Новости про новые экологические инициативы брендов появляются всё чаще, но эпоха устойчивой моды никак не наступает. Разбираемся, почему так происходит и как внести хотя бы небольшой вклад в рациональное использование ресурсов.
Искусствовед и историк моды Екатерина Васильева определяет устойчивую моду как «замедление темпов обращения стиля, переработку материалов, обращение к экологическому стандарту и этику потребления». То есть устойчивая мода напрямую связана с осознанным потреблением. Его приверженцы считают, что если люди научатся рационально использовать еду, воду, электричество и одежду, то экологическая ситуация на планете улучшится. Устойчивая мода противопоставляется «быстрой», при которой бренды выпускают новые коллекции несколько раз в сезон.
По мнению аналитического агентства Euromonitor International, осознанное потребление — значимый тренд прошлого года. В 2020 фокус сместился на этичное использование ресурсов и создание вещей из переработанного сырья. Timberland перерабатывает изношенную резину в крошку и делает подошву для ботинок. Nike выпускает кроссовки из переработанного «космического мусора». А совсем недавно Puma совместно с 3D-дизайнером Региной Турбиной создала коллекцию цифровой одежды, чтобы привлечь внимание к проблеме разумного потребления.
Кажется, что очень многие бренды прониклись идеей устойчивой моды. Но пока маркетинг привлекает внимание к единичным экологическим инициативам, производство одежды по-прежнему наносит природе заметный ущерб.
Как быстрая мода влияет на экологию
В 2019 журналистка BBC Стейси Дули исследовала влияние производства одежды на планету. В фильме «Грязные тайны мира моды» она утверждает, что эта индустрия занимает второе место в рейтинге самых загрязняющих промышленностей в мире после добычи угля.
Одним из последствий Дули называет обмеление Аральского моря. С 60-х годов для выращивания хлопка в Казахстане и Узбекистане регулярно брали воду из рек, впадающих в море. В результате площадь водоёма сократилась с 68 тыс. до 8 тыс. км², появились пустыня и песчаные бури.
Производство синтетических тканей вроде полиэстера или нейлона также влияет на изменение климата. Индустрия моды ежегодно выбрасывает в атмосферу 10% углерода. Для сравнения — авиаперевозки вырабатывают только 3%.
Некоторые бренды выпускают по 2–3 коллекции в неделю, а в целом индустрия создаёт 90 млн тонн текстильного мусора по всему миру ежегодно. Большинство вещей приходят в негодность в течение сезона: пальто из шерсти скатывается, а ремни из крокодильей кожи теряют привлекательность. Только в Москве ежегодно выбрасывают около 450 тыс. тонн отработавшего текстиля.
Процесс переработки в России пока развит слабо и коммерчески нерентабелен. Он требует большой подготовительной работы: сбор одежды из контейнеров, сортировка, снятие фурнитуры.
«Стоимость переработки текстиля включает все этапы, начиная от установки контейнера. Нам нужно поддерживать инфраструктуру сбора, осуществлять ежедневную логистику, сортировать и упаковывать поступающую одежду и только потом — перерабатывать. Поэтому весь цикл трансформации ветхого постельного белья в трикотажную тряпку обходится нам в 60 руб./кг. Продав сырьё, мы вернём от 3 до 25 руб./кг в зависимости от состава материала. Поэтому, чтобы продолжать наше дело, нам необходима ваша поддержка»
сообщение на сайте фонда переработки одежды «Второе дыхание»:
Без системы сбора, переработки и повторного использования текстиль оказывается на мусоросжигательном заводе или свалке. Натуральные ткани разлагаются 2–3 года, а синтетические — до двухсот лет. В течение этого времени они постепенно отравляют почву и грунтовые воды.
Согласно докладу организации Global Fashion Agenda, если оставить всё как есть, то уже к 2030 году мы начнём покупать на 63% больше, чем сейчас. Вместо 62 млн тонн одежды в год — 102 млн. Это значит, что экологические и этические проблемы моды лишь обострятся.
Как начать потреблять одежду осознанно
Мы можем внести свой небольшой вклад в улучшение глобальной экологической ситуации. Для начала можно попробовать придерживаться правила 4R: reduce, reuse, repair, recycle. То есть сокращать потребление, использовать повторно, чинить сломавшееся, сдавать на переработку. Многие принципы можно применить к своему гардеробу.
Провести ревизию всей одежды
Чтобы расхламить гардероб, достаточно нескольких коробок и простой сортировки: вещи для перешива, переработки, отдачи и обмена. Можно использовать метод Мари Кондо, систему «Флай леди» Марлы Силли или придумать что-то своё. Главное, чтобы остались только любимые и полезные вещи.
Отдать ненужное другим
Одежду в хорошем состоянии можно пожертвовать в детский дом, дом престарелых, благотворительный фонд или сдать её в комиссионку и секонд-хенд. Прежде чем везти одежду, позвоните или проверьте на сайте организации, какие вещи там принимают.
Обменяться
Организовать своп-вечеринку, чтобы обменяться вещами с друзьями или продать знакомым. Также можно спросить родственников или разместить объявление в тематической группе. Например, «Деньги не нужны» или на сайте «Вам отдам». Возможно, что платье, которое вы никогда не носили, — чья-то мечта.
Сдавать вещи на переработку
Вещи, которые потеряли презентабельный вид, можно сдать в Henderson или Uniqlo. А взамен получить скидку на новую покупку.
Подарить вторую жизнь
При небольшой фантазии или с помощью портного из ателье у дома можно перешить старую футболку или сделать шорты из юбки. Для вдохновения зайдите в аккаунт дизайнера Дэниела Сильверстейна: он запустил бренд Zero Waste Daniel и первую в мире линию одежды, которая на 100% сделана из текстильных обрезков.
Покупать новые вещи взвешенно
В устойчивом потреблении практикуют не только осознанное использование имеющихся ресурсов, но и рациональное приобретение новых. Концепция медленной моды сосредоточена на этичности, экологичности и устойчивости.
Поддерживать бренды с прозрачной моделью бизнеса
Хорошо, когда крупная компания открыто информирует клиентов о поставщиках и партнёрах, внедряет этичные и экологичные модели производства. Но иногда видимая экологичность компании — это лишь маркетинговый ход, чтобы увеличить продажи. Если есть сомнения в честности бренда, всегда можно спросить. «Все компании пользуются социальными сетями, пишите им в инстаграме* и призывайте к ответу», — советует Симоне Чиприани, глава организации Ethical Fashion Initiative, которая занимается развитием этичной моды под эгидой ООН.
Использовать локальные марки вашего города
Поддерживайте бренды, которые шьют модели штучно, тщательно подбирают ткани и тратят меньше ресурсов на логистику. А если нет, то это можно проверить, как советовал Чиприани.
Выбирать этичные материалы
Если хотите поддержать экологичную моду, откажитесь от натуральных меха и кожи. Из натуральных материалов выбирайте лён и переработанный хлопок: на их производство тратится меньше всего ресурсов. Чтобы оценить, как ваши личные покупки влияют на планету, можно использовать калькулятор Farfetch.
Брать дорогие вещи в аренду
Если нужен наряд для крупного события на один-два раза, то можно взять его на время, а не покупать. Заодно в гардеробе перестанут накапливаться коктейльные платья, которые некуда надеть.
🌸Читайте также
7 инстаграм*-магазинов нижнего белья, которые шьют по меркам
5 свадебных нарядов, которые не будут потом пылиться в шкафу
Как навести порядок в гардеробе раз и навсегда: метод Мари Кондо
Обложка: Morning Brew / Unsplash
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий