В мультфильмах Сатоси Кона сюрреализм встречается с реальными проблемами вроде одиночества в толпе и влияния технологий. Спустя десятилетия его немногочисленными работами вдохновляются Кристофер Нолан и Даррен Аронофски. Смешивая сны, иллюзии и психологию, картины Кона часто рассказывают пронзительные истории о женщинах. Героини сталкиваются с буллингом, сексуальной объективацией, сталкингом и непринятием себя.
Чем знаменит Сатоси Кон

Сатоси Кон / Wikipedia
Японский режиссёр родился в 1963 году, в рыбацком городке Кусиро на острове Хоккайдо. Школу он окончил в Саппоро — административном центре острова. Из-за работы отца семья часто переезжала, и маленький Сатоси метался между городами. Эта двойственность сопровождала Кона и дальше. Он занимался и мангой, и анимацией, в самих работах соединяя реализм и фантазии. Потому даже книгу о нём, которая вышла в 2009 году, назвали «Сатоси Кон: Иллюзионист». С детства будущий режиссёр увлекался историями о фантастических мирах и
. В ней авторы много рассказывали о человеческих отношениях , а маленького Сатоси очень интересовала психология.Он
стать аниматором, поэтому после школы, долго не раздумывая, поступил в художественный университет Мусасино. В студенческие годы Сатоси мангу «Торико» — антиутопию о детях, которые живут в обществе, контролируемом роботами-полицейскими. Комикс получил премию манга-журнала Young за лучший дебют. На церемонии награждения он познакомился со своим кумиром — художником , с которым работал следующие несколько лет. За работу над раскадровкой манги Отомо платили немного, но творчество для Кона было важнее.Параллельно он успевал работать над собственными небольшими проектами, и в 1990 году компания
предложила Кону издать крупную мангу. Условия сделки были немыслимыми: Сатоси должен был сдать двести страниц за три месяца. Так он создал свою дебютную полноценную мангу «Возвращение в море» — о прибрежном городке, где местные живут бок о бок с русалками. Из-за работы на износ художник подорвал здоровье и стал злоупотреблять алкоголем, пока не попал на месяц в больницу с гепатитом А. Едва выписавшись, Кон получил новое предложение, которое открыло ему путь в мир анимации. Отомо продюсировал научно-фантастическую чёрную комедию «Старик Зет» Хироюки Китакубо и пригласил Кона рисовать задние планы.Трудясь на второстепенных ролях, художник чувствовал себя не в своей тарелке. Кону было тесно в рамках чужих анимационных проектов, и он принялся за собственные. Чтобы развить насмотренность, режиссёр сутки напролёт изучал фильмы Терри Гиллиама, где реальность переплетается с фантазией. Больше всего Кона поразили «Бандиты во времени» о путешествиях из одной эпохи в другую, «Бразилия» о мире грёз и легендарные «Приключения барона Мюнхгаузена». Ещё одной картиной, определившей стиль режиссёра, стала
Джорджа Роя Хилла. В ней главный герой путешествует во времени и рассказывает свою историю в случайном порядке, не привязываясь к хронологии. Нелинейное повествование покорило Кона и стало его визитной карточкой — наряду со скачками между сном и реальностью, высмеиванием человеческих пороков и резким переходом от одного события к другому.«Я не думаю, что общение между людьми строится на одном только линейном времени. Мы разговариваем в этот момент, а думаем об ужине, до которого ещё час. Человеческий мозг — загадка, мы не можем разделить с другими временную ось своей памяти. Это нелинейное мышление, и я пытаюсь изобразить это в своих работах».
режиссёр аниме, мангака, фрагмент интервью,
Такой нетривиальный подход Сатоси Кона к кинопроизводству подкупал не только зрителей, но и других мэтров индустрии. Впечатлившись дебютным полным метром Кона «Истинная грусть» (1997), Даррен Аронофски захотел снять его live-action-экранизацию, но совершил большую ошибку и
работу над ней, не получив разрешение японского режиссёра. Назвав фильм «Реквиемом по мечте» (2020), Аронофски скопировал основную сюжетную линию, где персонажи постепенно теряют связь с реальностью. Схожесть заметна в репликах и визуальных цитатах. Например, в обоих фильмах есть сцена в ванной, где главная героиня плачет из-за своего безумия. Сатоси Кон был очень расстроен, увидев, что Аронофски просто переработал его «Истинную грусть» без указания авторства. После американский режиссёр встретился с Коном, чтобы попросить прощения и официально выкупить права на экранизацию. Извинения Сатоси принял, но просьбу Аронофски отклонил.Кристофер Нолан для работы над «Началом» (2010) почерпнул несколько идей из «Паприки» (2006) Сатоси Кона: оба режиссёра исследовали способы проникать в чужие сны, и то, чем это может обернуться. Чтобы отдать коллеге дань уважения, Нолан
в «Начале» явные отсылки к «Паприке» — сцену вращения в коридоре и момент с рассыпающимся на мелкие кусочки огромным зеркалом посреди города.В 2010 году режиссёр скончался от рака поджелудочной железы. За свою карьеру он успел выпустить десять работ — полнометражных и короткометражных.
Яркие женские персонажи в мультфильмах Сатоси Кона
Почти во всех своих аниме Сатоси Кон рассказывает о женщинах. Они абсолютно разные, а история каждой из них — по-своему захватывающая и трогательная.
Киригоэ Мимарин из «Истинной грусти» (1997)

Мимарин / кадр из мульфильма «Истинная грусть»
Экранизация одноимённой книги Ёсикадзу Такэути. Молодая певица Киригоэ Мимарин чувствует, что застряла в образе пай-девочки. Она пришла к успеху как участница девичьей j‑pop-группы «CHAM!», но со временем устала от коротких розовых платьев и незамысловатых песен. Мимарин не нравится, что в индустрии её не воспринимают всерьёз, потому решает уйти из группы и попробовать себя в качестве актрисы. Фанаты относятся к новости противоречиво: кто-то активно поддерживает любимицу в соцсетях и желает удачи, а кто-то считает, что она не справится с новой работой. Так девушка случайно узнаёт о «Дневнике Мимы» — онлайн-страничке, которую ведут от её лица. Поначалу Мимарин льстит такое внимание поклонников: владелец ресурса знает много деталей о девушке. Например, что она не любит выходить из поезда или вставать утром с кровати с левой ноги. Но когда автор «Комнаты Мимы» делится точным списком покупок Мимарин в магазине и описывает её комнату, девушке становится по-настоящему страшно. Кажется, кто-то следит за ней.
Прежде чем вычислить сталкера, Мимарин столкнётся с тёмной стороной индустрии: завистью коллег и близких друзей, кибербуллингом, ментальными расстройствами. На протяжении всего фильма девушка сражается за право самостоятельно принимать решения и распоряжаться собственной жизнью.
Фудзивара Тиёко из «Актрисы тысячелетия» (2001)

Тиёко / кадр из мультфильма «Актриса тысячелетия»
Иногда мировыми звёздами становятся ради любви. Так и произошло с Тиёко — девочкой, которая родилась во время Великого землетрясения в Канто (сильное землетрясение 1 сентября 1923 года в Японии магнитудой 8,3). Однажды кастинг-директор агентства талантов заметил Тиёко на улице и предложил стать актрисой. Но мать не позволила ей играть, ведь в 1930‑е годы женщины должны были «служить стране» — выйти замуж и воспитывать детей, а не строить карьеру. Тогда Тиёко не осмелилась пойти против матери, но одна встреча заставила её передумать. По дороге из школы она случайно знакомится с художником-диссидентом и прячет его дома от фашистского правительства. (В Японии фашистские идеи получили много влиятельных сторонников и стали общепринятыми в 1930‑е годы. К концу 1930‑х — началу 1940‑х годов защитники фашизма оказались настолько сильны, что фашистские идеи стали оказывать существенное влияние на политику японского правительства.) Это была любовь с первого взгляда. На следующий день он убегает и оставляет Тиёко ключ от самого дорогого, что у него есть, — чемодана с красками. Тогда девочка решает во что бы то ни стало отыскать художника и, вопреки возражениям матери, становится актрисой. Так Тиёко может путешествовать, чтобы отыскать возлюбленного.
И хотя поначалу актёрство интересует Тиёко лишь как способ найти художника, в итоге она посвящает экрану всю жизнь. В преклонном возрасте женщина уходит из индустрии и запирается дома, но многие фанаты помнят её яркие роли. Например, режиссёр Гэнъя Татибана, который снимает об актрисе документальный фильм. Тиёко с удовольствием рассказывает Татибане историю своей жизни, переплетая реальные события с тем, через что проходили её героини на экране. И делится главным секретом: как женщине, которая просто хотела найти любимого, удавалось так мастерски перевоплощаться в глазах зрителей?
Тиба Ацуко из «Паприки» (2006)

Ацуко / кадр из мультфильма «Паприка»
Экранизация одноимённого романа Ясутаки Цуцуи. Чтобы вылечить психические расстройства пациентов, гениальные учёные создали DC Mini — «коллектор снов», который позволяет вторгаться в чужие сны или наблюдать за ними. На вид он чуть меньше слухового аппарата, и его можно использовать где угодно. Правительство считает, что девайс ещё нужно довести до ума, и запрещает применять его в терапии. Но амбициозная Тиба Ацуко — глава команды, которая занимается прибором, — думает иначе. Ацуко втайне использует DC Mini на сессиях, чтобы бережнее работать с пациентами. Для этого она внедряет в их сны своё альтер-эго Паприку — рыжеволосую восемнадцатилетнюю девушку. Она хорошо разбирается в мире снов и отражает скрытую «игривую» часть личности степенной и рассудительной Ацуко. Вместе с Паприкой пациенты путешествуют по грёзам и находят ответы на давно волнующие вопросы. Но однажды неизвестный крадёт три устройства DC Mini и сводит людей с ума одним навязчивым кошмаром.
Теперь Ацуко предстоит не только найти злоумышленника и спасти невиновных, но и понять, где проходит грань между ней и Паприкой. Стоит ли подавлять непосредственность и доброту, чтобы выглядеть опытнее в глазах коллег и строить карьеру в науке?
Миюки из «Однажды в Токио» (2003)

Миюки / кадр из мультфильма «Однаждыв Токио»
Джин, Хана и Миюки — бездомные. Их будни проходят одинаково серо: без еды и крыши над головой. Но в канун Рождества троица находит на свалке новорождённую девочку. Друзья не хотят, чтобы малышка провела всё детство в приютах, поэтому сами отправляются на поиски родителей, не обращаясь в полицию. Бездомные обнаруживают в переноске с ребёнком ключ от камеры хранения, где лежат фото семейной пары и визитка ночного клуба. Вооружившись подсказками, они, словно сыщики, приступают к делу. По пути каждый из них встретится с призраками прошлого.
В этом мультфильме Сатоси Кон не просто рассказывает историю о потерянных душах, у которых появился шанс на искупление, но и подсвечивает темы взросления и детско-родительских отношений. Среди главных героев Миюки — самая младшая и единственная, кого ждут дома. Девочка-подросток сбежала после ссоры с отцом, когда пропала её кошка Ангел. Миюки подумала, что папа украл питомца из-за ревности, ведь она души не чаяла в пушистом друге. В отличие от Джина и Ханы, побег девочки — не попытка скрыться от старой жизни и начать сначала, а протест и вызов самой себе. Несмотря на напускную смелость и бойкость, Миюки очень ранимая. Она не признаёт этих черт в себе и всячески старается подавить их. Но благодаря чуткости родителей и поддержке Джина с Ханой Миюки проходит путь взросления и понимает, что может совмещать в себе стойкость и хрупкость.
Саги Цукико из «Агента паранойи» (сериал, 2004)

Саги / кадр из мультсериала «Агент паранойи»
Молодая дизайнерка аниме-персонажей Саги Цукико стала известной, когда подарила миру Мароми — миловидную розовую собачку, которую обожают люди по всему миру. Поклонники готовы покупать любой мерч с Мароми: игрушки, канцелярию, одежду. После такого головокружительного успеха начальник студии давит на Цукико, чтобы она как можно скорее придумала новых популярных героев. Но слава ложится на плечи девушки непосильным грузом, и новые идеи не приходят ей в голову. Коллеги радуются её творческому кризису, поскольку очень завидуют популярности Мароми. Они считают, что Цукико слишком молода и неопытна для такой известности, так что ей просто повезло. Но вскоре в жизни девушки случается кое-что похуже сплетен: вечером, когда она возвращалась домой с работы, на неё напал мальчик с битой. Девушка отделалась лёгкой травмой ноги, и коллеги, журналисты и некоторые пользователи в сети считают, что она выдумала эту историю. Им кажется, что Цукико просто привлекает внимание. Что произошло в ту ночь с дизайнеркой, выясняют два детектива — Кэйити Икари и Мицухиро Манив. Сама девушка в это время пытается работать, бороться с паническими атаками и не впускать негатив от недоброжелателей в свою жизнь.
Помимо токсичной интернет-культуры и эйджизма, в «Агенте паранойи» Сатоси Кон Цукико говорит со зрителями о социофобии, прокрастинации, сексуализации юных девушек взрослыми мужчинами. Несмотря на большую популярность, главная героиня боится общаться с людьми и предпочитает проводить время с плюшевыми игрушками дома. После нападения внимание к ней только усилилось, и теперь, помимо сплетен коллег, Цукико приходится справляться с сальными обесценивающими комментариями мужчин-журналистов вдвое её старше.
Станьте первым, кто оставит комментарий