Если вы можете быстро проанализировать огромный объём информации и найти ответ на сложный вопрос, а ещё выполняете несколько задач одновременно, но при этом вам трудно сосредоточиться на двухчасовом фильме или прочитать длинную статью — возможно, у вас клиповое мышление. Разбираемся, что это такое, в каких случаях оно оказывается полезным, а когда может быть проблемой.
Что такое клиповое мышление
Простыми словами, клиповое мышление — это тип мышления, при котором человек способен воспринимать информацию через короткие и яркие образы. Обычно таким людям тяжело концентрироваться на одном деле, слушать долгие лекции, читать длинные тексты и смотреть часовые ролики или фильмы.
По некоторым данным, первым термин «клиповое мышление» в 2014 году придумал Фёдор Гиренок — российский философ, профессор МГУ. Свои размышления на эту тему он опубликовалФедор Гиренок. Клиповое мышление / Литературная газета в «Литературной газете»:
«Слово сlipping обозначает всего лишь подборку газетных вырезок на определённую тему. Клип прост, как натюрморт. Это лоскут, часть, не отсылающая к целому. И одновременно клип требует грёз, фантазий, которыми заполняется место отсутствующего целого».
Профессор кафедры алгебры и математической логики Владимир Кутрунов предположилКузнецов Иван, Теория и практика проведения исследования клипового мышления у учащихся. , что клиповое мышление — это следствие процесса, называемого «информационным сёрфингом». Ему свойственно быстрое переключение от одного информационного потока к другому, без глобального погружения в тему. По типу — посмотрел, что значит тот или иной термин, принял к сведению, пошёл дальше. Как правило, таким образом человек не погружается в материал и извлекает мало полезной информации.
Клиповое мышление — проблема или сверхспособность
Хотя клиповое мышление не является научным термином, его часто можно встретить в социокультурном контексте. Споры вокруг этого явления не утихают: одни бьют тревогу, называя клиповое мышление глобальной проблемой нашего века, тогда как другие считают, что это всего лишь последствия адаптации нашего мозга к новым реалиям.
Сегодня количество информации вокруг нас ежедневно увеличивается в огромных масштабах, поэтому сконцентрироваться на одной теме действительно бывает тяжело. Мозг вынужден постоянно выбирать наиболее важное и полезное и отсеивать ненужное.
Клиповое мышление характеризуетсяAndrey Leonidovich Kraynov, Nadezhda Vladimirovna Shalaeva. Influence Of Clip Thinking On The Cognitive Abilities Of Students. способностью быстро переключаться между различными темами. Благодаря ему человек может закрепить за полученной информацией конкретный образ и мгновенно вспомнить о нём в подходящей ситуации. В этом случае мозг работает как сито — избавляется от ненужного — и как картотека: быстро вспоминает и выдаёт всё необходимое по данной теме.
В условиях постоянного потока новостей, социальных сетей и видеоконтента наше внимание часто рассеяно, и мы воспринимаем информацию фрагментарно, как короткие клипы. Это явление оказывает влияние на личное восприятие окружающего мира (новости, тренды, наблюдения). А ещё на образование, бизнес и отношения между людьми.
Плюсы клипового мышления
- Многозадачность. Люди, родившиеся и выросшие в период информационного бума и развития интернета, могут одновременно общаться, слушать музыку, скроллить ленту в соцсетях и выполнять простую физическую работу (например, наводить порядок дома или заниматься спортом).
- Быстрая обработка информации. Клиповое мышление позволяет быстро усваивать и анализировать информацию, которая необходима здесь и сейчас.
- Гибкость мышления. Человеку не приходится долго отходить от одной задачи, чтобы собраться с мыслями и переключиться на новую, что позволяет значительно сэкономить время.
- Быстрый поиск нужной информации. Клиповое мышление помогает быстро сообразить и вспомнить, где найти необходимую информацию для решения конкретной задачи.
Минусы клипового мышления
- Неспособность глубоко погрузиться в тему. Человек может найти необходимый ответ на конкретно заданный вопрос. Однако изучить факты, порассуждать, дойти до истины, почерпнуть полезные знания и сохранить их надолго в памяти ему вряд ли удастся. Быстрая обработка информации «отформатирует» это спустя какое-то время.
- Сложности с концентрацией. Частые переключения между задачами не дают возможности сосредоточиться на одной теме. Это может негативно повлиять на качество работы.
- Зависимость от визуальных и кратких форматов. Сильная ориентация на клиповое восприятие может затруднить восприятие длинных текстов, аудио и видео.
- Снижение способности к длительному обучению. Потребность в коротких и ярких образах может снизить интересКузнецов Иван. Теория и практика исследования клипового мышления среди учащихся. к более глубокому и продолжительному обучению.
Что в итоге
Уметь быстро переключаться между разными темами — хорошо, но в меру. Лучше применять этот навык в ситуациях, когда действовать нужно быстро. Но в обычной жизни обучении, работе, взаимодействии с людьми может быть полезно немного замедлиться и постараться вникать в ту или иную тему более осмысленно. Это поможет справиться с фоновой тревогой и хроническим стрессом, а ещё расширит кругозор.
Если чувствуете, что стали заложницей клипового мышления, попробуйте постепенно увеличивать длительность видеороликов, которые вы смотрите, и длину текстов, которые читаете. Когда нужно найти ответ на какой-то вопрос — изучите его более детально, прочтите интересные факты или статьи на эту тему.