Комментарии

Любовь — это остановить смерть или помочь прийти к ней? Обзор «Всё прошло хорошо» — фильма Франсуа Озона об эвтаназии

фильм все прошло хорошо франсуа озона

20 января в прокат вышел фильм — номинант Каннского кинофестиваля «Всё прошло хорошо» с Софи Марсо и Андре Дюссолье в главных ролях. Редактор Вика Анистратова посмотрела картину накануне премьеры и делится впечатлениями.

Сюжет фильма

Эммануэль — состоявшаяся писательница. Она замужем, обеспечена и, кажется, живёт неплохой жизнью. У героини есть сестра Паскаль, музыкантка, мать двоих детей, которая тоже вполне довольна судьбой. Однажды самый обычный рабочий день Эммануэль прерывает звонок: у её отца Андре случился инсульт. Женщина приезжает в больницу и находит его немощным, обездвиженным, практически лишённым возможности говорить и вести прежнюю жизнь. Эммануэль и Паскаль всеми силами стараются помочь отцу поправиться. Но как только к нему возвращается способность говорить, он просит Эммануэль помочь ему «покончить с этим».

Создание фильма и отзывы критиков

Фильм снят по одноимённой книге французской писательницы Эммануэль Бернхейм, где она рассказала историю о своём отце. Позже произведение предложили экранизировать. Писательница согласилась, но до премьеры не дожила — в 2017 году Эммануэль умерла от рака.

Режиссёром картины стал Франсуа Озон. Он получил международное признание благодаря фильмам «8 женщин» (2002) и «Бассейн» (2003). Озона считают одним из важнейших режиссёров «новой волны» французского кинематографа. 

«Всё прошло хорошо» стал первым фильмом, который я увидела у Франсуа Озона. Те, кто знакомы с творчеством режиссёра ближе, например кинокритик Антон Долин, утверждают, что новая работа стала лучшей и самой зрелой картиной в карьере французского режиссёра. На сайте Rot­ten Toma­toes рейтинг составляет 93%. 

Фильм представили на Каннском кинофестивале в 2021 году, и он получил номинацию на «Золотую пальмовую ветвь». Кроме сценария и режиссёрской работы, критики отметили хорошую игру Софи Марсо, которая сыграла Эммануэль Бернхейм, и Андре Дюссолье в роли её отца.

Каким получился фильм «Всё прошло хорошо»

Тягучий, но не затянутый

Первая мысль, которая возникла при просмотре: «Сразу видно, что это французское кино». Каждая сцена длится медленно, размеренно, с вниманием к деталям. Зритель словно смотрит на мир глазами персонажа. Если привыкнуть к этой тягучести, можно получить кайф, рассматривая детали, заботливо оставленные режиссёром.

К чему ещё предстоит привыкнуть в фильме, так это к ощущению недосказанности. Здесь никто не будет подробно объяснять взаимоотношения внутри семьи. Зрителю показывают наброски, а дальше уже приходится думать самому. Вроде бы у Эммануэль были натянутые отношения с отцом в детстве. Кажется, что и с сестрой у них не то чтобы идиллия. И у их родителей Андре и Клод всё непросто. Но вроде бы и всё хорошо. Приготовьтесь, что это чувство лёгкого недопонимания останется до титров.

Кадр из фильма «Всё прошло хорошо» Франсуа Озона
Кадр из фильма «Всё прошло хорошо»

Больше всего времени мне понадобилось, чтобы привыкнуть к «молчаливым» мыслям Софи Марсо. Популярное американское кино избаловало меня закадровым голосом персонажей. Тут этого можно даже не ждать. Когда отец попадает в больницу, Эммануэль невольно начинает вспоминать детство, обиды на отца и причины любить его. Перед нами взрослая дочь, собирающая воспоминания о семье, которая теперь, кажется, рассыпается. Сцены раздумий наполнены молчанием, а нам предлагают самим подобрать слова. Как по мне, хоть это и трудно для восприятия, но интереснее. Потому что каждый зритель может оказаться в ситуации главной героини, но мысли у него будут свои.

Как ни странно, жизнь в фильме протекает быстро: сюжет охватывает полгода жизни семьи Бернхейм, но зрителю показывают только самые важные фрагменты истории. Поэтому потерять нить повествования просто не успеваешь. Забавные и трагичные моменты чередуются между собой. В одной сцене Андре подшучивает над семейным адвокатом, заставляя дочерей хихикать. Щелчок — и Эммануэль уже пытается справиться со слезами после просьбы отца прибегнуть к эвтаназии.

Печальный, но оптимистичный

Фильм поднимает тяжёлую для многих тему: угасание и смерть родителей. Внезапная болезнь Андре вырывает Эммануэль из привычной жизни. За полгода ей приходится осознать, что теперь она — взрослая. Родители становятся беспомощными, уже им требуется забота и поддержка. А детям приходится искать опору за пределами родительского крыла: в братьях и сёстрах, партнёрах, спорте, еде. Эммануэль заботится об отце и параллельно учится принимать эту новую жизнь. В этом меня особенно тронула актёрская игра Софи Марсо. Ведь однажды такой опыт предстоит пройти мне и многим.

На примере семьи Бернхейм перед зрителем разворачивается моральная дилемма. Что хуже: отказать в помощи любимому человеку или согласиться практически собственноручно привести его к смерти? Хотя концовка у фильма одна, на этот вопрос не так легко дать однозначный ответ.

Отцу Эммануэль поначалу дают неутешительные прогнозы: он может потерять речь и больше никогда не встать на ноги. В такой ситуации неудивительно, что он просит дочь помочь «покончить с этим». Но со временем Андре восстанавливается. Он снова учится есть сам, к нему возвращается способность говорить. Мужчина живо интересуется искусством, любит вкусные блюда и мечтает поехать на концерт внука. Но ничего из этого не меняет его решения: герой просит об эвтаназии.

Когда об этом узнают другие, то восклицают: «Но ведь жизнь хороша!». Вот только остаётся ли она хорошей, когда человек перестаёт быть её хозяином? Андре даёт свой ответ. 

Кадр из фильма «Всё прошло хорошо» Франсуа Озона
Кадр из фильма «Всё прошло хорошо»

И хотя фильм поднимает тяжёлые темы, после просмотра остаётся ощущение оптимизма. Что бы ни случилось, жизнь продолжит идти своим чередом. Семья Бернхейм не идеальна, в их прошлом много конфликтов и маленьких трагедий. Но таковы практически все семьи, ведь никто не строит отношения в стерильной среде. Главное, что за пределами ссор всё равно находится место любви и принятию.

Стоит ли смотреть фильм «Всё прошло хорошо»

Картина оставляет много недосказанности и вопросов. Но в этом её прелесть — пусть зритель сам выберет идею, которая близка его сердцу. Персонажи неоднозначны, но не вызывают отторжения. Каждого можно понять. Словом, всё как в жизни. 

Но это тот момент, когда так и надо. Ведь фильм поднимает вопросы, которые задаёт сама жизнь: что именно придаёт ценность нашим дням, какую роль в судьбе играет семья и можно ли смириться с тем, что однажды самых близких не станет рядом.

Обложка: кадр из фильма «Всё прошло хорошо»

Выпускающий редактор «Горящей избы» и амбассадор саморазвития на диване. Пробую на себе методы личного развития. А ещё увлекаюсь историей моды, слежу за её новостями и веду телеграм-канал Алло, фэшон.

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.