В 2012 году американский блогер и кинообозреватель Джон Негрони посмотрел видео о пасхалках в мультфильмах Pixar и задумался: а что, если все истории связаны между собой? Негрони даже выпустил на эту тему книгу «Теория Pixar», в которой утверждает, что если смотреть картины в правильном порядке, то получится историю о случившемся на Земле апокалипсисе.
В 2017 году в Pixar подтвердили, что мультфильмы действительно связаны. В профиле киностудии в Facebook* появился трёхминутный видеоролик, в котором показаны все пасхалки вселенной. Например, Райли из «Головоломки» наблюдает за Дори в мультфильме «В поисках Дори» через аквариум вместе с другими детьми. А медведь Лотсо из «Истории игрушек 3» валяется на полу в комнате своей хозяйки в фильме «Вверх» — дом Карла пролетает мимо её окна.
Начало времён
«Элементарно» (2023)
Действие мультфильма происходит в городе Элемент-Сити, населённом антропоморфными элементами четырёх стихий: воды, земли, огня и воздуха. Элемент огня Эмбер из-за чрезмерной вспыльчивости повреждает трубу в магазине родителей и затапливает подвал. Из пробоины в помещение попадает инспектор водной стихии Уэйд. Он выписывает семье штраф за непрочные трубы. Бизнес семьи Эмбер оказывается под угрозой закрытия, и девушке предстоит его спасти. А помогать ей будет всё тот же Уэйд.
Семья Эмбер не питает тёплых чувств к представителям элемента воды, потому что видит в них опасность. Несмотря на это, Эмбер и Уэйд постепенно сближаются, влюбляясь друг в друга.
По теории Негрони, «Элементарно» — первая ступень во вселенной Pixar. События в фильме происходят до того, как на Земле сформировалась какая-либо форма органической жизни. Элемент-Сити — это единственное место в мультфильме, в котором есть жизнь. За его пределами — только пустошь, напоминающая Землю 4,6 миллиарда лет назад. Элементы в мультфильме буквально формируют жизнь.
«Хороший динозавр» (2015)
Около 66 миллионов лет назад гигантский астероид столкнулся с Землёй. Взрыв повлёк за собой вымирание динозавров. Так в реальности закончился меловой период. В мультфильме «Хороший динозавр» представлена альтернативная версия мира, где астероид не уничтожил жизнь на планете, а пролетел мимо. Динозавры не вымерли, а со временем эволюционировали, научились разговаривать и вести быт. Маленький динозавр по имени Арно чувствует себя лишним среди сородичей, потому что слишком труслив. Его трусость приводит к гибели отца, а желание отомстить уводит далеко от дома. Его ждёт приключение, полное опасностей, и сближение с человеческим детёнышем.
Астероид, пролетевший мимо Земли, становится катализатором событий во вселенной Pixar. Он был заряжен энергией вакуума, или «нулевой энергией». Следующие мультфильмы дают понять, что именно эта энергия наделила сознанием животных, насекомых и предметы. После появления астероида динозавры начали стремительно развиваться: у них появился интеллект и сельское хозяйство, они строят дома и занимаются земледелием.
Люди в мультфильме тоже есть. Динозавр Арно ухаживает за маленьким пещерным человеком по имени «Дружок». Ребёнок, словно питомец динозавра, повсюду следует за Арно и учится у него выживанию.
Несмотря на то что динозаврам удалось пережить астероид, они оказываются обречены из-за изменений климата. Как объясняет Негрони, динозавры теряют постоянный источник питания, из-за чего их цивилизация вымирает спустя пару миллионов лет и уступает место людям.
«Храбрая сердцем» (2012)
События мультфильма разворачиваются в средневековом Шотландском королевстве. Принцесса Мерида противится вековой традиции выходить замуж за сына одного из союзников её отца. Из-за этого между ней и её матерью королевой Элинор возникает конфликт. Мерида сбегает в лес, где натыкается на домик старухи-ведьмы.
Живущая в самой чаще леса ведьма обладает магией. Она может оживлять вещи, наделять животных интеллектом, создавать порталы между деревянными дверьми и превращать людей во что угодно. Так, ведьма заколдовывает метлу, чтобы она сама убирала дом, и даёт Мериде торт, съев который её мать превращается в медведя.
Деревья во вселенной Pixar имеют особую значимость. Именно в них таится магия. Заходя в деревянные двери, ведьма будто попадает в другое измерение, исчезает на глазах. Деревья — символ жизни, они появляются в кульминационных моментах практически всех мультфильмов. Например, счастливый Энди с Вуди в руках бежит к высокому дереву в «Истории игрушек». Тысячи деревянных дверей производят на Корпорации монстров. И именно росток дерева в «ВАЛЛ-И» знаменует возвращение людей на планету.
«Лука» (2021)
Сюжет разворачивается на Итальянской Ривьере в 1959 году. Двенадцатилетний морской монстр Лука никогда не выходил на сушу. Всю жизнь родители внушали ему, что в людском мире очень опасно. И это неудивительно, ведь в городе даже стоит статуя с человеком, убивающим морское чудовище.
Однажды Лука встречает человеческого ребёнка Альберто, который тоже оказывается морским монстром. Оказалось, что при выходе на сушу морские жители принимают облик людей. Альберто уговаривает Луку выйти на сушу, и герои убегают в мир людей. Всё лето мальчики развлекаются в человеческом образе, заводят дружбу с самой обычной девочкой, и Лука даже начинает мечтать об образовании.
Зарождение конфликта
«Суперсемейка 1–2» (2004, 2018)
1960-е. Супергерои Мистер Исключительный и Эластика вынуждены притворяться простыми людьми после череды судебных исков. Люди посчитали, что сверхсилы доставляют больше вреда, чем пользы. Спустя пятнадцать лет у супергеройской пары уже есть трое детей. Когда Мистер Исключительный сталкивается с опасностью, вся семья пытается его спасти.
Главный антагонист первой части «Суперсемейки» — изобретатель по имени Синдром. Он создал боевого робота с самообучающимся искусственным интеллектом — Омнидроида. Омнидроид выходит из-под контроля и восстаёт против человечества. В мультфильме Синдром рассказывает, что его изобретение питается «нулевой энергией». Она и наделила Омнибота сознанием.
Во втором фильме зрителям показывают, как падает доверие людей к суперам. Властей беспокоит, что войны сверхлюдей наносят слишком большой ущерб населению. Суперсемейка начинает бороться за восстановление репутации своей расы.
Теория Негрони утверждает, что недоверие общественности к супергероям приводит к их вымиранию. В это же время начинает расцветать корпорация BNL, которая занимается созданием солнечных батареек и строительством современных высоток.
«Базз Лайтер» (2022)
Космический рейнджер звёздого командования Базз Лайтер вместе с командой исследует планету Т’Кани Прайм, расположенную в 4,2 миллиона световых лет от Земли. Рейнджеры пытаются найти на планете жизнь, а когда находят, то понимают, что она враждебна. Но сбежать с планеты Т’Кани им не удаётся из-за повреждённого корабля.
Базз Лайтер не настоящий человек. Он всего лишь персонаж научно-фантастического фильма «Лайтер». Это любимый фильм мальчика Энди из «Истории игрушек», который смотрел его в 1993 году. Позже родители подарили Энди игрушку Базза.
«История игрушек 1–2» (1995, 1999)
Все части «Истории игрушек» описывают жизнь с 1990-х по 2010 год. «История игрушек» — первый мультфильм, в котором показывают ожившие неодушевлённые предметы, способные думать и выражать эмоции. Пока владелец Энди в отъезде, его игрушки выползают из тумбочек и выходят в открытый мир.
Уже с первого фильма в игрушках начинает появляться ненависть к людям. В первой части они восстают против хулигана Сида, сильно напугав его. Во второй Вуди обижается на Энди за то, что тот порвал ему руку и решил не брать с собой в летний лагерь. В этой же части герои встречаются со злобным коллекционером игрушек, а в их рядах происходит пополнение. Ковбойша Джесси ушла от своей хозяйки, потому что та о ней забыла.
«Я краснею» (2022)
На календаре Pixar 2002 год. Главная героиня Мэй Ли живёт обычной жизнью 13-летней девочки в Торонто, пока однажды не просыпается гигантской красной пандой. Мэй Ли перевоплощается, когда испытывает сильный стресс. В спокойном состоянии ей удаётся оставаться человеком. Оказывается, это особенность, которая передаётся в семье Мэй по материнской линии, и избавиться от неё можно будет только через месяц. Лучшие подруги Мэй — Мириам, Прия и Эбби — поддерживают её на протяжении всего этого времени.
«В поисках Немо» (2003)
Детёныш рыбы-клоуна по имени Немо попадает в руки аквалангиста. Немо сажают в аквариум в кабинете стоматолога, и одна из пациенток — маленькая девочка с брекетами — постоянно над ним издевается. Тем временем все обитатели океана объединяются с отцом Немо, Марлином, и рыбкой Дори, чтобы найти Немо и вырвать его из рук людей.
Этот мультфильм показывает события, происходящие сразу после первых частей «Истории игрушек». В истории про Немо морские жители стали настолько умными, что построили собственную инфраструктуру. У них есть школы, магазины, автострады и даже рынок недвижимости.
Согласно теории Pixar, животные не любят людей из-за загрязнения окружающей среды, браконьерства и экспериментов над ними. Маленькая оранжевая рыбка умудряется «облететь» земной шар и найти своего сына, а также победить человека. Теперь на арене встречаются три стороны глобального конфликта за доминирование на планете: люди, животные и искусственный интеллект.
«В поисках Дори» (2016)
Рыбка Дори решает найти своих родителей, а помогают ей в этом старые друзья — Марлин и Немо. Планы Дори чуть не срываются на полпути, когда её похищают для изучения учёные из Института морской жизни в Калифорнии.
Дори выделяется среди остальных рыб. Несмотря на кратковременную потерю памяти, она очень умна. Она может понимать другие языки и строить логические цепочки. Это объясняется тем, что Дори выросла рядом с людьми — чем ближе животное к человеку, тем умнее оно становится.
Однако «В поисках Дори» показывает начало негативного влияния людей на планету. В своём приключении Марлин, Немо и Дори оказываются посреди свалки на дне океана. Загрязнение настолько сильное, что в воде практически не осталось признаков жизни. Мусор в этом мультфильме знаменует начало конца для животных.
Конфликт обостряется
«Рататуй» (2007)
Именно крысы обожают мусор, поэтому постепенное загрязнение окружающей среды на них не сказывается. В мультфильме «Рататуй» крысы выходят в мир людей и вступают с ними в соперничество.
Крыс Реми мечтает стать знаменитым поваром. Он талантливо готовит самые сложные блюда, хотя прежде этим занимались только люди. Готовя руками человека по имени Лингвини, Реми впечатляет своими способностями известного шефа Скиннера (Живодэра).
Реми — исключение из правил, потому что ему нравится дружить с человеком. Это общение помогает ему в самореализации. Тем временем его родственники видят в людях только врагов. Когда семья Реми проникла на кухню ресторана, Скиннер застал их врасплох. Крысы связали его верёвкой, заклеили рот и заперли в камере хранения. После освобождения он пожаловался в отдел здравоохранения, и заведение пришлось закрыть.
«История игрушек 3» (2010)
Энди уже подрос и готовится к поступлению в колледж. Игрушки ему больше не нужны, поэтому он планирует убрать их на чердак. Он забывает коробку на полу, и мама принимает игрушки за мусор. Она их выбрасывает. Напуганные игрушки решают, что Энди хотел от них избавиться, и залезают в коробку с пожертвованиями детскому саду «Солнышко».
В детском саду герои подвергаются жестокому обращению со стороны детей: их бьют, швыряют и ломают. Главарь игрушек «Солнышка» медведь Лотсо открыто ненавидит людей, потому что хозяин его бросил и нашёл замену.
«История игрушек 3» показывает, как недовольные вечными прятками предметы начинают брать всё под свой контроль.
«История Игрушек 4» (2019)
В четвёртой части мультфильма игрушки переходят по наследству к Бонни — младшей сестре Энди. Она мастерит новую игрушку по имени Форки из пластилина и пластиковой вилки и знакомит её с главными героями. Этот персонаж ограничен в эмоциях, но всё ещё может жить и обладает интеллектом.
Теория вселенной Pixar объясняет, что Вуди и другие игрушки получили более высокую способность к чувствам, потому что много времени провели с человеком и смогли приобрести сознательный внутренний голос. Тем временем Форки ещё не успел познать все тонкости жизни, поэтому он мало понимает и задаёт много вопросов.
«Вверх» (2009)
После смерти жены Карл преследует детскую мечту о путешествии в небольшой оазис в Южной Америке. Добраться туда он планирует с помощью миллиона воздушных шаров, которые привязывает к крыше своего дома.
В начале фильма компания BNL (By and Large — в общем и целом) пытается купить дом Карла, чтобы построить на его месте небоскрёб. Застройка BNL знаменует начало экспансии мегакорпорации по всему миру. Представители компании хотят отправить Карла в дом престарелых, а его дом — снести. Именно поэтому Карл решает воплотить в жизнь идею с полётом на шариках.
Главный антагонист «Вверх» безумный учёный Чарльз Манц ещё в 1930-х годах начал изучать интеллект животных. Он изобрёл ошейники, помогающие собакам озвучивать мысли. Созданные им «сверхсобаки» умеют готовить еду и управлять самолётами.
Теория энергии
«Головоломка» (2015)
По сюжету «Головоломки» людьми управляют пять базовых эмоций: Радость, Гнев, Печаль, Брезгливость и Страх. Основной эмоцией является Радость. Но когда одиннадцатилетняя Райли вместе с родителями переезжает в новый город, Радость постепенно уходит на второй план, уступая место Печали. Между эмоциями случается потасовка, и они обе улетают из Головного центра. Чтобы уберечь Райли от необдуманных поступков, им во что бы то ни стало нужно вернуться обратно.
По теории Негрони, Радость, будучи самой сильной эмоцией, доказывает, что без неё человек не способен мыслить. Лишаясь Радости, Райли совершает необдуманные и глупые поступки. Она замыкается в себе и ни с кем не разговаривает, словно её интеллект угасает. Теория также предполагает, что эмоции и воспоминания — это основной источник людской энергии.
«Головоломка 2» (2024)
Спустя два года после событий первого фильма у Райли начинается половое созревание. У девочки появляются новые эмоции: Тревожность, Стыд, Зависть и Хандра.
Предыдущая часть показала, как энергия человека генерируется на основе эмоций и воспоминаний. В «Головоломке 2» появляется третий источник энергии — система убеждений. Она плавает в потоке сознания Райли. Эти убеждения делают её уверенней и помогают достичь желаемого.
«Тайна Коко» (2017)
«Тайна Коко» продолжает идею о важности воспоминаний, начатую в «Головоломке». Двенадцатилетний Мигель, как и его прапрадед, мечтает стать музыкантом. Он крадёт его гитару из мавзолея и планирует поехать на музыкальный фестиваль, чтобы продемонстрировать свои таланты публике. Но всё идёт не по плану: стоит Мигелю сыграть лишь один аккорд — и он становится невидимым. Так мальчик случайно попадает в яркую страну мертвецов во время Дня мёртвых, где встречает давно умершего родственника.
Души умерших могут продолжать существовать в Стране Мёртвых до тех пор, пока их близкие о них помнят. Если их забывают — души исчезают. Как, например, Бинго Бонго — воображаемый друг Райли из «Головоломки». Этот трагический процесс называется «окончательной смертью».
Страх наступления «окончательной смерти» есть и в других мультфильмах Pixar. Герои «Истории игрушек» больше всего боятся стать забытыми хозяином, а попытка Марлина спасти Немо — это не только забота о сыне, но и воспоминания о погибшей жене.
«Душа» (2020)
«Душа» — один из самых философских и необычных мультфильмов вселенной Pixar. Учитель музыки в средней школе Джо Гарднер случайно падает в канализационный люк и впадает в кому. Его душа попадает на «тот свет», где он встречает душу по имени 22. Она уже много веков пытается найти свою «искру» (смысл жизни), но ничто из реального мира не вызывает у девочки интерес. Джо помогает ей узнать больше о жизни на Земле, даёт попробовать пиццу и влюбляет 22 в музыку.
Весь мультфильм герои пытаются попасть на Землю, чтобы Джо исполнил свою мечту — выступить перед публикой с джазовым концертом. Когда души персонажей попадают в мир живых, Джо вселяется в своего кота. Так Pixar подтверждает, что души не всегда должны оказываться в человеческих телах — они также могут входить в тела животных. Это объясняет, как собака из «Вверх», Реми из «Рататуя», Флик из «Приключений Флика» и другие животные вселенной могут обладать интеллектом и эмоциями.
Некоторые киноблогеры также считают, что «Душа» связана с мультфильмом «Я краснею». Мэй Ли — это и есть душа по имени 22. В финале картины 22 полетела в сторону Китая, там же родилась Мэй Ли. Кроме того, Мэй имеет особую страсть к музыке, которую могла подхватить у Джо из «Души».
Апокалипсис
«Тачки 1–3» (2006, 2011, 2017)
Молния Маккуин — амбициозный новичок в мире гонок — участвует в соревнованиях Кубок Порша. Он мечтает стать победителем, чтобы обзавестись престижным спонсором, но соревнования заканчиваются ничьей. Финальный заезд должен состояться через неделю, но Маккуин по собственной глупости теряется где-то на трассе по пути в Лос-Анджелес. Он натыкается на городок Радиатор-Спрингс, где попадает в неприятности с полицией. Местный суд приговаривает его к штрафным работам.
По теории Негрони, действие мультфильмов «Тачки» происходит примерно с 2050 по 2150 год. Как объясняется в мультфильме «ВАЛЛ-И», стремительная индустриализация так сильно загрязнила планету, что животные не смогли на ней выжить, а люди были вынуждены отправиться в космос на корабле «Аксиома». Машины стали хозяевами Земли и построили свою цивилизацию.
Негрони предлагает две теории о том, как автомобили работают без помощи людей: либо с помощью технологии искусственного интеллекта, либо управляются воспоминаниями об их отношениях с владельцами.
Во второй части автомобили сталкиваются с энергетическим кризисом. Компания Allinol (звучит как all in all — в общем и целом) использует экологически чистую энергию, чтобы спасти машины от вымирания. В третьей появляются признаки органической жизни на Земле — один из героев встречает краба на пляже.
По теории, компании Allinol не удаётся уберечь автомобили. На земле заканчивается топливо, и цивилизация машин погибает.
«ВАЛЛ-И» (2008)
В начале XXII Земля становится непригодной для жизни. Люди отправляются в космос и поручают маленьким роботам ВАЛЛ-И очистить планету.
События мультфильма «ВАЛЛ-И» разворачиваются спустя 800 лет после отправки людей в космос (2850–2900 гг.). За это время цивилизация машин погибла, оставив на Земле лишь одного представителя — одинокого робота ВАЛЛ-И. Он обладает почти человеческими эмоциями. ВАЛЛ-И собирает в своём доме остатки былой цивилизации и ухаживает за небольшим ростком, который высаживает в старый башмак.
В этом мультфильме зрителей знакомят с историей корпорации BNL, которая и приводит планету к загрязнению.
Во время апокалипсиса люди улетели в космос, однако про уход морских существ (тех самых из мультфильма «Лука») ничего не известно. Если верить теории Негрони, морские чудовища пережили 800 лет катастрофы глубоко под водой. Как только люди вернулись на Землю, морские монстры смогли выйти на сушу и создавать пары с людьми.
«Приключения Флика» (1998)
Мультфильм рассказывает о колонии муравьёв, которая борется с бандой саранчи. Муравей-изобретатель Флик ищет воинов-жуков, чтобы покончить с войной.
Теория Pixar утверждает, что до событий в «ВАЛЛ-И» продолжительность жизни муравьёв составляла до трёх месяцев. Теперь же насекомые настолько эволюционировали, что срок их существования превысил 90 лет — об этом говорит один из персонажей «Приключений Флика». Во время отжимания один из муравьёв восклицает: «Я снова чувствую себя на семьдесят». Другой герой мультика советует Флику не уходить далеко за пределы их территории, потому что там водятся змеи, птицы и крупные жуки. Он не упоминает людей. Вероятно, даже после возвращения на Землю они не смогли выжить. В итоге насекомые стали доминирующим видом на десятки лет: у них есть города и транспортные средства, а также они обладают высокой продолжительностью жизни.
Возрождение цивилизации
«Вперёд» (2020)
Братья-эльфы Иэн и Барли Лайтфуты живут в мире, населённом троллями, гоблинами, гномами, кентаврами и единорогами. Мальчики хотят провести ещё один день со своим покойным отцом, который умер незадолго до дня рождения Иэна. Эльфы пытаются воскресить отца с помощью волшебного посоха и камня.
По теории Негрони, эльфы и другие антропоморфные существа служат переходным звеном между людьми и следующей формой жизни на Земле. Он считает, что эльфы эволюционировали из вернувшихся на планету людей и использовали эмоции в качестве магии. После потери магии они перевоплотились в обычных монстров.
«Университет монстров» и «Корпорация монстров» (2013, 2001)
Цивилизация монстров — далёкое будущее, наступившее в 3350–3450 годах. Эта история становится заключительной во вселенной Pixar.
Приквел «Университет монстров» показывает, как начинающий страшила Майк Вазовски поступает в университет, чтобы научиться пугать детей. Там студентам внушают, что люди токсичны. Эта же мысль продолжается и в «Корпорации монстров».
После окончания учёбы монстры Майк и Салли устраиваются в Корпорацию монстров. Они путешествуют в спальни человеческих детей через деревянные двери, чтобы собрать их крики для обеспечения энергоснабжения в Монстрополисе.
Негрони отмечает, что в будущем монстры научились перемещаться во времени, чтобы собирать экологически чистую энергию — эмоции. Доказательством перемещений во времени стал фургон из «Приключений Флика», в который попадает злодей Рэндалл во время погони за Салли и Майком.
Создав порталы для межвременных путешествий, монстры поняли, что малейшее изменение прошлого может повлиять на настоящее. Именно поэтому они создали миф о том, что люди за дверьми токсичны и контакт с ними смертельно опасен. Монстры черпают детский страх, пока не узнают о более эффективном источнике энергии — радости.
По этой теории, Бинг Бонго — воображаемый друг Райли из мультфильма «Головоломка» — может быть утерянным воспоминанием о монстре, который приходил к девочке в детстве, чтобы собирать радость. А цивилизация морских существ, которая превращается в людей, из «Луки» появилась в результате изгнания Лох-несского чудовища из Монстрополиса. С помощью дверей-порталов он отправился в прошлое, где поселился и создал новый вид существ.
И как всё это связано?
Во время работы Салли и Майк попадают в комнату маленькой девочки. Они входят в неё через розовую деревянную дверь с цветочками. Девочка не испугалась монстров, а отправилась за ними в Монстрополис. Майк и Салли дают ей имя Бу, наряжают в маленькую страшилу и пытаются вернуть домой.
Теория Pixar гласит, что Бу увидела будущее, в котором огромная мохнатая «Киса» могла разговаривать, а энергию получали за счёт детского страха. Мысли об этом не покидали её после возвращения домой. Так малышка стала одержима поисками волшебного мира за деревянной дверью.
В мультфильме «Я краснею» Бу показывают как одну из подруг Мэй — Эбби. Девочки похожи визуально, а также Эбби любит всё пушистое. Она сразу же стала поклонницей большой мохнатой панды-Мэй, точно так же Бу реагировала на Салли из «Корпорации Монстров».
Негрони заявляет: Бу — это ведьма из «Храброй сердцем». В её доме можно заметить множество деревянных фигур медведей. Среди них есть рисунок, на котором изображён Салли. Помимо этого, в комнате есть фигурка с грузовиком «Планета Пиццы» (парк развлечений из мультфильмов «История игрушек»), что подтверждает её путешествия во времени. Напомним, что ведьма перемещалась между измерениями через деревянные двери.
Бу специально отправляется так далеко в прошлое и оставляет картинку с Салли, чтобы воспоминание о нём жило вечно. Это послужит гарантией того, что его никогда не забудут и он не исчезнет.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.