Смотреть
26 марта 2021

В интернете с драматургиней и сценаристкой Ольгой Шиляевой

Ода TikTok и экскурс в феминизм.

Валерия Чебитько
Валерия Чебитько
Редакторка «Горящей избы»
Ольга Шиляева

Пьеса Ольги Шиляевой «28 дней» стала одним из главных событий в российской драматургии в 2018 году. Эту «трагедию менструального цикла» показали на фестивале «Любимовка», и она произвела фурор — как среди зрителей, так и среди критиков. Сейчас Ольга работает над новой постановкой и пишет сценарии к роликам «Кинопоиска» о кино, например, как снимают братья Коэн или историю космоса в кино. А ещё пробует себя в стендапе! Ольга поделилась с нами своими любимыми интернет-находками.

Телеграм-канал «Мама в телеграме»

Единственный телеграм-канал, в который я регулярно заглядываю. Там каждый день появляются одна-две поддерживающие фразы. Например, «как хорошо, что ты родилась». И как-то так получается, что эта фраза часто соответствует теме моего дня. Ещё мне нравится, что это именно телеграм-канал, потому что когда приходит оповещение, то невольно кажется, что сообщение адресовано лично тебе.

Документальный сериал The vow (2020)

Это документальный сериал об американской компании NXIVM, которая занималась тренингами личностного роста, а в итоге оказалась культом, где женщин принуждали к сексу, шантажировали и даже клеймили. Лидера этого культа в прошлом году осудили на 120 лет тюрьмы. В сериале подробно показаны методы, по которым строятся подобные сообщества (в ленте используется термин high control group).

Мне кажется, что его важно посмотреть всем, даже тем, кто думает «я никогда не попаду в секту». Потому что механизмы контроля, подчинения, эксплуатации других людей на самом деле универсальны. Мы все можем сталкиваться с ними и в семье, и на работе, и в школах, и в творческих группах. И знать о них не будет лишним.

Фильм «Ассистентка» (2019), режиссёрка Китти Грин

Это фильм об одном рабочем дне ассистентки крупного кинопродюсера. С невероятной убедительностью передана атмосфера компании, где сексизм и харассмент нормализованы. Я думаю, что свою реальность в этом фильме могут увидеть многие работающие женщины.

Ещё вот что хочу добавить: я начала смотреть этот фильм случайно, ничего не зная о нём. Но спустя минут двадцать у меня мелькнула мысль «это сняла женщина». Так и оказалось. Фильм сняла австралийская режиссёрка Китти Грин. Мне кажется, я почувствовала female gaze (женский взгляд) в каком-то другом угле зрения. Буквально в каких-то других ракурсах. Этот взгляд отличается от привычного, всё ещё превалирующего в кино male gaze (мужской взгляд).

Аккаунт @madelaineturner в TikTok

Мне очень нравится сама идея TikTok, потому что кажется, будто это возможность пережить изобретение кинематографа на своём личном опыте. По аналогии с биологией. Помните? Каждое живое существо в своём онтогенезе повторяет филогенез. То есть в своём индивидуальном развитии повторяет формы, пройденные его предками или его видом.

Кинематограф изобрели больше ста лет назад, а теперь любой человек со смартфоном в руке может пройти тот путь, что прошли первые кинематографисты. Можно снимать короткие смешные сценки, как делали братья Люмьер. «Политый поливальщик», например. Или придумывать первые спецэффекты с исчезновениями, перевоплощениями, как это делал Жорж Мельес.

Прелесть TikTok, конечно, в его ленте рекомендаций, алгоритмы достаточно точно схватывают, какой тип контента тебе нравится, и начинают показывать только его, поэтому совсем необязательно на кого-то подписываться.

Но я всё же подписалась на @madelaineturner — девушка снимает очень оригинальные мини-фильмы с собой в главной роли. И на @fredfredboi — пейзажные видео, которые хорошо передают определённую атмосферу, или, как чаще говорят в TikTok, — vibe.

Подкаст «Пропаганда феминизма»

Я редко слушаю подкасты, мне проще прочитать текст. Но не могу не упомянуть те, что делают мои подруги, потому что их мне действительно интересно слушать. Подкаст «Пропаганда феминизма» делает Анна Сидоревич с соавторкой Крис Гнездо. Если вы хотите больше узнать о феминизме, например, что такое женское письмо, зачем нужны феминитивы и прочие важные вещи, вам сюда. Кстати, в одном из выпусков я рассказываю всё, что узнала о ПМС, работая над пьесой «28 дней». Послушайте, уверена, что и вы узнаете что-то новое.

Подкаст «Богатырки на стрёме»

В подкасте «Богатырки на стрёме» Наташа Боренко с соавторкой Аней Осиповой занимаются литературными гендерными экспериментами. Они меняют гендеры персонажей классических текстов. Таким образом гендерные стереотипы становятся более очевидны. Это забавно и познавательно.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий