В третьем сезоне подкаста «Дом с огнём» мы общаемся с обычными девушками, которые живут необычной жизнью. Гостья третьего выпуска Марина почти 9 лет прожила на яхте вместе с мужем и двумя дочерьми. Она рассказывает о бытовых сложностях, которые часто не замечают за романтикой жизни под парусом.
Материал написан по мотивам 3-го выпуска 3-го сезона «Дома с огнём». Если вам удобнее слушать, включайте подкаст.
Средиземное море зимой — не курорт, а постоянные шторма и ветра
Мы около восьми с половиной лет провели на 12-метровой парусной яхте Lady Mary. До этого жили как обычные люди: сначала делали бизнес в Новосибирске, потом переехали в деревню в горном Алтае, потому что старшая дочка заболела астмой. Мы начали выезжать на зимовку к морю, потому что зимой в сибирском климате Насте становилось хуже. Потом муж выучился в парусной школе на шкипера. У нас были накопления на квартиру, но вместо неё мы решили купить яхту и переехать на неё. Насте тогда только исполнилось двенадцать, младшей, Ладе, было два с половиной года.
Наш первый сезон пришёлся на зиму. Вместо привычного Таиланда мы выбрали Средиземное море. Месяц постояли у берега, создали пригодное для жизни семьи пространство и в первых числах февраля вышли в море. Была цель пересечь Средиземное море от Испании до Черногории, где мы планировали оставить яхту на лето.
Средиземное море зимой — не курорт, а постоянные шторма и сильные ветра. В море были только мы и бывалые морские волки. Я тогда испытала тотальное одиночество. Первый сезон был самым трудным из всех несмотря на то, что мы потом много где побывали.
Главная беда на яхте — это сырость
Если поставить два автодома паровозиком друг за другом, как раз получится наша яхта. Конечно, она не заменяет полноценную квартиру: пространство ограничено, дом наполовину погружён в воду, везде сырость, плесень, постоянная качка. Одно дело — отправиться в таких условиях в отпуск на пару месяцев, и совсем другое — переехать в них жить. Весь быт перевернулся с ног на голову.
Места для вещей на яхте достаточно, потому что всё очень удобно и эргономично устроено. Используется каждый кусочек пространства, каждая ниша. Под всеми сиденьями есть рундуки: большие ящики для вещей и провизии. Самые большие расположены у нас в спальне. Капитанская каюта находится на корме яхты. Там полноценная двуспальная кровать огорожена бортиками, которые на самом деле не бортики, а шкафы. Там мы храним консервы в несколько рядов и одежду. Мы путешествовали во всех широтах, поэтому у нас есть одежда и обувь для любой погоды.
Главная беда на яхте — это сырость. Шкафы нужно регулярно проветривать. Мы пробовали разные впитыватели влаги, но особой пользы я от них не заметила. Поэтому пришлось освоить морские хитрости. Например, чтобы сохранить крупы и макароны сухими, мы пересыпали их в пятилитровые бутылки для воды, а сверху клали ватку, пропитанную спиртом. Это делается для того, чтобы в крупах не завелись жучки.
На яхту не стоит брать белые вещи: на них заметнее плесень, а она часто появляется в шкафах от влажности. Плюс из-за постоянной влаги, которая висит в воздухе, сыреют полки, и на одежде остаются коричневые пятна от дерева.
Ещё яхта — это постоянная качка. Во время стоянки в тихой гавани можно доставать стеклянную посуду, оставлять еду на столе. В переходе всё хрупкое прокладывается полотенцами и убирается в закрытые шкафы с защёлками. Чтобы вещи не вылетали во время качки, они должны стоять плотно. Таких нюансов много.
Наш самый длинный переход без выхода на землю — 57 дней от Таити до Владивостока
Когда приходишь к берегу — всё просто. Жизнь на яхте можно сравнить с жизнью на маленькой дачке. Можно сдать вещи в прачечную, подключиться к береговому электричеству, сбегать в ближайший магазин.
Самое сложное — это переходы. Самый длинный период полной автономии у нас был 85 дней. Всё это время мы дней не видели людей, правда, на 45-й день выходили на берег — на необитаемый остров в Тихом океане.
Наш самый длинный переход без выхода на землю — 57 дней от Таити до Владивостока. Мы готовы к таким переходам: на яхте есть опреснитель для воды и запас продовольствия на шесть месяцев. Правда, месяца через три вкусняшки закончатся. Придётся есть крупу и консервы, но с голоду не умрёшь.
У нас был небольшой холодильник, но он сломался на второй год путешествия, во время пересечения Атлантики. Мы не стали его менять: встроенный холодильник для яхты обошёлся бы в 1000 долларов, хотя по размеру он не больше мини-бара в отеле. Мы научились обходиться без него. В антарктических водах это было легко: холодильник заменял уличный рундук. А в жару приходилось приспосабливаться. Если мы не доели суп, на второй день с утра я его кипятила, чтобы сохранить до обеда. Мы выбирали йогурты и сыры, которые хранятся и без холодильника. Например, пармезан в вакууме или бри в консервах долго не портятся. А на стоянках покупали скоропортящиеся продукты на один день.
Весь распорядок дня привязан к вахтам и приёмам пищи
Яхта идёт и днём, и ночью, якорь бросить нельзя: глубина океана не позволяет. Мы ходим на круизной яхте, на которой есть ветровой автопилот. Это такая штука, которая помогает держать курс относительно ветра. Например, ветер дует с запада, а автопилот настроен на север, то есть поперёк ветра. Если ветер поменяется, яхта тоже сменит курс таким образом, чтобы дуло в бок. Чтобы идти по курсу, надо следить за направлением ветра и вовремя переставлять автопилот. Это и есть задача вахтенного. В хорошую погоду вахту можно нести вполглаза: читать книжку, раз в пятнадцать минут выглядывать наружу и следить за приборами. Постоянно рулить надо только в шторм, когда автопилот не справляется. К счастью, у нас есть штурвал внутри, и большую часть времени можно управлять яхтой из задраенной рубки.
Сначала мы делили дежурства вдвоём с мужем, потом втроём со старшей дочерью. Весь распорядок дня был привязан к вахтам и к приёмам пищи. Вечером мы смотрели кино, ели, и Андрей уходит спать: ему нести вахту ночью и отвечать за все погодные аномалии. С восьми вечера дежурила дочь Настя. Она поправляла паруса, корректировала автопилот и всех поднимала в случае аврала. Её время примерно до 12 или до часу ночи. Всю ночь до 5–6 часов дежурил Андрей, а раннее утро было моей вахтой. Когда муж просыпался, у нас был общий поздний завтрак. Потом все вместе смотрели документальное познавательное кино. Девчонки садились за уроки, я работала (писала книгу и вела блоги), Андрей занимался навигацией.
Потом приходило время зарядки. На яхте мало места, приходится много сидеть, поэтому важно делать зарядку. Иначе потом физическая нагрузка будет даваться с трудом. Мы делали 50–70 приседаний, 20–30 отжиманий и ещё какой-нибудь комплекс упражнений, для каждого свой.
После зарядки душ: на каждого полторашка воды в сутки. В яхте есть душ, но внутри мы старались не мыться: чем больше сырости, тем сложнее бороться с плесенью. Поэтому мы мылись прямо на палубе из бутылки. Благодаря опреснителю воды мы могли это делать каждый день.
Бытовуха в кругосветке тяжёлая, но она окупается невообразимой свободой
Я прожила на море почти девять лет. Конечно, тогда я мечтала об уютных тапочках и горячем душе, о встречах с друзьями и близкими. А с другой стороны, когда вкусил такой жизни, от неё трудно отказаться.
Сейчас мы живём в своём доме на Алтае, но через два месяца собираемся улететь в Антарктику. Будем работать в экспедициях, планируется четыре похода уже не на нашей яхте, а на больших шхунах с туристами и учёными в Антарктиду.
Бытовуха в кругосветке тяжёлая. Но она окупается невообразимой свободой и чувством счастья, когда ты приходишь к новой земле. Идёшь по тем местам, где был Колумб или которые описал Жюль Верн. Видишь морских котиков и пингвинов. Это такие ощущения, ради которых стоит жить.