Недавно мы писали о бежевых мамах — и в комментариях разгорелся спор. Почему мы развешиваем ярлыки на мам? Почему о мамах вообще говорят так много? Почему папы по умолчанию остаются родителем номер два и есть ли для них классификация? В статье — ответы на эти вопросы.
Какие бывают мамы в интернете и за что их ругают
Минималистичные и эстетичные бежевые мамы — не единственный вид мам в соцсетях. Ведь ещё бывают:
- Миндальные мамы (almond moms) — матери, которые озабочены «здоровым» питанием своих детей. Называть их так стало принято после завирусившегося диалога между Йоландой и Джиджи Хадид (на тот момент подростком) в шоу «Настоящие домохозяйки Беверли-Хиллз». «Я чувствую сильную слабость, — говорит Джиджи матери, — Я съела только половинку миндаля». Йоланда отвечает: «Возьми пару орешков и жуй очень хорошо».
- Хрустящиемамы(crunchy moms) — те, кто выступает за экологически чистое… всё. Настолько, что пропагандируют отказ от прививок и подгузников, грудное вскармливание и естественные роды на дому даже при имеющихся противопоказаниях, полный отказ от гаджетов и всё, что попадает под определение «своё-натуральное».
- Шёлковистые мамы (silky moms) — мамы, которые возникли в противовес хрустящим. Это технологичные «мамы-эгоистки»: они сколько угодно разрешают детям сидеть за смартфонами и планшетами, за ГМО и не против кесарева сечения в больнице.
А ещё — scrunchie (то есть среднее между хрустящими и шелковистыми), крутые (вспомним маму Реджины из «Дрянных девчонок») футбольные и многие другие.
Все эти типы в интернете критикуют из-за взглядов на воспитание детей: далеко не все принципы, которых придерживаются мамы в интернете, можно назвать здоровыми. Рост влияния «миндальных» мам, например, связывают с ростом расстройств пищевого поведения у детей, а самим этим мамам диагностируют орторексию — чересчур сильное стремление к правильному питанию. А «хрустящих» мам обвиняют в пренебрежении здоровьем детей: иногда отказ от прививок действительно может быть опасен для жизни.
Нормально ли вешать ярлыки на мам?
Нет. Ведь большая часть трендов у интернет-мам — отражение гендерных стереотипов. Если живущей в патриархате женщине говорят, что, чтобы стать «настоящей женщиной» и «хорошей матерью», необходимо соблюдать ряд правил, она не только будет следовать им сама, но и привлечёт ребёнка. Так что они вместе будут правильно питаться, следить за фигурой и жить в картинке из Пинтереста. При этом стандарты в обществе одни — а понимание того, как их достичь, у всех разное. Так что можно стремиться к ним можно и через полный отказ от гаджетов, и через кормление ребёнка только миндалём.
Проблема здесь — не в самой женщине, а в постоянном «должна», по отношению к ней, повторяющемся в медиапространстве.
К матерям в обществе всегда были повышенные требования: нужно работать, иначе сидишь у мужа на шее, водить в кружки и всячески развивать детей, быть им подругой, учительницей, врачом, никогда не повышать голос — и, конечно же, следовать самым современным трендам в воспитании. А с появлением интернета эти требования ещё больше возросли — а тренды выкрутились на максимум, превратившись в повальную любовь к бежевым игрушкам и отказу от подгузников.
Факт, что деление мам на «миндальных», «шелковистых» и прочих — сексистское явление, можно подтвердить и его связью с другим интернет-явлением — мемами про Карен, белую женщину примерно от 30 до 50 лет из среднего класса. Обычно Карен ненавидит представителей других рас, любит ругаться с сотрудниками в кафе и магазинах и, конечно, является гиперзаботливой матерью. В начале 2020‑х в интернете много шутили про её откровенный расизм, но при этом сам мем воспроизводил негативные стереотипы о женщинах: истеричность, зацикленность на детях и глупость. Мужских аналогов ему почти не появилось, а появившиеся не завоевали популярности: высмеивать женщин людям нравилось больше.
С мамами в интернете — похожая история. Словарь современного сленга Urban Dictionary определяет их тоже как представительниц среднего класса от 30 до 50 и напрямую подчёркивает связь с Карен: это те же «глупые белые женщины», но на новый лад. Так что проблема не в самих мамах, а в том, как их представляют в медиа.
А классификация пап в медиа есть?
Разные типы отцов в интернете тоже бывают — хотя мы, если честно, думали, что это не так. Например, папа-спортивный тренер, папа-любитель пива, папа-ребёнок, папа-хипстер и папа, который не до конца смирился с родительством. Объясняем, что это значит:
- Папа-спортивный тренер сам в юности занимался футболом. Теперь он уверен, что это — занятие для «настоящего мужика», и поэтому готовит сына к спортивной карьере.
- Папа-любитель пива — вы не поверите, но пьёт пиво. И непонятно, при чём тут дети.
- Папа-ребёнок — олицетворение мема «первые 40 лет в жизни мальчика самые сложные». Он, больше, чем ребёнок, радуется игрушкам и мечтает о поездке в Диснейленд.
- Папа-хипстер — по сути, просто хипстер, но с детьми: кажется, на его жизнь они мало повлияли.
- Папа, который не до конца смирился с родительством — он хочет исчезнуть и не верит, что с ним это произошло. Следующий шаг — папа, который ушёл за хлебом.
Прослеживается закономерность: отцы появляются в жизни ребёнка эпизодически. Они играют с ним в футбол, ждут поездки в Диснейленд, но в основном занимаются обычными «мужскими» делами, которые, как известно, не включают в себя время с детьми. Например, пьют пиво или выбирают в магазине редкие пластинки, как папа-хипстер.
В русскоязычном интернет-пространстве из-за небольшого времени общения с детьми там даже есть понятие «воскресный папа» — тот, который проводит время с детьми только по выходным, а всё остальное время как бы отсутствует. Появилось понятие в связи с популярным одноимённым фильмом ещё из 1985 года: там маленький мальчик Алёша грустит из-за развода родителей, ведь с папой ему теперь приходится видеться лишь по воскресеньям.
Конечно, на самом деле в мире много заботливых отцов, готовых проводить с детьми всё свободное время и быть их постоянными спутниками. Но реальность и её восприятие часто не совпадают: по сути, такая классификация пап — просто другая сторона гендерных стереотипов.
Но разговоров больше о мамах…
И судят больше мам: «миндальных», «бежевых» и других родительниц в интернете обсуждают по-нескольку лет — так, первые появились ещё в 2022 году. О папах при этом не слышно практически ничего — тому же характер у деления мам и пап на виды очень разный. Если матерей делят по принципам воспитания ребёнка, то у отцов этих принципов особо нет: в лучшем случае они лишь иногда играют с детьми или занимаются совместными хобби.
Такое отличие неслучайно: по статистике женщины проводят с детьми гораздо больше времени — и на них лежит основной груз обязанностей по воспитанию: например, в России отцы берут отпуск по уходу за детьми в 50 раз реже, чем мамы, при разводе ребёнок чаще остаётся с мамой, а в Америке женщины больше мужчин устают от воспитания детей.
При этом доказано, что у детей, в воспитание которых вовлечены оба родителя, лучше когнитивные способности и эмоциональный интеллект. Но вместо помощи мамам и передачи хотя бы минимальной ответственности за ребёнка отцу женщин в обществе ругают за малейшие промахи, а на недостаточную вовлечённость мужчин в отцовство не обращают внимания.
Так было всегда: вспомним мем ЯЖМАТЬ — высмеивающий матерей, вообще-то пытающихся соответствовать ожиданиям общества, быть заботливыми и ответственными. Распространения мема ЯЖОТЕЦ в интернете не случилось, хотя был сериал-зеркалка. Неудивительно, ведь мамы в жизни ребёнка много, а отца — мало. И общество этому способствует — всё больше повышая требования к женщине как к (как будто бы единственной) родительнице, а потом ругая её.
Вот и появляются безумные тренды про кормление детей одним миндалём — результат завышенных ожиданий к женщине и при этом — повод для её критики.
Станьте первым, кто оставит комментарий