старыми шедеврами.
  • Только новые фильмы — самые нашумевшие, независимо от жанра.
  • По стране-производителю: российские, голливудские, азиатские, индийские.
  • По режиссёрам или группе режиссёров — например, только Ингмара Бергмана, новой французской волны, золотого периода Голливуда. 
  • По случаю или настроению. Можно выбирать картину всеобщим голосованием по разным параметрам. В преддверии Дня влюблённых, например, посмотреть романтическую комедию, а перед Новым годом — Гарри Поттера.
Катерина Суратова
психолог, организовала свой психоаналитический киноклуб, в котором участники разбирают известные картины с психоаналитической точки зрения.

Главное правило — выбранные фильмы должны эмоционально затрагивать. Тогда они обещают интересное и полезное обсуждение. Когда нас что-то затрагивает, это значит, что речь идёт о внутреннем материале: обсуждая его, мы можем встретиться с чем-то важным в себе, найти какие-то ответы. Другой вариант — брать популярные фильмы. Это отражает коллективное бессознательное, частью которого мы все являемся. Показывает тенденции, помогает переосмыслить актуальные вопросы и занять некую позицию по отношению к ним. Что может быть важно, потому что мы плывём в коллективном поле и часто просто не задумываемся, а какое у нас отношение, например, к бодипозитиву или феминизму и другим явлениям.

Как модерировать обсуждение в киноклубе 

Модератор — это человек, который выступает в качестве ведущего. Он представляет фильм и объясняет, почему выбрали именно его. После просмотра кино модератор открывает обсуждение. И тут надо знать некоторые тонкости.

Оксана Запевалова
главный редактор «Лайфхакера», модератор корпоративного киноклуба

Начать обсуждение бывает сложно даже в неформальной обстановке. В нашем киноклубе мы чаще всего смотрим фильм по отдельности — и это тоже лишает общего контекста. Поэтому для разогрева я иногда задаю участникам вопрос, который напрямую не касается обсуждаемой картины. Например: «Расскажи, какой мультфильм тебе нравилось смотреть в детстве?» Важно, чтобы вопрос был простым и не требовал развёрнутой аргументации, его задача — разговорить и снять возможное напряжение. После этого основное обсуждение обычно идёт легче. 


Бывает и так, что гости киноклуба не спешат высказываться, повисает неловкая пауза. Оксана Запевалова советует первым выразить мнение по одному из аспектов фильма и спросить, что собеседники думают по этому вопросу. Ещё можно обратиться к кому-то из участников с адресным вопросом. Лучше использовать открытые формулировки — они подразумевают развёрнутый ответ. 

Катерина Суратова советует активизировать беседу, указав на актуальную проблематику или высказав непопулярное мнение о фильме. Также можно задать вопрос в формате «или/или».

Вообще, желательно продумать вопросы заранее и иметь примерный план. Если обсуждение будет лёгким и вы от него отойдёте — прекрасно. Но если встреча будет идти туго, то минимально заготовленные вопросы и тезисы очень выручат. 

Катерина Суратова в своём киноклубе начинает обсуждение фильма с вопросов: «Про что для вас это кино?», «Какое состояние он вызвал у вас после просмотра?» Это сразу фокусирует людей на их восприятии, соединяет внешнюю картинку с внутренним материалом.

Ещё один важный момент — поскольку дискуссия может выявить полярные мнения относительно героев фильма и их поступков, модератору лучше занять нейтральную позицию.

Катерина Суворова

Модератор должен иметь психологическую способность дистанцироваться от себя и своих чувств, мнений, мыслей и ставить превыше всего хорошую работу в группе. Он не должен позволять чувствам захлёстывать его, а должен оставаться всё время как бы на небольшом расстоянии от происходящего, чтобы в фокусе внимания был сам процесс, а не его содержание. Благодаря этому участники смогут открыто высказывать свои мнения и говорить об эмоциях, не боясь, что их осудят или обесценят.

Станьте первым, кто оставит комментарий
Читайте также
15 игр с уникальными механиками, которые дарят незабываемые впечатления
Депутат Госдумы предложила проводить в школах уроки полового воспитания
Топ‑5 лучших романтических песен из ромкомов
«Балерина» выйдет в России раньше, чем в других странах. И да — Киану Ривз появится в фильме
День всех влюблённых сильнее всего раздражает состоящих в браке россиян
ТЕСТ: Кто вы из сериала «Клиника»?