Смотреть
28 июня

Как пубертат дочери вдохновил режиссёра Пита Доктера на создание «Головоломки»

Один из самых трогательных мультфильмов Pixar!

Валерия Чебитько
Валерия Чебитько
Редакторка «Горящей избы»
кто придумал головоломку

Мультфильм «Головоломка 2» официально — самый кассовый фильм года. Первая «Головоломка» вышла 9 лет назад. Тогда она стала глотком свежего воздуха в фильмографии Pixar, которая тонула в производстве всевозможных приквелов и сиквелов (история повторяется!). Идея рассказать историю об эмоциях, которые живут у нас в голове, появилась у режиссёра Пита Доктера. А вдохновила его дочь! 

🔥 Каждые выходные советуем, что посмотреть из сериальных новинок, в телеграм-канале «Горящей избы». Подписывайтесь!

Кто такой Пит Доктер — человек, который придумал мультфильм «Головоломка» 

Мультфильм «Головоломка» рассказываем об одиннадцатилетней девочке Райли, которая сталкивается с трудностями взросления. При этом сама Райли в картине выступает скорее в роли декорации, в то время как главными героями являются её эмоции — Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Американский институт киноискусства включил «Головоломку» в топ-10 лучших фильмов 2015 года, а в 2016 году мультфильм получил «Оскар» в номинации «Лучший анимационный фильм». 

Пит Доктер — один из мастодонтов студии Pixar. Он работает в компании с 2001 года и знает, как делать громкие мультипликационные хиты. Пит писал сценарии к «Истории игрушек» и «Валл-и», а также режиссировал «Корпорацию монстров», «Вверх» и «Душу». Каждый раз Пит показывает своё удивительное воображение — чего только стоит идея превратить монстров из-под кровати в приятных ребят, ведущих жизнь рядовых работников? При этом ему ловко удаётся совмещать лёгкость детской анимации с серьёзными «взрослыми» темами. Например, в мультфильме «Вверх» поднимается сложная тема утраты, а в «Душе» режиссёр пошёл дальше и пофантазировал, что ждёт человека после смерти. 

Президент Pixar Эд Катмулл считает неудивительным, что именно Доктеру пришла идея сделать проект об эмоциях: «Пит всегда уделял особое внимание эмоциям и умению донести эти эмоции до аудитории и до тех, с кем он работает». Но на самом деле «Головоломка» куда более личная история. 

По сюжету мультфильма Райли с родителями переезжает из родной Миннесоты в Сан-Франциско, потому что отцу предложили там работу. Переезд в новый город даётся ей тяжело, и это отражается на её внутреннем мире — среди эмоций Райли начинает твориться настоящий кавардак. Радость оттесняется на второй план, а на первый выходит Печаль. 

Ситуация с переездом и трудностями адаптации знакома Питу не понаслышке. Когда он учился в пятом классе, его семья тоже была вынуждена переехать — всё из той же Миннесоты, всё по той же причине: отец Доктера строил карьеру в музыкальной сфере. Семья переехала в Данию. В новом месте Доктер чувствовал себя не в своей тарелке. И это чувство преследовало его вплоть до выпуска из средней школы. 

«Это было самое трудное время в моей жизни. Внезапно — бац! — мыльный пузырь твоего идиллического детства лопнул, и ты осознаёшь, что всё, что ты делаешь, что носишь и что говоришь, подвергается осуждению со стороны окружающих».

Пит Доктер, The New York Times

Но не столько личный опыт, сколько собственная дочь «подкинула» Доктеру идею показать, что творится у каждого из нас в голове. В 2009 году дочери Пита Элли было одиннадцать, и он стал замечать, что она, ещё даже не достигнув подросткового возраста, переживает внутренние трансформации. Его это насторожило. 

«Она стала более тихой и замкнутой, и это, честно говоря, вызвало у меня много неуверенности и страхов. И это же заставило задуматься о том, что происходит. Что происходит в наших головах в такие моменты?»

Пит Доктер, The New York Times

Так и появилась задумка «Головоломки». А главная героиня, одиннадцатилетняя Райли, отчасти навеяна дочерью Доктера, а отчасти — им самим. 

Как Пит Доктер придумывал мир «Головоломки» 

Научный подход к теме эмоций 

эмоции в мультфильме головоломка

Кадр из мультфильма «Головоломка»

В одном из интервью Пит рассказывал, что для него было важно сделать не просто мультфильм с хорошим сюжетом, а картину, которая не вызывала бы вопросов у научного сообщества. Поэтому первое, с чего начали Пит и команда, — консультации с исследователями и психологами, чтобы правильно сформулировать «науку» об эмоциях. Главными научными консультантами картины стали психологи Пол Экман, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, и Дачер Келтнер, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли. Оба специализируются на теме человеческих эмоций. 

Ранние работы Пола Экмана также повлияли на то, какие именно эмоции стали главными героями «Головоломки». Пит Доктер признавался, что, когда начал погружаться в тему, был в растерянности: разные источники говорил о разном количестве базовых эмоций. Где-то говорилось о трёх, где-то о 16, а где-то и вовсе о 27! В ранних же работах Экмана их было шесть: грусть, радость, страх, гнев, брезгливость и удивление. Доктер решил взять за основу именно эту теорию, но в процессе работы отказался от «удивления», так как, по его мнению, оно перекликалось со страхом. 

Также и Экман, и Келтнер помогли придумать и разработать ту самую систему, которая происходит у Райли в голове. По словам Доктера, оба учёных сходятся во мнении, что кратковременные воспоминания во время сна переносятся в долговременное пространство. Так появилась идея представить воспоминания Райли в виде шариков, которые, когда она ложится спать, помещаются в специальные желоба и обрабатываются. 

Печаль — ключ к успеху 

Печаль из мультфильма «Головоломка»

Кадр из мультфильма «Головоломка»

В мультфильме между Радостью и Печалью происходит конфликт — во время борьбы за место управляющей эмоции они «улетают» из Мозгового центра в долину Долговременной памяти. Пройдя путь, полный приключений, героини приходят к выводу, что все эмоции важны и что без Печали не было бы Радости. Но изначально в «Головоломке» была другая концепция, и Радость конкурировала со… Страхом! Что вполне логично — такие перемены, как переезд, всегда сопряжены с чувством страха. 

Питу Доктеру такая пара, как Страх и Радость, казалась забавной, но чем дольше он работал над этой идеей, тем менее удачной она выглядела. Доктер и команда к тому моменту работали над картиной уже три года, и впереди их ждал решающий показ, от которого зависело, даст ли студия добро на полномасштабное производство. И в тот момент Доктер был в отчаянии — сюжет «не работал» так, как ему хотелось. Ему казалось, что его неминуемо уволят. 

«В те выходные я бродил по городу и думал: „Я неудачник. Все остальные фильмы были случайностями. Я не знаю, что я делаю. Мне следует просто уйти. Чего мне будет не хватать? Я буду скучать по своему дому и по работе. Но больше всего, мне будет не хватать моих друзей“».

Пит Доктер, npr

В тот момент Доктер испытал грусть и вспомнил, какую грусть он испытывал каждый раз, когда кто-то из его друзей-коллег покидал студию. И тогда он понял, то Печаль — это ключ к успеху. В итоге на решающем показе Пит с командой ничего не показали руководству, но поделились идеей сделать ключевыми персонажами Радость и Печаль. Руководство эту идею одобрило, а зрители получили очень важный посыл: грустить, когда тебе грустно, — нормально и даже полезно, это не значит, что радости в твоей жизни больше не будет. 

Почти терапевтический сеанс 

Райли из мультфильма Головоломка

Кадр из мультфильма «Головоломка»

«Мы принимаем наши эмоции как должное, потому что мы рождаемся с ними — с этим ничего не поделаешь. Но мы также нечасто говорим о них, потому что, как человеческие существа, мы не хотим говорить о своих чувствах. Большинство людей хотят подавить их, избежать необходимости демонстрировать», — рассказывал Доктер в одном из интервью. С помощью «Головоломки» ему хотелось донести важность проживания любых эмоций — как позитивных, так и негативных. Это общий посыл. Но если говорить более локально, Доктер через историю Райли и её эмоциональную переменчивость также хотел показать трудности взросления. Эту идею ему помогла сформулировать актриса Минди Кейлинг, озвучивающая Брезгливость. 

Доктер на тот момент чувствовал, что в мультфильме есть две основные темы — важность иногда погрустить и взросление. Но он не знал, как свести их воедино. Он поделился будущим сюжетом с Минди Кейлинг, на что она… расплакалась. Актриса объяснила столь странную реакцию: «Извините, я просто думаю, что это действительно прекрасно, что вы, ребята, создаёте историю, которая рассказывает детям о том, как трудно взрослеть и что это нормально — грустить по этому поводу». Её слова показались Доктеру гениальными. 

Когда команда приступила к работе над «Головоломкой» все понимали, какой это риск — они всё ещё делали детский мультфильм и, возможно, те темы, на которые они собирались говорить, дети не поймут. Или же им будет просто неинтересно. С другой стороны, к тому моменту Доктер выпустил картину «Вверх», затрагивающую тему смерти, которая полюбилась зрителям и получила «Оскар-2010» в номинации «Лучший анимационный фильм». Поэтому создатели, хоть и не без опасения, но решили рискнуть. В итоге «Головоломка» стала ключевым звеном в цепочке мультфильмов, за которые зрители любят Pixar. Наряду с «Валл-и» и «Вверх» она проложила дорогу таким картинам, как «Тайна Коко», «Лука», «Вперёд» и «Душа».

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий