18 сентября выходит перезапуск одного из самых ламповых российских ситкомов конца нулевых — «Папиных дочек». В новом проекте «Папины дочки. Новые» история повторяется: мама сбегает (на этот раз не к хоккеисту, а искать себя), а папа остаётся один с детьми — четырьмя девочками. Лера Чебитько посмотрела первые четыре серии и делится впечатлениями: всё не так уж и плохо.
Какими были «Папины дочки» в 2000-х
Когда стартовал первый сезон, мне было десять лет. Я помню, как каждый день ждала наступления вечера, чтобы посмотреть, в какую историю на этот раз вляпаются сёстры Васнецовы. В их маленькой квартирке всегда было полно народу. Девочки очень тепло общались между собой, даже если иногда и ссорились. И от всего этого веяло такой атмосферой уюта — ощущение, что ты вернулся домой.
Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что этот сериал (первые несколько сезонов, до поступления Маши в Бауманку) можно назвать настоящей одой сестринству. Я бы дала ему слоган «Сёстры Васнецовы против всего мира», потому что в какую бы передрягу они ни попали, будь то двойка по физике или угон папиной машины, всегда стояли друг за другой горой. Но со временем тёплые сестринские узы и та атмосферность, за которую я когда-то полюбила «Дочек», начали пропадать.
Сценаристы в попытках как-то удержать аудиторию принялись накручивать любовные треугольники с участием девочек, периодически выставляя старшую сестру Машу не в лучшем свете. Персонажи потеряли былой шарм. Некоторых девочек откровенно слили (бунтующая готка Даша навсегда в наших сердечках), в то время как образы других довели до абсурда. Всё та же Маша, которая в начале сериала была пусть и легкомысленной, но далеко не глупой девчонкой, к последним сезонам начала читать чуть ли не по слогам и думать только о том, как устроить свою личную жизнь. Иногда ценой личной жизни сестёр.
В итоге всё пришло к тому, что последний — двадцатый, на минуточку! — сезон закончился просто ничем. Оборвался на «самом интересном месте», и обещанное в титрах продолжение так и не последовало. «И слава богу!» — подумалось тогда мне. Но вот спустя почти десять лет объявили о продолжении-перезапуске, и эта новость не привела меня в должный восторг.
О чём сериал «Папины дочки. Новые»
Перезапуск «Папиных дочек» является их прямым продолжением и снова возвращает зрителя к уже полюбившимся героям. Даша и Веник Васильевы, за отношения которых преданные поклонники сериала в своё время переживали больше, чем за свои, живут счастливо. Растят четырёх девочек: старшеклассницу Соню, двойняшек Диану и Лизу и самую младшую дочь Арину. Они готовятся всей семьёй отмечать годовщину свадьбы. Веник ради такого события даже пораньше отпросился с работы. А вот Даша, наоборот, опаздывает, задержавшись в салоне красоты.
Неожиданно в дверь звонит курьер, который приносит письмо на имя Веника. Письмо от Даши, в котором она просит прощения у всей семьи, говорит, что осознала, что живёт не той жизнью, которой хотела, и сообщает, что домой больше не вернётся. А потом всем на телефон приходит уведомление, что «Мама» удалилась из семейного чата. «Проклятие семьи Васнецовых», — так объяснят для себя её поступок дети, родители, муж и сёстры. Ну а Веник пойдёт по стопам тестя и (с помощью его чуткой консультации) будет как-то пытаться справиться со сложившейся ситуацией.
Эксплуатация старых образов
Оригинальные «Папины дочки» вышли в 2007 году. Это была очень душевная, местами наивная, а временами заштампованная семейная история, затянувшаяся на шесть долгих лет. Начиналась она как комедия о мужчине — семейном психотерапевте, который, пока помогал другим спасать браки, не заметил, в какой момент разрушился его. Закончилась же настоящим абсурдом — последний сезон носил название «Папины дочки. Суперневесты»: уже подросшие девочки вместе с родителями переехали жить в загородный дом, и каждая была озабочена своей личной жизнью. Атмосфера лампового ситкома с закадровым смехом и студийной съёмкой была безвозвратно утеряна. По сути, это уже был как будто другой сериал.
«Папины дочки. Новые» стилистически продолжают традицию именно последних сезонов оригинала. Дочки Веника по идее учатся в той же школе, в которой когда-то учились сёстры Васнецовы. В ней работаю всё те же учителя, но выглядит она уже совершенно не так. Не покидает ощущение, что зрителя просто пытаются обмануть — как-то уж слишком нелепо смотрятся привычные персонажи в абсолютно чужих декорациях.
Да и сами персонажи кажутся чужими. Словно зрителя пытаются убедить: видишь — это всё тот же Веник, а вот Сергей Алексеевич — он работает психотерапевтом. Но и Веник, и Сергей Алексеевич, и даже Тамара — не те. Пропала харизма, потух огонёк в глазах. Если раньше зритель им верил, то сейчас видно, что актёры просто играют роль, и не всегда удачно. Тамара выглядит как человек, давно уставший от жизни, а между Сергеем Алексеевичем и его экранными дочками пропала химия.
Героям дали те же лица и имена, даже попытались прописать какие-то характерные черты, но не получилось.
Особенно нелепо это смотрится на примере «старых» дочек. Маша, уже будучи взрослой, продолжает кривляться и лепетать как в шестнадцать. Её волнует только личная жизнь. А именно — как развести мужчину на подарки. И этому же она учит дочерей Веника с посылом «девочки, это наше оружие — когда надо приласкать, когда надо — скорчить обиженную мордашку». Галина Сергеевна же, наоборот, как будто совсем другой человек. Если раньше благодаря блестящему уму она всегда могла найти выход из любой ситуации, то «новая» Галина Сергеевна работает адвокатом и даже в обычной жизни разговаривает юридическими терминами. Пуговку и Женю показали мельком. Женя при этом была в лыжном костюме со сломанной ногой — чтобы зритель точно не забыл, что она — спортсменка.
Работа над ошибками
В противовес «старым» дочкам при создании образа «новых» сценаристы провели работу над ошибками. Оригинальный проект часто ругали за стереотипность персонажей. На каждую из девочек наклеили ярлык: эта красивая — она будет носить розовое, любить Сергея Лазарева и глупо хлопать глазками, а эта — спортивная, поэтому юбкам — нет, только бейсболки, кроссовки, спортивки… И футбольный мяч под мышкой.
Новые девочки же кажутся более интересными и многогранными, хотя доля стереотипизации, конечно, присутствует. Старшая Соня, например, — обычная старшеклассница: она неплохо учится, помогает отцу по дому, дружит с мальчиком и интересуется всем тем, чем обычно интересуются девочки её возраста. Типичная girl-next-door.
Двойняшки Диана и Лиза — полные противоположности друг другу. Лиза более серьёзная и рассудительная. Она отличница и послушная девочка. Никогда не врёт, принципиальная, озабоченная проблемами экологии и вообще, судя по всему, очень прогрессивная. Диана же, наоборот, хулиганка, зацикленная на финансовой выгоде. За словом в карман не полезет, а иногда может и манипулировать слабостями других.
Самая младшая Арина — просто маленькая и миленькая. За четыре серии её не успели как следует раскрыть. Но надо отдать должное создателям — они не пытались сделать из неё вторую Пуговку. Через неё попытались показать некоторые приметы времени. Например, она мечтает об игрушке Мусли-Пусли — монстрике, очевидно навеянном Хаги-Ваги.
Почему сбежала мама
Если говорить о том, какие ещё «ошибки» создатели постарались учесть, это, конечно, мотивация Даши. Сценаристы попытались обосновать её побег тем, что она всю свою жизнь мечтала совсем не об этом. И действительно, фанаты оригинального сериала до сих пор не могут простить те изменения, что произошли с героиней. Возможно, таким образом постарались намекнуть, что та Даша, которую многие считали своей role model, ещё вернётся.
Герои не спешат обвинить маму в побеге. Все тумаки достаются Венику. Никто ни разу не назвал Дашу плохой матерью. Наоборот, в первых сериях несколько раз подчёркивается, что она всегда была рядом с девочками, всё время заботилась о них, в то время как фотографий Веника почти нет в семейном альбоме и он совсем не в курсе, что одна из его дочерей веганка, а другая не любит помидоры.
Нелепым во всей этой истории смотрится, пожалуй, попытка добавить в сюжет новые технологии. Наверное, момент с Веником, который снимает видео для Тиктока, должен был быть смешным, но выглядел скорее кринжовым. А Даша, показательно удалившаяся из семейного чата, и вовсе кажется какой-то жестокой. Когда сбегала Людмила Сергеевна, смартфоны были не так развиты и она не могла поддерживать с девочками связь. Но неужели Даша не хотела хотя бы так следить за жизнью своих детей?
А нужно ли всё это было
Скажу честно, мне не нравится сама концепция «реанимации» старых проектов. Плюс заявленный сюжет, что Даша, которую мама оставила в шестнадцать лет, делает то же самое со своими детьми, вызывал скорее негодование. И первые трейлеры выглядели странновато. Поэтому мои ожидания от новых «Папиных дочек» были весьма заниженными. И возможно, именно поэтому всё оказалось не так плохо, как я себе представляла.
«Папины дочки. Новые» — это неплохая семейная комедия в стиле СТС, без пошлости, с местами довольно трогательными моментами, но периодически весьма странным юмором. Говорить своей дочери, что «сдашь её в психушку», если она не разобьёт телефон молотком, — ну такое. При этом все четыре дочки очаровательны. Особенно мне понравилась Лиза — и героиня, и актриса, которая её сыграла. Но во всём это есть одно большое «но».
Если бы эта история существовала в отрыве от оригинального сериала, было бы гораздо лучше.
В первые четыре серии создатели впихнули почти всех персонажей из старого проекта. Тут засветилась и бабушка Антонина Семёновна, и меркантильная директриса Таисия Кирилловна, и эксцентричная «русичка» Людмила Михайловна, и Тамара с собакой Лизой. Но в новых декорациях это всё выглядит как какая-то нелепая подделка, да и сами герои, что называется, уже не те. А то, что в кадре то и дело появляются «старые» дочки, вызывает какую-то невероятную тоску и грусть по ушедшим временам.
При этом взаимодействие Веника с девочками довольно милое. И сама идея того, что он свалил все обязанности по дому и воспитанию детей на Дашу и теперь ему приходится как будто заново узнавать своих дочерей и выстраивать с ними отношения, — здравая. Если бы новый сериал сконцентрировался только на этом, без участия героев оригинала, я бы закрыла глаза на некоторые сомнительные моменты и с удовольствием его смотрела по вечерам, просто чтобы расслабиться.