Планировали отправиться в долгожданный отпуск или на деловую встречу, но опоздали на самолёт? Это может стать обидным недоразумением, но не всё потеряно. Чтобы не запаниковать, держите в голове план действий на такой случай. Что именно можно предпринять, разбираемся в статье.
Если регистрация ещё не закончилась
По Правилам авиаперевозокПриказ Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» / Информационно-правовой портал «Гарант.ру» регистрация на рейс в аэропорту завершается за 40 минут до вылета. Если вы понимаете, что не успеваете пройти процедуру офлайн, можно воспользоваться услугой онлайн-регистрации на сайте авиакомпании — тогда не придётся тратить время на очереди у стойки.
Онлайн-регистрация закрывается за 40–60 минут до вылета, конкретное время можно уточнить на сайте перевозчика. При онлайн-регистрации можно выбрать формат посадочного талона: мобильный или печатный (распечатать документ нужно дома или в аэропорту в специальном терминале). При посадке на рейс покажите посадочный талон сотрудникам авиакомпании.
Если вы прошли регистрацию, но до вылета остаётся мало времени, вы можете воспользоваться платной услугой Fast Track. Она подразумевает, что сотрудник авиакомпании проведёт вас к посадке по выделенному коридору без очередей. Это ускорит прохождение досмотров, паспортного контроля и других формальностей.
Таким коридором чаще всего пользуются пассажиры бизнес-класса или участники VIP-программ перевозчиков. Услугу можно оформить на сайте или в мобильном приложении авиакомпании, а также на стойке представителя авиакомпании в аэропорту.
Обратите внимание: Fast Track предлагают не во всех аэропортах. Заранее уточните подробности и возможные ограничения. Например, для получения услуги в ДомодедовоFast Track / Московский аэропорт Домодедово необходимо прибыть за 1,5 часа до вылета.
Если воспользоваться онлайн-регистрацией по каким-то причинам не получилось, вы можете обратиться к сотруднику аэропорта, который регулирует движение очереди на стойке регистрации. Обычно сотрудники идут навстречу и помогают пройти процедуру без очереди, особенно если вы летите с детьми.
Помните, что, если вы зарегистрировались, сдали багаж, но не успели к выходу на посадку, ваш багаж снимут с рейса и досмотрят — этого требуютПриказ Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» / Информационно-правовой портал «Гарант.ру» правила безопасности.
Если регистрация закончилась
Главное — сохраняйте спокойствие и действуйте оперативно.
Самолёт ещё не взлетел
Если регистрация уже завершилась, но выход на посадку (гейт) ещё открыт, сотрудники могут пойти навстречу и зарегистрировать опаздывающего пассажира. Есть небольшой шанс улететь своим рейсом, особенно если у вас нет багажа, вы путешествуете один и гейт находится недалеко от стойки регистрации. Но такой исход — большая удача, а не правило. Сотрудники аэропорта вправе вам отказать.
Первым делом попробуйте договориться с сотрудниками аэропорта. Иллюстрация: recraft.ai / Горящая изба
Если зарегистрироваться на самолёт, пока он на земле, не удалось, свяжитесь с представителем перевозчика. Это можно сделать на стойке авиакомпании в аэропорту, по телефону горячей линии, по электронной почте или через соцсети. Важно принять меры как можно скорее, чтобы ваше опоздание на рейс не стало неявкой, из-за которой могут сгореть билеты на стыковочный и обратный рейс.
Связаться с авиакомпанией важно и для того, чтобы перевозчик подобрал вам оптимальный билет на следующий рейс — с минимальными потерями, если это осуществимо.
Самолёт улетел без вас
В этом случае также необходимо сразу оповестить авиакомпанию. Там вы получите актуальную информацию о возможностях обменять билет на новый и улететь другим рейсом. А ещё предупредите, что намерены воспользоваться обратным билетом (если он был).
Как вернуть билеты и получить компенсацию
Самые дешёвые тарифы не подразумевают возврат билетов. Если вы опоздали на самолёт, они сгорают сразу, как только фиксируется неявка пассажира на рейс. С более дорогими тарифовами условия, как правило, лояльнее и билеты можно обменять на другой рейс почти без доплат. У каждой авиакомпании свои условия — их лучше узнать заранее на сайте перевозчика.
Есть ряд уважительных причин, при которых можно получить компенсацию даже за невозвратные билеты. Эти причины ещё называют вынужденным отказом. Их список есть в Воздушном кодексе РФВоздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ, статья 108 «Прекращение по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира» / Информационно-правовой портал «Гарант.ру».
К таким причинам относятся:
- болезнь или смерть пассажира, члена его семьи или близкого родственника;
- существенная задержка отправления самолёта по вине авиакомпании;
- отмена рейса или овербукинг.
Любой из этих фактов понадобится подтвердить документально.
Невозвратные билеты тоже подлежат компенсации. Правда, вернуть смогут только сборы тех аэропортов, в которых вы не побывали по купленному билету. Всё дело в том, что основу стоимости билета составляютО формировании стоимости авиабилета / Федеральная антимонопольная служба два компонента: тариф и дополнительные сборы. При невылете тариф вам не компенсируют, а вот сборы могут вернуть. Для этого нужно составить досудебную претензию, приложить к ней билет и отметку аэропорта об опоздании на рейс, а затем направить документ в авиакомпанию.
Если опоздали на стыковочный рейс
Стыковочный рейс означает, что вы купили единый билет на все отрезки маршрута от пункта отправления до точки назначения. Он подразумевает, что авиакомпания предусмотрела риски и заложила достаточно времени, чтобы пассажиры добрались до промежуточного гейта. Однако бывают случаи, когда вылет задерживается и пассажиры не успевают на стыковочный рейс по вине перевозчика. Тогда авиакомпания должна пересадить вас на следующий рейс без каких-либо доплат.
Но если вы опоздали на стыковочный рейс по своей вине, например заблудились в здании аэропорта или потеряли счёт времени в дьюти-фри, придётся покупать новый билет. Также стоит предупредить авиакомпанию, что полетите обратным рейсом, чтобы билет на него не аннулировали.
Если опоздали на рейс с пересадкой
В этом случае действуют общие правила при опоздании на самолёт. Так как каждый перелёт по маршруту вы бронируете самостоятельно, как отдельный рейс, за форс-мажоры также отвечаете вы сами. Даже если опоздали на самолёт, потому что задержался предыдущий рейс, авиакомпания вам ничего не должна.
Как не опоздать на рейс
Универсальная рекомендация — приехать в аэропорт за несколько часов до вылета:
- за 2 часа — если планируете зарегистрироваться онлайн или путешествуете внутри страны;
- за 2–3 часа — если хотите регистрироваться офлайн в аэропорту или путешествие предполагает международные перелёты;
- за 4 часа — если путешествуете с питомцем или везёте крупногабаритный багаж.
Регистрируйтесь онлайн, если понимаете, что время поджимает, и заранее изучите расположение выходов на посадку в аэропорту. Это позволит сориентироваться на месте без лишней суеты.