Смотреть
2 сентября

«Боромир снял бы лучше»: 4 проблемы «Колец власти», из-за которых не верится в их успех

3

Вышел второй сезон сериала «Властелин колец: Кольца власти», снятого Amazon Prime по мотивам произведений Джона Р. Р. Толкина. Зрителям показали сразу три серии, остальные пять будут выходить по одной в неделю. Фанатка легендариума Толкина Вика Анистратова посмотрела первые три эпизода и считает, что при всём желании создателей сериал вряд ли сможет даже близко подойти к величию трилогии Питера Джексона.

Да, я считаю себя поклонницей произведений Толкина. «Властелин колец», «‎Хоббит», «‎Сильмариллион», «‎Дети Хурина» — это моя база. Но за просмотром второго сезона «Колец власти» я постаралась абстрагироваться от книг. На руках у Amazon Prime были и остаются авторские права только на часть произведений писателя. Так что сравнивать сериал с оригинальными произведениями — себе дороже. Это я поняла после просмотра первого сезона.

Несмотря на то что я постаралась взглянуть на сериал не затуманенным книгами взглядом, мне всё равно не понравился второй сезон. И я все три серии пыталась понять, что не так. Эльфы на месте, битвы на месте, костюмы красивые, лор ну более-менее похож на оригинальный. Но подозреваю, что тут дело даже не в соответствии лору Толкина.

Сериал хочешь не хочешь, а будут сравнивать в первую очередь с трилогией Питера Джексона. И не в пользу первого. Но что же он сделал такое, что заставляет каждый раз возвращаться к «Властелину колец»? Ведь даже эти фильмы не повторяют полностью книгу, но их тем не менее считают культовыми. Что ещё смешнее, даже сам Питер Джексон не смог переплюнуть собственное творение в 2012 году. В этот раз я честно не хотела просто наворчать на новый сезон, а попыталась найти для себя причины, по которым сериал здорово проигрывает трилогии.

Смотреть ещё!

У всех персонажей разная мотивация

Мне не понятна конечная мотивация большинства героев. Из-за этого смотреть за их приключениями порой скучно, а порой и непонятно. К моменту, когда к ним возвращается экранное время, я успеваю забыть, чем они до этого занимались. Например, я совсем забыла, зачем мохноног Нори и загадочный волшебник (хотя мы уже поняли, кто это) отправились в пустыню. Что случилось с Арондиром и его спутниками. Как Исильдур попал в паучью пещеру. И чем занимались в Нуменоре в последних сериях. Каждый преследует свои цели, усложняя повествование.

Во «Властелине колец» следить за сюжетом было проще, потому что всех персонажей объединяла одна цель — уничтожить Кольцо и Саурона. Освобождение короля Теодена от чар Сарумана, призыв энтов вступить в войну и отбить Ортханк, битва при Минас-Тирите — все сюжетные арки так или иначе сходились в одной точке. Зрителям было проще понимать мотивацию героев, даже когда те были разбросаны по всему Средиземью.

В «Кольцах власти» я быстро запуталась. Что ищет волшебник по звёздам и почему за ним охотится какой-то культ, будто сбежавший из «Безумного Макса»? Почему Исильдур, один из ключевых персонажей, появляется только в третьей серии и занимается поисками коня? Зрителям дают в процессе неожиданные повороты, морально-этические потрясения, но даже они не работают: герои слишком непонятны, чтобы им сопереживать. Для сравнения: Боромиру хватило одного фильма, чтобы его люто возненавидели, а потом пустили слезу над его последними словами.

Единственная история, за которой интересно наблюдать, — создание самих колец. Саурон тонко обволакивает жителей Средиземья сетью интриг и обмана, пускает в ход все свои манипуляции и обаяние. Келебримбор, автор колец, хочет помочь жителям Средиземья своим искусством, но не замечает, как становится пешкой в чужой игре. Гномы Диса и Дурин становятся частью этой игры, хотя пытаются спасти народ Кхазад-Дума. Признаюсь, мне нравится даже Галадриэль в исполнении Морвет Кларк. Её эльфийка-колдунья совершенно другая, чем у Кейт Бланшет. И всё же её история, её дилемма и отыгрыш актрисы (кажется, во втором сезоне она стала поживее) завлекают.

Кадр из сериала «Властелин колец: Кольца власти»

Новые герои почти не запоминаются

Герои, которых создают для вселенной Толкина, как бы это выразиться, слишком правильные. Они словно сделаны ровно по лекалу персонажей современного кинематографа. Из-за этого они по большей части довольно унылые. Возможно, свою роль сыграло то, что Толкин пользовался своим опытом участия в Первой мировой войне, когда создавал мир Средиземья. Такой потрясающий во всех смыслах опыт позволяет продумывать неоднозначных персонажей. Когда в добром герое благородство сочетается с алчностью, а в негодяе остаётся крупица добра.

Новые персонажи, которых придумали для «Колец власти», пока не могут похвастаться интересным характером. Мне очень нравится принцесса Диса, но я не могу не отметить, что она персонаж-клише: сильная духом женщина, которая поддерживает мужа мудрым советом и оплеухой, когда понадобится. Эльф Арондир как был угрюмым героем, который позволяет себе слабость в виде чувств и платится за это, так им и остаётся. Уже второй сезон на дворе, а его персонаж всё ещё кажется лишним. И не из-за своего цвета кожи.

Тут хочется вспомнить, что даже Питер Джексон прогорел на оригинальных персонажах. Его Тауриэль в «Хоббите» тоже мало чем запомнилась. То есть проблема не в том, что в уже собранном лоре писателя придумывают новых персонажей, а в том, что эти персонажи получаются слишком клишированными. Слишком правильными. Оттого сопереживать им очень трудно.

Кадр из сериала «Властелин колец: Кольца власти»

Сериалу не хватает зрелищности

Да, парадокс. Кажется, куда больше зрелищности. Тут и грандиозный Нуменор, и изящный Линдон, и мрачный Мордор. Костюмы красивые, локации живописные, битвы батальные. А всё равно «Кольцам власти» что в первом сезоне, что во втором не хватает чего-то. Что определённо было у... да, «Властелина колец».

Мне кажется, причина кроется в графике. Не в том, что она плохая или слишком хорошая. А в том, что она заставляет киноделов лениться. Зачем продумывать экспозицию, чтобы хоббиты смотрелись маленькими на фоне Гэндальфа, если проделать это можно с помощью графики? Зачем использовать подручные материалы, чтобы создавать определённую атмосферу, если можно потом всё наложить в постпродакшене? Тут я вспоминаю историю со съёмок трилогии. Чтобы взгляд Галадриэль был наполнен вековой мудростью, которую описывали в книге, на съёмочной площадке специально выстроили свет так, чтобы он отражался в глазах Кейт Бланшет. Все эпизоды с участием эльфов были как будто более плавные и задымлённые, чтобы показать их колоссальное отличие от людей. Графику использовали очень точечно, когда нужно было, например, нарисовать сказочную крепость Минас-Тирит или гигантских Орлов с олифантами.

Кадр из сериала «Властелин колец: Кольца власти»

В сериале я могу отличить эльфов, только когда вижу их уши. Нуменор мало чем отличается от Линдона. И волшебство как будто исчезает. Покажите мне декорацию из «Колец власти», и я не гарантирую, что не спутаю её с локацией из сериалов «Ведьмак» или «Дом дракона».

Но проблема даже не в зрелищности

Да, у трилогии были харизматичный Арагорн Вигго Мортенсена, очаровательный Гэндальф Иэна Маккеллена и неповторимый Голлум Энди Серкиса. Были невероятные виды Новой Зеландии и почти поголовная одержимость съёмочной площадкой легендариумом Толкина. Но как будто даже не в этом заключалась главная деталь «Властелина колец», которая сделала фильмы бессмертной классикой.

Питер Джексон весьма умело передал мудрость, которой Толкин наполнил свои книги. Каждый год мы пересматриваем фильмы не только потому, что там крутые спецэффекты и потрясающие актёры. И едва ли потому, что в центре неповторимый сюжет. В конце концов, нет ничего оригинального в дихотомии добра и зла, этот сюжет стар как мир.

«Властелин колец» поражал и сегодня поражает неповторимой мудростью, которой делится со зрителями. Наверняка вы прямо сейчас сможете вспомнить множество цитат из фильма. «Ты можешь возвращать жизнь, Фродо? Тогда не спеши осуждать на смерть». «Возможно, наступит день, когда мужество оставит род людей, но только не сегодня!». «В мире есть добро, мистер Фродо! И за него стоит бороться». Фильмы для многих стали чудесной сказкой, которая спасает в самые тёмные времена.

К сожалению, у сериала «Кольца власти» что в первом, что во втором сезоне даже близко нет такого настроения. Сейчас будет, пожалуй, весьма посредственная фраза, но у сериала как будто нет души. Словно он сделан не в маниакальном желании перенести любимых героев в реальный мир, а потому, что в последнее время модно создавать продолжения культовых произведений. «Кольца власти» могут быть выверенными до мелочей, могут соблюсти все законы киноадаптаций. Но сомневаюсь, что через двадцать лет мы будем говорить о сериале с таким же придыханием, с каким говорим даже спустя двадцать лет о «Властелине колец». И тогда зачем это всё?

Alexey Bogatov
04.09.24 06:51
Да визуально эльфы убогие,у негра эльфа ещё ничего внешность,но остальные -ужас,страшные как орки,да нет орки лучше выглядят-мясистыепельмени вместо ушей,прически как у сенаторов Рима
Майк Вазовский
29.10.24 23:46
Не согласен
Майк Вазовский
29.10.24 23:49
Спасибо сайту кстати, шрифт бесподобен)
Читайте также
Что такое аскеза и как она помогает нам становиться лучше
Анджей Сапковский раскрыл сюжет новой книги по «Ведьмаку»
Что связать в подарок: 18 классных идей для начинающих и опытных рукодельниц
Тренды и база: 5 идей для образов на Новый год-2025
Запрет на детские браки и триумф российских шахматисток: главное о правах женщин за неделю
3 категории товаров, которые не страшно заказывать на Aliexpress