Мария Монтессори разработала уникальную систему обучения, которая помогла детям с особенностями сдать школьные экзамены наравне со сверстниками. Но чтобы развить свои идеи, ей пришлось через многое пройти. Например, добиться права учиться и работать с мужчинами. Рассказываем, как Монтессори боролась за свои права и права женщин.
Как девушка добилась права учиться в мужской гимназии
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в провинциальном итальянском городке Чиаpавалле. Её отец был высокопоставленным чиновником, а мать происходила из старинного итальянского рода.
Мария с детства увлекалась математикой и хотела учиться в гимназии с углублённым изучением технических предметов. Вот только гимназия была мужская. Благодаря настойчивости и поддержке родителей Монтессори всё же удалось туда поступить. Девочка успешно справлялась с программой, но перемены проводила в одиночестве. По правилам морали того времени она не могла свободно общаться с мальчиками и на перерывах сидела в отдельной комнате.
Родители предполагали, что их дочь получит профессию учительницы. Это было типично для женщин того времени. Но она захотела продолжить образование уже в медицине. Перед Марией Монтессори снова стояла задачка со звёздочкой — в медицинские вузы женщин не принимали. Упорная девушка добилась права учиться в университете, но с рядом оговорок. На занятия её должен был провожать отец. Заходить в аудиторию она могла только после того, как её одногруппники-мужчины рассядутся. Ей запрещали посещать анатомический театр, потому что там девушка могла увидеть обнажённые тела. Она занималась в морге самостоятельно, после окончания лекций.
Несмотря на все сложности, Мария Монтессори окончила университет в 1896 году и стала первой женщиной-врачом в Италии. Стандартную форму в дипломе пришлось править от руки — она была рассчитана исключительно на мужчин.
Как Мария Монтессори боролась за женское равноправие
После окончания университета Марию Монтессори попросили представлять Италию на Международном женском конгрессе в Берлине. Она на личном опыте знала, как тяжело её современницам учиться и работать наравне с мужчинами. Монсессори выступила «от имени шести миллионов итальянских женщин, которые работают на фабриках и фермах по 18 часов в день за плату, которая часто составляет половину того, что зарабатывают мужчины». В результате делегаты Конгресса единогласно приняли резолюцию Монтессори о равной оплате за равный труд для женщин.
Тема женского равноправия всю жизнь оставалась важной для Марии Монтессори. На выступлении 1899 года она говорила, что «женщина будущего будет иметь равные с мужчинами права и обязанности. Семейная жизнь, какой мы её знаем, может измениться, но абсурдно думать, что феминизм уничтожит материнские чувства. Новая женщина будет выходить замуж и рожать детей по собственному выбору, а не потому, что ей навязывают супружество и материнство».
Сама Монтессори не была замужем. У неё был роман с коллегой Джузеппе Монтессано. Девушка забеременела и в 1898 году родила сына Марио. Пожениться паре не позволила мама Джузеппе. Но молодые люди поклялись хранить верность друг другу. Впрочем, Джузеппе нарушил своё обещание. Растить ребёнка, будучи незамужней, в то время было нонсенсом. Чтобы спасти свою честь и честь сына, Мария отдала ребёнка в приёмную семью. Монтессори продолжала общаться с мальчиком, но скрывала, что она его настоящая мать. Когда Марио подрос, Мария рассказала ему правду и забрала его, чтобы жить вместе с сыном. У Монтессори и Марио были близкие, тёплые отношения. Он пошёл по стопам матери и продолжил дело Монтессори после её смерти.
Как родилась система Монтессори
После университета Монтессори работала в психиатрической клинике в Риме. Она посещала приюты для детей с умственными расстройствами. Мария заметила, как дети после еды собирают хлебные крошки. И поняла, что в чистой, стерильной среде маленьким пациентам остро не хватает впечатлений и ощущений для развития. И это только усугубляет их состояние.
Монтессори прочитала всю доступную литературу о работе с детьми со сложностями в обучении. На основе этого она разработала собственную методику развития. Идея Монтессори заключалась в том, что в правильно организованной, побуждающей к исследованию среде дети развиваются сами. Заинтересованный ребёнок может долго и сосредоточенно заниматься делом, осваивая новое и добиваясь высоких результатов. Задача педагогов — следовать за детьми и помогать, если это нужно.
Мария стала применять свою методику на практике. Многие из учеников, с которыми работала Монтессори, сдали школьные экзамены наряду с нейротипичными сверстниками, хотя до этого их считали необучаемыми. Мария Монтессори поняла, что часто отклонения в развитии детей появляются потому, что среда вокруг не стимулирует их учиться и исследовать мир. В 1897 году она выступила на Национальном медицинском конгрессе в Турине, где потребовала создать нормальные условия жизни и обучения для детей с особыми потребностями. И рекомендовала открыть медико-педагогические институты для подготовки педагогов-дефектологов.
Увидев эффективность своей методики, Мария Монтессори решила использовать её и для обучения нейротипичных детей. В 1907 году она открыла в Риме «Дом ребёнка» — школу, в которой создали уютную и удобную обстановку для детей разных возрастов. Развивающая среда школы побуждала детей исследовать мир. А благодаря искреннему интересу они могли надолго сосредотачиваться на одном деле.
В «Доме ребёнка» дети учились не только типичным школьным предметам, но и бытовым навыкам. Причём разделения по полу не было. Монтессори считала, что мальчикам так же важно научиться готовить, как девочкам — решать математические задачки.
Как Мария Монтессори была вынуждена покинуть родную Италию
Вскоре в Италии открыли ещё несколько школ, работающих по системе Монтессори. Идеи Марии оценили по всему миру. Она ездила с лекциями по Европе и Америке, обучала педагогов из разных стран, участвовала в международных конгрессах. В 1929 году вместе с сыном Марио организовала Международную Монтессори Ассоциацию, которая работает до сих пор.
Выпускники школ Монтессори вырастали свободомыслящими людьми, что было невыгодно нацистскому режиму. В 1933 году школы Монтессори закрыли в Германии, а в 1936-м — в Италии. Мария с сыном эмигрировали в Англию, Нидерланды, а затем в Индию, где они прожили с 1939 по 1946 год.
После окончания Второй мировой войны Мария Монтессори вернулась в Европу. Она продолжала работать и развивать свою теорию. Писала книги, выступала с лекциями и давала интервью. В 1949 году её номинировали на Нобелевскую премию мира.
Мария Монтессори умерла в 1952 году в возрасте 82 лет. На её надгробном камне написано: «Я прошу моих дорогих детей, которым всё подвластно, работать вместе со мной над достижением мира между людьми и во всём мире».