Знать
8 апреля

Как война помогла Туве Янссон придумать уютный книжный мир муми-троллей

Она просто хотела сбежать от реальности.

Валерия Чебитько
Валерия ЧебитькоОкончила факультет журналистики. Люблю кино, сериалы и знаю ответ на вопрос «что бы такого посмотреть?».

Финской писательнице Туве Янссон пришлось пережить сразу две войны. Она родилась в начале Первой мировой, а когда случилась Вторая мировая, Туве было 25 лет. Именно в этом возрасте она придумала первую историю о муми-троллях — добрый и безопасный мир, в который можно было сбежать от разрушающейся реальности. 

Туве становится художницей 

Туве Янссон суждено было связать свою жизнь с творчеством. Она родилась в семье художников. Её мама, Сигна Хаммарштен, иллюстрировала книги, финские почтовые марки и банкноты. А её отец, Виктор Янссон, был видным скульптором.

Туве родилась в 1914 году, в начале Первой мировой войны. Её родители принадлежали к шведскому меньшинству, поэтому первые годы войны Туве с мамой жили в Стокгольме, в то время как Виктор участвовал в гражданской войне 1918 года. 

В семье Янссон все увлекались изобразительным искусством, поэтому рисование для Туве было чем-то само собой разумеющимся. Она не училась этому специально, просто повторяла за родителями. Пока мама работала, она сидела рядом и рисовала свои картины. В школе одноклассники смеялись над её рисунками, зато дома родители поддерживали полную свободу творчества. Туве делала наброски в дневниках, а позже начала добавлять к ним текст.

В 14 лет Туве написала и проиллюстрировала свою первую книгу. А в 15 лет через маминых знакомых устроилась в сатирический журнал Gram. Для него Янссон рисовала обложки, иллюстрации и карикатуры. В том числе и на известных политиков, среди которых были Гитлер и Сталин. В 19 лет Туве впервые показала свои работы на выставке. Карьера Туве развивалась стремительно. К выходу первой книги у неё уже была репутация талантливой художницы, а финская публика успела познакомиться с прообразами муми-троллей. 

Туве знакомится с муми-троллями 

Впервые Туве нарисовала существо, общими чертами напоминающего муми-тролля, ещё в детстве. Она проводила летние каникулы в семейном коттедже. У них с братом, Пером Уоловом, разразился спор из-за философии Иммануила Канта. В отместку Туве нарисовала в уборной самое уродливое, по её мнению, существо. Это был первый набросок муми-тролля. 

Позже существо начало появляться на страницах дневников Янссон. Оно выглядело более вытянутым и тонким, чем привычные муми-тролли. Иногда оно становилось чёрным, иногда у него не было хвостов и ушей. 

В начале 40-х Туве начала использовать изображение существа для иллюстраций в Garm. Она назвала его Снорком. Снорк стал регулярно появляться в журнале рядом с подписью Туве, иногда он даже становился участником самих карикатур. Например, демонстрировал антивоенные лозунги и плакаты. 

Само слово муми-тролль придумал дядя Туве — Эйнар Хаммарстен. Он жил в Стокгольме. Когда Туве училась в Стокгольмском художественно-промышленном училище, она остановилась у него. Эйнар был врачом. Ему не нравилось, что племянница ела по ночам. Он пугал её историями о маленьких троллях, которые живут за печкой. Они дышали холодом и издавали воющие пугающие звуки, когда кто-то пытался пробраться к холодильнику. Туве использовала слово «муми-тролль» в дневниках, когда писала о каких-то мрачных событиях в своей жизни. Поэтому неудивительно, что в самые тяжёлые времена она снова обратилась к нему. 

Туве попадает в Муми-дол 

Первая книга о муми-троллях «Маленькие тролли и большое наводнение» вышла в 1945 году. Но сама история родилась намного раньше — во время Зимней войны 1939–1940 годов. 

«Когда я чувствовала себя подавленной и напуганной из-за бомбёжки, мне хотелось отвлечься от мрачных мыслей на что-то совершенно другое. Я попала в невероятный мир, где всё было естественным, мягким и возможным», — написала Туве в одном из писем, адресованных её другу. 

Когда началась Вторая мировая война, Туве только окончила училище в Стокгольме и вернулась домой. Её уже можно было назвать состоявшейся художницей. Она работала над картиной, на которую возлагала большие надежды. Это был большой портрет семьи Янссон. Но на выставке её работа получила неутешительные отзывы. Брат Туве Пер, с которым она в детстве поссорилась из-за Канта, был на фронте. Семья не могла с ним связаться. Они не знали, находится ли он в безопасности и вернётся ли домой. 

Разочарование в себе, беспокойство за брата и разрушительная война привели Туве Янссон в Муми-дол. Ей было тяжело переживать события, происходящие в Хельсинки. И Туве создала альтернативный мир — волшебное счастливое общество, в котором все неприятности можно победить. Истории о муми-троллях стали для неё способом сбежать от мрачной реальности.

Впрочем, отголоски реальных событий нашли отражение даже в детской истории. Маленькие существа столкнулись с большим потопом — страшным событием, на которое они не могли повлиять. Им пришлось покинуть дом точно так же, как в Хельсинки люди бежали, спасаясь от бомб. Муми-тролль и его мама, голодные и замёрзшие, бродящие по опасным ландшафтам, — иллюстрация беженцев. Тема, очень непривычная для детской книги. Символично и то, что в начале истории читатели знакомятся только с муми-троллем и муми-мамой. Как и в начале Первой мировой войны, когда Туве с Сигной жили вдвоём.

Муми-семья во многом похожа на семью Туве. Автократичный, действующий порой импульсивно муми-папа. Способная решить любую проблему, разрывающаяся между работой и домом муми-мама. Ну а муми-тролль позаимствовал некоторые черты характера у самой Туве. В последующих книгах появились ещё несколько героев, списанных с реальных людей. В том числе и парочка альтер-эго Туве. 

Вторая книга о муми-троллях «Комета прилетает» вышла в 1946 году. В ней Туве продолжила осмыслять события Второй мировой войны. В центре сюжета снова неотвратимая катастрофа: аллюзия на ядерную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки. 

Несмотря на то что истории о муми-троллях отражали какие-то суровые жизненные реалии, это всё ещё были сказки. Сказки, которые всегда заканчивались счастливо. Сами персонажи получились комичными, местами даже глуповатыми. Так получилось потому, что, по мнению Туве, во время войны сложно рассказывать красивые и романтические истории. 

Обложка: Софья Игинова