Среди мужчин больше всего премий «Оскар» получил мультипликатор Уолт Дисней — 26 статуэток, четыре из которых он выиграл за один год. А вот среди женщин рекордсменкой стала не режиссёр и не актриса, а художница по костюмам Эдит Хэд. В её коллекции восемь «Оскаров»! Рассказываем, как учительница французского языка пробилась в Голливуд и стала одевать Элизабет Тейлор, Грейс Келли и Одри Хепбёрн.
Учительница и голливудский костюмер
Эдит Хэд родилась в 1897 году в городе Сан-Бернардино штата Калифорния. Её отец Макс Позенер эмигрировал в Штаты из Германии, мать Анна Леви родилась в Миссури в семье австрийца и баварки. Вскоре родители Хэд развелись, Леви второй раз вышла замуж за горного инженера Фрэнка Спейра. Из-за его работы семья часто переезжала.
В 1919 году Эдит окончила Калифорнийский университет в Беркли со степенью бакалавра гуманитарных наук. Через год она получила степень магистра по романским языкам в Стэндфордском университете. После учёбы Эдит Хэд преподавала французский язык в Голливудской школе для девочек. Её не устраивала зарплата, поэтому Хэд предложила вести также уроки искусства. Проблема была в том, что эту дисциплину сама Эдит лишь кратко изучала в старшей школе, да и рисовала девушка довольно посредственно. Чтобы исправить это, Эдит записалась на вечерние занятия в Художественный институт Отиса.
Вскоре Эдит надоело работать учителем. Она решила откликнуться на вакансию художника-эскизника для киностудии Paramount Pictures.
Мастерство рисования всё ещё не поддавалось Эдит. Чтобы получить должность, она «позаимствовала» EDITH HEAD, FASHION DESIGNER FOR THE MOVIES, DIES / The New York Times эскизы у однокурсников в классе рисования и выдала их за свои работы.
Главный художник по костюмам студии Говард Грир узнал об обмане, но всё равно взял Эдит на работу. Отчасти его впечатлила амбициозность Хэд. Но также ему оказались полезны её знания языка. «Мне кажется, единственная причина, по которой он нанял меня, заключалась в том, что я знала иностранные языки. Студия снимала свои версии зарубежных фильмов, и я оказалась единственной, кто мог легко разговаривать с иностранными звёздами» — говорила Edith Head / Costume Society Хэд.
Говард Грир стал не только начальником Эдит, но и наставником. Он научил её делать наброски, рассказал, как сюжет фильма влияет на одежду актёров. В 1927 году он ушёл из студии, чтобы открыть собственное дело. Место главного дизайнера по костюмам занял Трэвис Бэнтон. Эдит и у него многому научилась, наблюдая, как он работает с текстурами материалов. Тогда же ей дали небольшое повышение Designing Woman: Edith Head in Hollywood / National Portrait Galery : вместо костюмов для массовки Эдит поручили второстепенных персонажей.
Доктор платья
Обязанности Эдит Хэд постепенно расширялись. Причиной отчасти стал алкоголизм Трэвиса Бэнтона. Он часто опаздывал, а затем и вовсе начал прогуливать работу. В отсутствие начальника Эдит выполняла его часть работы. Тогда же она создала своё первое знаковое творение — платье-саронг из атласного крепа, которое носила актриса Дороти Ламур в фильме «Принцесса джунглей» 1936 года.
Здесь история расходится: сотрудники Paramount говорили Edith Head / Costume Society , что Эдит была верна Бэнтону и не раз прикрывала его прогулы. Но также ходили слухи, что она намеренно указывала руководству на алкоголизм дизайнера, чтобы занять его место. Так или иначе, Трэвис Бэнтон был досрочно освобождён от контракта в марте 1938 года. В Paramount так впечатлились тем, как Эдит руководила отделом в отсутствие Бэнтона, что назначили Edith Head / Costume Society её главным художником по костюмам. Эдит стала первой женщиной в Голливуде на столь высоком посту.
Эдит Хэд прославилась уникальным стилем работы. В отличие от многих художников-мужчин, она консультировалась со звёздами, для которых создавала костюмы. Актриса Мэй Уэст была известна в Голливуде взбалмошным характером. Она потребовала, чтобы её наряд для фильма «Она обошлась с ним нечестно» был свободным, но в то же время подчёркивал женственность. Хэд создала прекрасное сияющее вечернее платье с удлинённым шлейфом. Оно не только угодило актрисе, но и принесло успех фильму.
Эдит стала любимицей звёздных актрис 40-х и 50-х годов, таких как Бетт Дэвис, Грейс Келли, Элизабет Тейлор, Барбара Стэнвик. Из-за этого Paramount часто приходилось «одалживать» Эдит другим студиям по просьбе актрис, с которыми они работали.
После саронга Дороти Ламур следующим звёздным творением Эдит Хэд стало красное платье с норковой отделкой, которое она создала для Джинджер Роджерс и фильма «Леди в ночи» 1944 года. Это был один из самых дорогих нарядов киноиндустрии на тот момент. Особенно учитывая экономию, к которой призывали американцев во время Второй мировой войны. Платье было отделано тысячами разноцветных пайеток и стоило 35 тысяч долларов.
Хэд видела, какое оказывает влияние на моду, и старалась расширить его за пределы Голливуда. Она писала статьи для журнала Photoplay, где рассказывала о своих правилах стиля, создавала выкройки для Vogue. Эдит выпустила две книги: «Доктор платья» и «Как одеваться для успеха» (обе были переизданы в 2008 и 2011 годах). В 1948 году она стала постоянным гостем вечера Art Linkletter's House Part, где давала посетительницам практические советы о том, как одеваться. В конце 70-х Эдит Хэд даже попросили разработать WOMEN FIND FAVOR WITH COAST GUARD FASHION женскую униформу для береговой охраны США. Эдит считала это назначение важным событием в своей карьере.
Сама Эдит Хэд всегда одевалась очень просто: костюм-двойка, очки в толстой черепаховой оправе и безукоризненно уложенная чёлка. За строгий внешний вид на студии её называли «доктор».
Женщина с рекордными 8 «Оскарами» за лучшие костюмы
Эдит проработала в Paramount 43 года, после чего перешла в Universal Pictures. На тот момент Хэд уже исполнилось 70 лет, но она и не думала оставлять профессию, хотя Голливуд сильно изменился к этому моменту. Многие актрисы, с которыми работала Эдит, вышли на пенсию, менялось и студийное производство. Тогда Эдит обратила внимание на телевидение. Её последней работой стал фильм «Мертвецы не носят Prada» 1981 года. Хэд до последнего дня работала на студии и скончалась в 83 года от тяжёлого заболевания костного мозга — миелофиброза.
Эдит Хэд стала единственной художницей по костюмам, удостоенной личной звезды на «Аллее славы». Она была номинирована на премию «Оскар» 35 раз. Восемь раз она выигрывала номинацию и до сих пор остаётся Google Doodle celebrates Oscar award winning Hollywood costume designer Edith Head / Independent женщиной с самым большим количеством статуэток. Первую награду она получила в 1950 году за фильм «Наследница». А дальше в течение пяти лет она выигрывала номинацию с перерывом лишь в 1953 году. Оскароносными стали костюмы для фильмов «Всё о Еве», «Самсон и Далила», «Место под солнцем», «Римские каникулы», «Сабрина». Последние статуэтки Эдит Хэд получила в 1961 году за «Правду жизни» и в 1974-м за фильм «Афера».
Даже спустя десятилетия со дня смерти Эдит Хэд остаётся легендой Голливуда, а роскошные наряды, которые она создавала для фильмов киностудий, — воплощением его золотой эпохи.