Мало кто знает, но свою лучшую роль Юра Борисов сыграл в новых «Мастере и Маргарите» — хотя его даже не было в кадре. Да-да, это он получил на днях номинацию на «Золотой глобус» за «Анору», и уже вовсю обсуждается, что следующим будет «Оскар». Пока мы болеем за Юру на престижных кинопремиях, собрали другие яркие проекты с его участием.
«Купе номер шесть» (2021)
Режиссёр: Юхо Куосманен
Смутный конец 90-х, поезд Москва — Мурманск. Лаура, финская студентка по обмену, едет прочь от несчастливых отношений. Там, в Мурманске, её ждут древние петроглифы — высеченные на камне изображения. Их девушка изучала на археологическом факультете и всегда мечтала увидеть. Её соседа по купе Лёху в Мурманске ждёт работа в шахте, куда он устроился на сезон. Ни о каких петроглифах парень никогда не слышал. Попутчик кажется Лауре грубым и неприятным типом. Но выясняется, у них двоих есть кое-что общее: тоска по искренности и теплу. Экранизация романа Росы Ликсом.
Камерная история с минимумом слов, от которой сжимается сердце. Здесь говорят на русском и на финском, но больше, конечно, на языке любви. И не романтической даже (хотя есть в фильме один-единственный скромный поцелуй между главными героями), а универсальной человеческой. Трогательно-неловкий Лёха в исполнении Борисова и доверчивая Лаура — чудесная финская актриса Сейди Хаарла — встречаются в очень одинокий момент жизни, чтобы на короткое время обогреть друг друга, ведь за окном холодная Россия.
«Анора» (2024)
Режиссёр: Шон Бэйкер
Сын российского олигарха Ваня ведёт беззаботную жизнь в США. Чтобы насолить отцу и подольше остаться в стране, парень проворачивает фокус и женится на бруклинской стриптизёрше по имени Эни. Счастье молодых длится недолго, хотя героиня уже успела поверить в сказку о Золушке. Когда разгневанные родители вылетают за ребёнком в Штаты, Ваня пускается в бега. Какой позор для семьи: их сын взял в жёны девушку сомнительного поведения! Работающие на отца Вани люди пытаются заставить Эни расторгнуть брак, но она упирается.
Триумфатор Каннского кинофестиваля 2024 года. А ещё фильм, принёсший Юре Борисову номинацию на «Золотой глобус» — первую для России. Из персонажей второго плана его Игорь выделяется редкой для окружения Эни эмпатией. Гопник с Брайтон-Бич оказывается куда более чутким и умным человеком, чем воспитанник элитных колледжей Ваня. Пронзительный взгляд голубых глаз, органичная для образа внешность, химия с исполнительницей главной роли Майки Мэдисон — здесь сошлось всё. Финальная сцена «Аноры» доказывает это ещё раз.
«Мастер и Маргарита» (2024)
Режиссёр: Михаил Локшин
Свежая адаптация Булгакова прочитывает культовую книгу по-своему. В фантасмагорически прекрасной сталинской Москве Писателю запрещает творить цензура. В одночасье из знаменитости он превращается в изгоя. Когда в город приезжает загадочный иностранец Воланд, герой задумывает magnum opus — роман обо всём, что происходит вокруг. Тогда же он встречает любовь своей жизни — страдающую в неудачном браке Маргариту.
Вы спросите: «А где же персонаж Юры Борисова»? Он перед вами на картинке. Актёр озвучил Бегемота, ведь как бы ни был прекрасен в этой роли мейн-кун Кеша, говорить он пока не научился. Голос Борисова пришёлся удивительно к лицу (точнее, к морде) остроумному коту-оборотню с трагической судьбой. Вместе с остальной свитой Бегемот лихо перемещается по столице. Никого не трогая и «починяя примус», герой помогает Воланду проливать свет на грехи москвичей. Например, на слепую жажду государства контролировать искусство.
«Капитан Волконогов бежал» (2021)
Режиссёры: Наташа Меркулова, Алексей Чупов
Ленинград времён сталинских репрессий. Большинство людей по понятным причинам живёт в страхе. Но только не капитан Фёдор Волконогов. Он работает в НКВД, на хорошем счету у начальства и совсем не переживает, что ежедневно подписывает смертные приговоры. Но когда в органах проводят кадровую «зачистку», положение капитана круто меняется. Его коллега из-за угрозы ареста совершает самоубийство. Волконогов смекает: следующей жертвой может стать он сам. Не предупредив об опасности ближайшего товарища, герой сбегает. Ночью капитану является призрак того самого друга. Оказывается, накануне его расстреляли. Мертвец предупреждает, что Волконогову уготован путь в ад. Но если хотя бы один человек его простит, участи можно избежать. В попытке вымолить прощение Волконогов одного за другим навещает родственников казнённых им людей.
Может показаться, эта история — исключительно о государственном терроре. На деле же она говорит со зрителем о личной ответственности тех, чьими руками совершался террор. Кающийся грешник на пороге безумия, герой Борисова отвечает на самый важный для себя вопрос. Мог ли он как-то противостоять тьме вокруг? Благодаря форме притчи, яркой и страшной, звучит этот вопрос так, что не отмахнёшься. Отвечать на него Волконогову не понравится.
«Бык» (2019)
Режиссёр: Борис Акопов
Подмосковье конца 1990-х. Молодой криминальный лидер Антон Быков застревает в отделе милиции после очередных разборок. «Старшие» из других группировок вытаскивают героя, но не задаром. Антон должен оказать им одну услугу и помочь свести счёты с местной рыночной мафией. Ничем хорошим это, разумеется, не закончится, учитывая, какой на дворе год. За себя парень не переживает, но под угрозой оказываются его мать и брат с маленькой сестрёнкой.
Балабанов и все, кто был после, научили нас: счастливого финала у героя из 90-х нет и быть не может. С самого начала ясно, что не будет его и у персонажа Юры Борисова. Он обречён навсегда остаться в этой эпохе — загнанный в угол Бык с большим раненым сердцем. Как и хорошо известный персонаж «Брата», не умеющий жить по-другому. Фильму можно попенять на романтизацию жестокой пацанской культуры, на слишком очевидные кивки в сторону всех криминальных фильмов сразу. Борисов по-настоящему спасает роль. Своей ни на что не похожей психофизикой актёр выводит персонажа куда-то за пределы простой жертвы того страшного времени.
«Хрусталь» (2018)
Режиссёрка: Дарья Жук
Вновь погружаемся в атмосферу 90-х, только уже не Москвы, а Минска. Двадцатилетняя Веля мечтает о диджейской карьере и всерьёз намерена уехать из страны. Да не куда-нибудь, а в Чикаго. В поддельной справке о работе для посольства девушка указывает случайный телефон. Для подстраховки (а вдруг и впрямь проверят) Веля разыскивает владельцев номера. Это семья, живущая в городке Хрустальный. Занятия там ровно два: работать на стекольном заводе и глушить тротилом рыбу. А если зарплату выдают алкоголем, то беспробудно пить. В семье намечается торжество: женится старший сын, вернувшийся из армии. Временно поселившись у них дома, в окружающей суматохе Веля старается не потерять мечту.
Претендовавший на «Оскар» «Хрусталь» обнаруживает себя где-то между инди-драмой о взрослении и суровой «левиафанщиной». Пёстрое, мозаичное, точь-в-точь как красно-сине-жёлтый наряд Вели, здесь встречается с хтонически унылым. Американская мечта — с отрезвляющей постсоветской действительностью. Юре Борисову в этом сеттинге отведена роль парня Вели — наркозависимого диджея Алика. Вечно трипующего героя назначили практически символом эпохи, в которую тревожно ждали свободы и перемен. Алик бродит по кадру и как заведённый бормочет: «Завтра после Белка-Стрелка-пати всё изменится». И этим ожиданием невольно заражаешься.
«Мир! Дружба! Жвачка!» (2020–2023)
Шоураннер: Антон Щукин
Да, ещё один проект о 90-х. На этот раз о подростках. В центре событий — четырнадцатилетний Санька Рябинин, которому приходится рано повзрослеть. Мать-продавщица и отец-учёный выбиваются из сил, чтобы прокормить семью: быть учёным в то время всё равно что быть безработным. Безденежье, а ещё влюблённость в соседскую девчонку Женю меняют его судьбу. Криминальные разборки, скандалы отца с матерью, «те самые» кассеты из ларька на углу, за которые передрались все ребята, — теперь Санькины будни выглядят так. Подросток словно зависает между двумя мирами. Один из них — честный, но бедный мир семьи. Другой — опасный, но сулящий приключения мир ветерана афганской войны дяди Алика.
Герой Борисова — одно из главных достоинств (и главный спасательный круг) шоу — далеко не самого стыдного сериала об известной эпохе. Алик прошёл то, чего не пожелаешь никому. Создатели виртуозно дают его образу объём. Это не просто травмированный человек, а человек потерянный. Наверняка он знает одно: сила не в правде. Алик своими глазами видел, что никакой правды на войне нет. В чём тогда сила? А поди же разбери. Но решать вопросы кулаками он не хочет. Такой вот анти Данила Багров.
«Кентавр» (2023)
Режиссёр: Кирилл Кемниц
Работница эскорта Лиза знакомится с таксистом Сашей, впервые сев к нему в машину. Парень предпочитает работать по ночам: так «лучше видно, что за человек перед тобой». Он безошибочно «читает» людей: вот этот изменяет жене, вот этот живёт на родительские деньги, вот этот нечист на руку. Между Лизой и Сашей возникает симпатия, и герой соглашается возить девушку по клиентам в течение ночи. Когда водитель открывает Лизе дверь, та замечает: Саша хромает. Герой не признаётся, где получил травму, рассказывая разные версии. Подозрений добавляет и окровавленный телефон на полу автомобиля. Кажется, Саше есть что скрывать.
История с настойчивыми вайбами «Таксиста» Скорсезе — от визуала до общей сюжетной канвы. По части триллера «Кентавр» почти справляется, держа в напряжении и в нескольких моментах заставляя замирать от страха. По части идеи фильм сбоит. Авторы явно разрываются между социальным посылом и желанием до упора играть в красивую стилизацию под супергеройский комикс. Бесспорно одно: Борисову удался нуарный герой с тайной внутри.
«Ольга» (2016–2023)
Шоураннеры: Артём Лемперт, Павел Орешин, Дмитрий Данилов
Ольга в одиночку воспитывает двоих детей от разных браков, с утра до вечера работает, а после работы выводит отца из регулярных запоев. О себе героине думать недосуг. Когда в женщину влюбляется добрый водитель катафалка по имени Гриша, всё понемногу меняется. Но подкидывает проблем дочка Аня. В свои семнадцать лет девушка беременна и собирается рожать от не самого надёжного бойфренда. Ольга уверена: воспитание будущего ребёнка опять ляжет на её плечи.
Юра Борисов в качестве возлюбленного Ани появляется в шоу в третьем сезоне, заменив того самого непутёвого бойфренда. Полная противоположность бывшему, он тем не менее прописан не просто «правильным парнем». Его Лев — фигура объёмнее, это рефлексирующий герой со сложным прошлым. Актёр привнёс в роль по-хорошему «странную» харизму. Так что широкополая шляпа Льва, слегка церемонное обращение на «вы» и искренняя сострадательность естественно вписались в мир «Ольги». И вдохнули в него новую жизнь.
«Петровы в гриппе» (2021)
Режиссёр: Кирилл Серебренников
В Екатеринбурге начала 1990-х в канун Нового года автослесарь Петров на ногах переносит грипп. Зараза прицепилась и к бывшей жене Петрова, и к маленькому сыну. По пути с завода домой героя перехватывает приятель и тащит пить водку. В предпраздничной суете температурящих Петровых посещают видения — то ностальгически милые, то жутковатые, то непонятные. В какой-то момент отличить их от реальности становится невозможным. Киноадаптация одноимённого романа Алексея Сальникова.
Советская травма и постсоветская хтонь, древняя мифология, лютые песни «Гражданской обороны», циничные и жёсткие шутки — всё смешалось в сеттинге «Петровых». И уже не отличишь, где лихорадочный бред, а где срез действительности. Впрочем, понимающе кивают авторы, граница между ними всегда условна. Особенно в постмодернистском произведении, которое ловко ставит диагноз не только прошлому, но и нынешнему времени. Поэтому не так уж важно, реален ли заглянувший на ёлку Дед Мороз в исполнении Юры Борисова. Неважно, появляется он взаправду или в результате гриппозного трипа. В конце концов, мир вокруг хаотичен и непознаваем.