Смотреть
20 марта 2023

Почему Мандо из «Мандалорца» — хороший пример нетоксичной маскулинности

Быть мужчиной с чувствами — таков путь отличного героя!

Аля Александрова
Аля Александрова
Старшая SMM-менеджерка.
мандалорец
1

«Мандалорец» — сериал по вселенной «Звёздных войн» о приключениях наёмника-мандалорца и малыша Грогу, чувствительного к Силе. Главный герой Дин Джарин за три сезона превратился из холодного и отстранённого охотника за головами в чуткого и заботливого отца. И это пошло ему только на пользу. Аля Александрова делится мнением, почему Дин — отличный пример нетоксичной маскулинности, который хочется видеть на экранах чаще.

О чём сериал «Мандалорец»

Действие разворачивается между VII и VIII эпизодом «Звёздных войн». Прошло несколько лет после падения Галактической империи и создания Новой Республики. Дин Джарин по прозвищу Мандо — умелый охотник за головами. Он мандалорец — представитель воинственного народа с планеты Мандалор. Их всегда можно отличить по особой броне и шлему. В прошлом мандалорцы были сильны, но после войны с Империей за независимость их планету разбомбили. Горстка выживших теперь разбросана по всей галактике. 

От остатков имперских сил Мандо получает задание: вернуть загадочный груз. Этим грузом оказывается малыш той же расы, что и магистр Йода. Он чувствителен к Силе, и имперцы хотят использовать его ДНК. Понимая, что малыш в большой опасности, Мандо сбегает вместе с ним. Герой решает отвезти его к «таким же, как он» — то есть к джедаям.

Почему Мандо из сериала «Мандалорец» — крутой персонаж, которых нам не хватает

Мандо не боится брать ответственность и проявлять любовь

Медиа последних лет очень полюбили троп «суровый мужчина, которому пришлось стать отцом». На этом строятся «Ведьмак», «Одни из нас». Во вселенной «Звёздных войн» особенно полюбили этот шаблон: помимо «Мандалорца» похожие герои есть и в «Бракованной партии», и в «Кеноби». Но это скорее исключение, чем правило: в роли ответственных родителей мы всё ещё привыкли видеть женщин. 

Мандо из первого сезона — скорее образец токсичной маскулинности. Это отстранённый, холодный герой с неоднозначными моральными ориентирами, которого мало заботят чувства других. У него нет семьи и привязанностей, он всегда один, а его корабль служит одновременно и транспортом, и домом. Всё, что его интересует, — это деньги за выполненную работу. 

Дин Джарин / кадр из сериала «Мандалорец»

Когда в жизни Мандо появляется Грогу, он неожиданно для себя знакомится с мягкими сторонами своей души. Многих эмоционально недоступных мужчин близость и ответственность за другое существо могли бы сильно испугать. Поначалу это пугает и мандалорца. Он обращается с Грогу довольно сухо и сдержанно, боится привязаться. Мандо явно преодолевает мощный внутренний конфликт. Но в итоге он открывается новому опыту. Будучи суровым бойцом, герой старается быть добрее, проявлять чуткость и любовь к Грогу. Сентиментальные чувства и забота ему не кажутся «слабостями». И свою новую роль родителя он отстаивает перед всеми, кто пытается над ним насмехаться. 

Осторожно, дальше спойлеры к финалу второго сезона!

Мандо — ярый последователь мандалорского Кредо, согласно которому мандалорцы никогда не должны снимать шлем перед кем-либо. Тех, кто нарушил клятву, признают отступниками и изгоняют из клана. В конце второго сезона за Грогу прилетает Люк Скайуокер, чтобы обучить его джедайскому мастерству. Перед расставанием с малышом Мандо нарушает Кредо и снимает шлем, чтобы напоследок посмотреть на Грогу своими глазами. Точно так же, как Дарт Вейдер перед смертью просит Люка снять с него шлем. Просто разрыв сердечка! 

Когда на тебя ложится ответственность за кого-то маленького и слабого, кто не справится без защиты, приходится учиться быть добрее, терпеливее, осознаннее. Забота о малыше Грогу раскрыла в Мандо качества, которые он давно в себе похоронил: самоотверженность, теплоту, нежность и внимательность. С каждым сезоном суровый мандалорец становится всё более человечным.

Дин Джарин и Грогу / кадр из сериала «Мандалорец»

Мандо решает конфликты переговорами, а не насилием

Несмотря на то что Мандо — сильный боец, он никогда не использует физическую силу в первую очередь. Мир «Звёздных войн» довольно жесток. И всё же герой, прежде чем доставать оружие, пытается договориться, сторговаться, шантажировать, но не доводить до прямого столкновения. Это отличает Мандо от многих других фантастических персонажей, которые разнесут всё, прежде чем успеют подумать. 

Мандо не убивает без необходимости. В эпизоде, где героя обманывает бывший друг и тот оказывается в тюрьме, он мог бы легко перебить предателей на месте. Но он этого не делает. Вместо этого Мандо вызывает отряд Новой Республики, чтобы тот арестовал бандитов. А сам вместе с малышом улетает по своим делам. Икона!

Мандалорца не пугают сильные женщины

Побочный эффект токсичной маскулинности: сильных или маскулинных женщин часто воспринимают как угрозу собственной мужественности. Поэтому женщин любят обвинять в недостаточной женственности, а их сила пугает. Но не Мандо. Когда он встречает наёмницу Кару Дюн, ему даже не приходит в голову выяснять, кто из них «больше мужик». Кроме того, он неоднократно обращается за помощью к женщинам: к Каре Дюн или Бо Катан. А у Пели Мотто (владелицы корабельной мастерской на Татуине) даже просит совета по уходу за малышом.

Кара Дюн / кадр из сериала «Мандалорец»

Во вселенной «Звёздных войн» женщины могут быть воительницами, правительницами, джедаями, мастерами или обычными горожанками — в этом плане франшиза довольна богата. Мандалорец ко всем относится уважительно, как к равным. Знает, на кого из них можно положиться — как на Кару Дюн или на Бо Катан. А к кому стоит проявить заботу и внимательность — как в эпизоде, когда ему нужно было перевезти пассажирку с икрой. Мандо как никто другой понимает: сотрудничество с женщинами гораздо выгоднее, чем переживания по поводу своей маскулинности. Наглядная инструкция, как жить в современном мире, где сильных и влиятельных женщин становится больше. 

Эмоции и чувства не делают Мандо слабым

Самый большой страх токсичной маскулинности — размякнуть, «уподобиться женщине», стать тряпкой. Поэтому многие мужчины бегут от чувств и стесняются их проявлять. Мандо отцовство не сделало «тряпкой». Эмоциональный интеллект не убавил его физическую силу, не сделал его менее храбрым. Но добавил ему мудрости и цельности. 

Когда пытаешься говорить о том, что мужчинам тоже можно и плакать, и расстраиваться, и бояться, и проявлять любовь и заботу, слышишь аргумент, что тогда «совсем мужчин не останется». Как будто они могут быть только либо суровыми мужланами, либо «тряпкой». Мандо — отличный пример того, как мужчина может совмещать в себе самые разные черты характера. В конечном счёте оттого, что Мандо разрешил себе чувствовать чувства, он ничего не потерял. Зато приобрёл сына, друзей, любовь и смысл жизни. И кажется, стал гораздо счастливее, чем был. Таков путь!

Комментарии
Evgenia Zolotova
27.03.23 19:12
Между VI и VII эпизодами только действие происходит...