2024 год принёс немало громких сериальных премьер. Мы кринжевали с российской адаптации «Постучись в мою дверь», ужасались тому, через что пришлось пройти детям-актёрам Nickelodeon. Переживали за отношения Пенелопы Фезерингтон и Колина Бриджертона и горячо обсуждали приключения главной злодейки «Ванды/Вижн» в спин-оффе шоу. Чтобы проводить год огненного дракона, собрали свой топ не менее огненных сериалов.
«Уроки химии»
Долгожданный прорывной камбэк Бри Ларсон после череды не слишком удачных проектов. И остроумная интерпретация мизогинной фразочки «место женщины на кухне». У героини Ларсон Элизабет диплом химика, но в США 50-х ей светит разве что должность лаборантки. Когда Элизабет соглашается вести кулинарное шоу, продюсеры и не подозревают, что у девушки грандиозные планы. Микс отчаянной драмы, романтики, empowerment-посыла и химии (во всех смыслах!) обеспечил этому шоу место в наших сердцах. В основу сериала лёг бестселлер Бонни Гармус.
«Хороших девочек не убивают»
Мрачный подростковый тру-крайм с вайбами «13 причин почему», но куда ровнее и без жанровых скачков. Упрямая старшеклассница Пиппа расследует преступление пятилетней давности. Кто-то убил самую популярную девчонку школы, а главный подозреваемый покончил с собой. Героиня идёт напролом, вороша тайны, которые маленький городок предпочёл бы забыть. Вопрос в том, как нащупать границу между поисками справедливости и тем, чтобы делать больно другим. Это делает историю Пиппы чем-то большим, чем детективный триллер. Сериал снят по первой книге из трилогии Холли Джексон.
«Один день»
Ремейк горячо любимого зрителями фильма с Энн Хэтэуэй. Шоу дало фору оригиналу и моментами заставило плакать, как над «Хатико». Сюжет не изменился. Эмма и Декстер встречаются долгие годы в один и тот же день, не решаясь сказать друг другу о чувствах. Неторопливая, чувственная, человечная, отнюдь не глянцевая адаптация романа Дэвида Николса вывела мелодраму на новый уровень. И заодно открыла массовому зрителю чудесных актёров Амбику Мод и Лео Вудалла.
«Рипли»
Эстетская нуарная экранизация приключений неуловимого проходимца. И очередное доказательство того, как талантлив Эндрю Скотт (хотя мы и так это знаем). В чёрно-белом Нью-Йорке, а потом и на чёрно-белом итальянском побережье его Том Рипли предстаёт то маньяком, то патологическим неудачником. Совсем не как в знаменитой киноадаптации 1999 года с Мэттом Дэймоном. Жутковатая, мизантропичная атмосфера, как в книгах Патриции Хайсмит, прилагается.
«Оленёнок»
Сериал, который заставил всех вздрогнуть и вспомнить, что на жанре триллера рано ставить крест. Неудачливый комик и по совместительству бармен Донни по доброте душевной угощает чаем незнакомку. И в его жизни начинается кошмар под названием сталкинг. Женщина не собирается оставлять его в покое, а Донни всё сложнее справляться с прошлыми травмами. Исповедальная история (шоураннер Ричард Гэдд рассказал о собственном опыте) поражает жестокостью обстоятельств. Герой переживает не только преследования, но и зависимость и сексуализированное насилие. Признаваться в последнем ему особенно стыдно. Насильник обещал ему карьеру на телевидении, и Донни смутно подозревал, что от него за это потребуют. Оленёнок барахтается в капкане манипуляций, одиночества и мучительных размышлений о собственной никчёмности. Такую цену герой платит за открытое доверчивое сердце.
«Никто этого не хочет»
История любви раввина Ноа и атеистки Джоан, с виду напоминающая «Дрянь» — но без надрывного финала. Шоу воскресило нашу веру в ромкомы и подтвердило: аудитории нравятся простые истории о здоровых отношениях. Много еврейского юмора, разговоры о сексе и сюжет, до боли знакомый миллениалам. Безуспешный поиск адекватного партнёра в дейтинг-приложениях, сложности в общении с родителями, поиск себя в мире успешного успеха. Знакомо, правда?
Финальный сезон «Моей гениальной подруги»
Экранизация четвёртой, и заключительной, книги из «неаполитанского квартета» Элены Ферранте — саги о трущобах Неаполя и дружбе длиной в жизнь. На этот раз на дворе середина 1970-х. Лену возвращается в родной город, переживает крах романтических иллюзий и с головой уходит в творчество. А Лила теряет самое ценное, что у неё есть. В финальном сезоне на экране вновь оживает итальянский неореализм, казалось, давно забытый. Мощный сплав социального и политического контекста эпохи, поэзии и живого рассказа о маленькой частной истории не даёт пройти мимо. Объёмное, честное, болезненное исследование того, каково это — быть женщиной, получило достойную концовку.
«Пингвин»
Гангстерская история под маской супергеройского сериала — сиквел полнометражного «Бэтмена» 2022 года. Формально это экранизация комиксов DC о Пингвине — главном враге Бэтмена. Но в руках шоураннеров сюжет превратился во всамделишную криминальную сагу, отдающую фильмами Скорсезе и Копполы. Пингвин здесь — человек из плоти и крови, ни дать ни взять — герой «Крёстного отца». Так противостояние Пингвина (Колин Фаррелл) и дочери погибшего мафиози Софии (звёздный перформанс Кристин Милиоти) приобретает очень даже реалистические черты. С поправкой на то, что дело происходит всё-таки в Готэме. Кажется, создатели «Пингвина» вовремя поняли, насколько зритель устал от вездесущей комиксовой стилистики.
«Задача трёх тел»
Научно-фантастический хит о том, как на планете внезапно перестали работать законы физики, и первая англоязычная экранизация романа Лю Цисиня. Чтобы разобраться в системе персонажей и многочисленных подсюжетах, придётся потрудиться — и это при том что создатели милосердно упростили некоторые линии. Разговорами о последствиях научно-технического прогресса и ответственности человека сегодня не удивишь. Но это не единственный козырь шоу. Здесь VR-мир смешивается с реальностью, детектив — с драмой и мелодрамой, прошлое — с будущим. Эффект даёт ошеломительный.
«Сёгун»
Хитрый эпос о смутном времени и абсолютный триумфатор «Эмми» этого года. Английский моряк Джон Блэкторн — релокант поневоле: его корабль прибивает к японским берегам. На календаре начало XVII века, и в королевстве неспокойно. После смерти императора феодалы враждуют и пытаются выяснить, кто станет следующим лидером. Блэкторн не теряется и живо включается в интриги, помогая одному из них. «Сёгун» притворяется костюмной драмой о злоключениях англичанина среди «варваров». Но в итоге ловко «продаёт» нам антиколониальную повестку. Главное здесь — чувства, амбиции и переживания японцев. Это их страну раздирают междоусобицы и кровавые интриги похлеще, чем в «Игре престолов». Экранизация романа Джеймса Клавелла.