Любить
12 марта 2020

Спор: стоит ли менять фамилию после замужества?

Лёша и Света поженились почти год назад, но до сих пор не договорились насчёт Светиной фамилии. Читайте их аргументы и решайте, что вам ближе.

Редакция «Горящей избы»
Редакция «Горящей избы»
Женское издание обо всём.
спор
35

Есть такие вопросы, в которых многим парам приходится искать компромисс. Если партнёрам не удаётся понять позицию друг друга, обсуждение может вылиться в ссору. Мы придумали рубрику «Спор», чтобы показывать разные точки зрения на одну и ту же проблему. Герои рубрики — наши читатели. Смотрите, как у других.

Ситуация

Лёша и Света поженились почти год назад, но до сих пор не договорились насчёт Светиной фамилии. Всё не так, как вы подумали: Света очень хочет взять фамилию мужа, а Лёша против.

Что говорит Света

  • В России, когда люди слышат одну фамилию, то сразу понимают, что двое перед ними — муж и жена. Если же у жены осталась девичья фамилия, чаще всего думают, что люди ещё не женаты либо находятся в гражданском браке. К таким парам по сложившимся стереотипам относятся немного иначе, потому что они «не такие, как все», а значит, немного странные: «Может, она не уверена в этом браке, поэтому фамилию решила не менять?», «Не готова повозиться с документами даже — настолько ленивая?».
  • Когда у вас общая фамилия, ты чувствуешь единение с любимым человеком, ведь у вас помимо всего прочего есть ещё одно общее!
  • Ваши дети не будут спрашивать: «Мама, почему у всех мам такая же фамилия, как у детей, а у тебя нет? Я что, какой-то особенный?».
  • В школах и детских садах не нужно объяснять педагогам, чья ты мама. Это забота о них: страшно представить, сколько фамилий им приходится держать в голове. И главное — никого не перепутать, а то ведь ещё обидятся.
  • Могут быть сложности на границе. Если у вас осталась девичья фамилия и вы путешествуете за рубеж с детьми без мужа, то помимо загранпаспорта ребёнка с собой нужно брать его свидетельство о рождении. Кроме того, пограничники могут потребовать предъявить ваше свидетельство о браке. Другими словами, придётся доказывать, что дети ваши и вы их не похищали.
  • При въезде в отель, у нотариуса, при покупке тура (везде!) называть одну фамилию гораздо удобнее.
  • Не возникнет недопониманий при оформлении визы. Например, если вы летите в путешествие большой семьёй и у вашего брата фамилия такая же, как у вас, а у мужа — другая, скорее всего все подумают, что ваш брат и есть муж. Это может вызвать разные подозрения и сложности.
  • Ну и последний аргумент. Когда вы «уходите» из своей семьи и вступаете в брак, вы как бы прощаетесь со своим прошлым. Новая фамилия в этом случае — начало вашей новой жизни, теперь ответственность за себя несёте вы сами (и ваш муж), а не родители, как раньше.

Что говорит Лёша

  • Фамилия определяет человека. Я полюбил Свету, когда у неё была эта фамилия. С ней у меня связано много классных ассоциаций. Ощущение, что, взяв мою фамилию, Света потеряет часть своей индивидуальности, которая так для меня важна.
  • Как мне кажется, традиция действительно имела какой-то смысл в прошлом. Тогда жена действительно переходила в семью мужа. В целом семья была менее партнёрской. Сейчас многое изменилось.
  • Так сложилось, что в моей семье и мама, и бабушка не меняли фамилии после брака. Поэтому я точно не воспринимаю это как что-то обязательное.
  • Многое в жизни Светы связано с её фамилией: прозвище, электронная почта и многое другое — как это всё поменять?!
  • Это создаст путаницу. Одну женщину из моей семьи тоже зовут Светлана. Она взяла фамилию мужа, но девичья совпадает с моей. В телефоне она у меня забита со своей девичьей фамилией. Однажды она написала мне прямо в момент спора со Светой (женой) по поводу фамилии. На секунду задумался: может быть, Света уже всё сделала без моего согласия? :)

Чьи аргументы вам ближе? Пишите в комментариях!

Комментарии
Алексей Пономарь
12.03.20 12:15
Аргументы с обеих сторон довольно нехарактерные, обычно все наоборот :)
Марина Сорокина
12.03.20 12:34
То есть вопрос "какого черта у детей по-умолчанию фамилия отца?" не рассматривается принципиально?.. Смена фамилии женой понимается как какой-то маленький фактик, не связанный с многовековой дискриминацией женщин в обществе, а "ну так прост"? Да уж, аргументы на 5 баллов, конечно.
Александр Подкопаев
12.03.20 12:49 | изменено
Дискриминация женщин? Чтобы тебя дискриминировали нужно сначала стать человеком дорогая
N K
24.07.22 19:13
Что есть человек, Саня? Судя по всему, не ты))
Александр Аэрокон
12.03.20 12:52
То, что из-за ваших феминистских взглядов вы, скорее всего, не замужем и не меняли фамилию, не повод восклицать "какого черта у детей по-умолчанию фамилия отца?" А какая должна быть у ребёнка фамилия по умолчанию?Просто в большинстве стран, мужчина считается главой семейства, так как берёт ответственность обеспечивать и защищать свою семью. А если в вашей семье мужчиной будете вы, Марина, то пусть он берёт вашу фамилию.
N K
24.07.22 19:12
Вы так говорите, как будто быть незамужем - это что-то плохое)) вы-то сами, как вы говорите, обеспечиваете семью (то есть ваша жена не работает и доход семьи полностью на вас) или только в интернете п.здите?
Anna Belobrova
12.03.20 12:45
Я просто не хочу менять фамилию
Максим Гуменюк
12.03.20 12:51
Зачем они поженились, если год спорят про фамилию? Это надо было делать до свадьбы.Как говорится, надо сначал поклеить вместе обои, а потом решать создавать семью.
Наталья Копылова
12.03.20 12:51
Как краевед (у нас с мужем разные фамилии, мы в браке далеко не первый год), заверяю: людям наплевать, разные у вас фамилии или одна, если это не какая-нибудь мнительная пожилая родственница. Ни разу не было никаких проблем с покупкой тура, или заселением в отель, или с оформлением сделок у нотариуса. Потому что там, где это юридически необходимо, всё равно надо волочь свидетельство о браке - какой дурак поверит вам на слово, по одной фамилии. Знакомые нас зовут не по фамилии, а по именам (и это внезапный бонус). С другой стороны, мы поженились рано. И если бы я поменяла фамилию тогда, вряд ли бы столкнулась с какими-то неразрешимыми проблемами. Сложности бы были тем не менее. Про ответственность за себя с момента женитьбы странный аргумент. Если оба человека ещё не оторвались от мамкиной сиськи, стоит ли им вступать в брак. Обычно ответственность за себя каждый начинает нести гораздо раньше. Если уж рассматривать смену фамилии в этом смысле, выходит, что ответственность перекладывается на родителей мужа. Чтобы сепарироваться, надо уж тогда третью фамилию брать. В общем, на мой взгляд, аргументные аргументы - это хорошо. Но имя (и фамилия) человека, как и его тело, по большому счёту - его личное дело. У партнёра совещательный голос, но не решающий. Можно хоть Принцессой Консуэлой Банана Хэммок назваться - даже если ты муж.
Александр Аэрокон
12.03.20 12:58
Цитата "Лёши": "...Многое в жизни Светы связано с её фамилией: прозвище,..." - кличка жены повод не менять фамилию при замужестве? Вы это серьёзно?"Света уже всё сделала без моего согласия" - вот главная причина, почему "Лёша" взял фамилию жены!!!
Anastacia Moonlite
04.03.24 11:21
Вырываете из контекста. Не кличка причина, а все не относящиеся к документам опции. Другой вопрос, если ей самой не нравится своя фамилия и когда к ней так обращаются. Тогда действительно повод сменить, даже если не на мужа, то на фамилию матери, если ей так будет комфортнее.
Дмитрий Валуев
12.03.20 13:03
Лёша этот ваш какой-то странный. Пусть жена сама заботится о своей фамилии, если хочет-пусть меняет, это будет правильно и будет соответствовать традиции. А вот это наматывание соплей на кулак "как же она возьмёт мою фамилию, она от этого применяется и вообще надо будет ее в телефонной книжке переименовывать" звучит совсем уж инфантильно.
Татьяна Грановская
12.03.20 13:03
Я бы меняла только вместе с мужем, придумать свою собственную новую фамилию, новая семья новая фамилия.
Элина Винокурова
12.03.20 13:36
о, мне тоже нравится такой вариант:)
Настя Гольцер
12.03.20 13:18
Мы с мужем просто объединили фамилии через чёрточку и никаких проблем)
Andrei Tsarev
12.03.20 14:14
А не спорили чья фамилия будет первой стоять?😁️
Настя Гольцер
12.03.20 14:37
Нет, поставили его) Не смотря на развитие общества среднему мужчине без особых рефлексий по прежнему важно ощущать своё превосходство и я это ради мужа поддерживаю. Он у меня на заводе работает, мужики заклевать могут)
Antonia Rubtsova
12.03.20 17:50
Настя, а получается вам обоим пришлось менять документы?
Настя Гольцер
16.03.20 14:49
Да, пришлось обоим)
Andrei Tsarev
12.03.20 14:13
А кто сказал,что у ребёнка по умолчанию фамилия отца? На сколько я знаю фамилия может быть и матери.Далее про фамилии. Прикольный факт. У меня есть хорошие знакомые из Литвы по фамилии Марковы. Но по литовским обычаям,законам фамилии незамужних женщин оканчиваются на -те,а замужних на -не. Так вот,одна семья,но для российских пограничников у них были разные фамилии. Он-Марков,Она-Марковиене,Дочь-Марковайте. И каждый раз пока дочь была несовершеннолетней,им приходилось на границе объяснять,что они семья с одной фамилией. А вы говорите,нет проблем. И смех и грех.
Наталья Копылова
12.03.20 14:29 | изменено
Всегда было интересно. А вот дочь подрастает, с её фамилией что-то происходит? Типа, если она выйдет за условного Иванова, она станет Ивановиене, а если не сменит, останется со своей? Но уже её дочь будет Ивановайте? А если она - мать-одиночка, дочь будет Марковайтеайте? Или как это работает? А если сын, его фамилия не меняется?
Teodor BORDEI
12.03.20 15:19
У вас что забот других нету? Кто хочет, тот пусть меняет, а кто не хочет, пусть не меняет. Развели теорию! Никому не нужную.
Дмитрий С
12.03.20 15:27
Извините, что встреваю не по теме, но увидел заголовок, в котором соседствуют слова "девушка" и "замужество", и возник вопрос.А корректно ли замужнюю называть девушкой? Я всегда полагал, что замужем - значит, как бы помягче сказать, женщина.
Antonia Rubtsova
12.03.20 17:49
Девушка не перестаёт быть девушкой после штампа в паспорте :)
Дмитрий С
13.03.20 07:50
Тогда я вообще не понимаю, что такое девушка, а что такое женщина. Я полагал, что девушки — незамужние, а женщины — ну, считай, «жена». Но, видимо, мои представления неверны. Где тогда девушка, а где женщина? Судя по тому, что меня минуснули пару раз, девушек коробит, когда их называют женщинами. Получается, что ли, слово «женщина» — плохое? В художественной литературе, я хз, постоянно встречаю конструкции вроде «на пороге стояла молодая женщина лет двадцати пяти, с вежливым лицом и умными глазами». А на самом деле женщиной кого-то называть — плохо?
Настя Гольцер
16.03.20 14:53
Молодая женщина и есть девушка. Дальше оценки у всех разные. Это как молодой человек и мужчина. Думаю вас минуснули за "как бы помягче сказать". В слове женщина нет ничего плохого.
Liza Avstrievskaya
28.07.20 09:36
Мне не нравится когда меня называют женщиной, потому что сразу представляю себя старой. Лучше когда девушка.
Денис Маслов
12.03.20 16:32
Марина Никольская
12.03.20 17:02
До конца прослушала. Спасибо за трезвый взгляд.
Antonia Rubtsova
12.03.20 17:49
Круто знать, что у кого-то есть такая же проблема. Я тоже хочу взять фамилию мужа, а он не в восторге от этой идеи :D Он итальянец и тут так не принято ВООБЩЕ, к тому же менять документы двух стран — это то ещё удовольствие. Но я всё равно хочу.
Igor Yankin
30.07.20 12:23
Впервые в жизни я встану на сторону Ж, потому что М несёт дичь)
N K
24.07.22 19:15
Прогрессируете)))
Ekaterina Lunina
02.12.20 17:18
менять не собираюсь, думаю что это пережиток прошлого) «что люди скажут» вообще все равно. плюс люблю свою фамилию
Yana Ilchenko
30.07.21 23:29 | изменено
Менять или не менять фамилию - выбор каждого. У Светы хорошие доводы, а вот Леша приводит пару адекватных, а остальные выглядят, как будто он не хочет этого и ищет причины. Например то, что Свете нужно менять адрес электронной почты, про изменения в телефонной книге (бред). Надеюсь, что ситуация выдуманная.
Olga Usacheva
25.01.24 19:49
Я в разводе, не успела взять фамилию бывшего, но и к лучшему - быстро разбежались. Хотела я бы сменить фамилию при 2м браке? Да, если я выйду за иностранца. Во-первых, будучи, условно мадам Роша, мне будет проще влиться в новое общество и новую культуру, ну и просто это красиво и звучно. ))