Комментарии

Как приобщиться к осознанному потреблению одежды и почему это важно

осознаное потребление

Новости про новые экологические инициативы брендов появляются всё чаще, но эпоха устойчивой моды никак не наступает. Разбираемся, почему так происходит и как внести хотя бы небольшой вклад в рациональное использование ресурсов.

Искусствовед и историк моды Екатерина Васильева определяет устойчивую моду как «замедление темпов обращения стиля, переработку материалов, обращение к экологическому стандарту и этику потребления». То есть устойчивая мода напрямую связана с осознанным потреблением. Его приверженцы считают, что если люди научатся рационально использовать еду, воду, электричество и одежду, то экологическая ситуация на планете улучшится. Устойчивая мода противопоставляется «быстрой», при которой бренды выпускают новые коллекции несколько раз в сезон. 

По мнению аналитического агентства Euromon­i­tor Inter­na­tion­al, осознанное потребление — значимый тренд прошлого года. В 2020 фокус сместился на этичное использование ресурсов и создание вещей из переработанного сырья. Tim­ber­land перерабатывает изношенную резину в крошку и  делает подошву для ботинок. Nike выпускает кроссовки из переработанного «космического мусора». А совсем недавно Puma совместно с 3D-дизайнером Региной Турбиной создала коллекцию цифровой одежды, чтобы привлечь внимание к проблеме разумного потребления.

Кажется, что очень многие бренды прониклись идеей устойчивой моды. Но пока маркетинг привлекает внимание к единичным экологическим инициативам, производство одежды по-прежнему наносит природе заметный ущерб. 

Как быстрая мода влияет на экологию

В 2019 журналистка BBC Стейси Дули исследовала влияние производства одежды на планету. В фильме «Грязные тайны мира моды» она утверждает, что эта индустрия занимает второе место в рейтинге самых загрязняющих промышленностей в мире после добычи угля.

Одним из последствий Дули называет обмеление Аральского моря. С 60‑х годов для выращивания хлопка в Казахстане и Узбекистане регулярно брали воду из рек, впадающих в море. В результате площадь водоёма сократилась с 68 тыс. до 8 тыс. км², появились пустыня и песчаные бури.

Производство синтетических тканей вроде полиэстера или нейлона также влияет на изменение климата. Индустрия моды ежегодно выбрасывает в атмосферу 10% углерода. Для сравнения — авиаперевозки вырабатывают только 3%.

Некоторые бренды выпускают по 2–3 коллекции в неделю, а в целом индустрия создаёт 90 млн тонн текстильного мусора по всему миру ежегодно. Большинство вещей приходят в негодность в течение сезона: пальто из шерсти скатывается, а ремни из крокодильей кожи теряют привлекательность. Только в Москве ежегодно выбрасывают около 450 тыс. тонн отработавшего текстиля.

Процесс переработки в России пока развит слабо и коммерчески нерентабелен. Он требует большой подготовительной работы: сбор одежды из контейнеров, сортировка, снятие фурнитуры. 

«Стоимость переработки текстиля включает все этапы, начиная от установки контейнера. Нам нужно поддерживать инфраструктуру сбора, осуществлять ежедневную логистику, сортировать и упаковывать поступающую одежду и только потом — перерабатывать. Поэтому весь цикл трансформации ветхого постельного белья в трикотажную тряпку обходится нам в 60 руб./кг. Продав сырьё, мы вернём от 3 до 25 руб./кг в зависимости от состава материала. Поэтому, чтобы продолжать наше дело, нам необходима ваша поддержка»

сообщение на сайте фонда переработки одежды «Второе дыхание»:

Без системы сбора, переработки и повторного использования текстиль оказывается на мусоросжигательном заводе или свалке. Натуральные ткани разлагаются 2–3 года, а синтетические — до двухсот лет. В течение этого времени они постепенно отравляют почву и грунтовые воды.

Согласно докладу организации Glob­al Fash­ion Agen­da, если оставить всё как есть, то уже к 2030 году мы начнём покупать на 63% больше, чем сейчас. Вместо 62 млн тонн одежды в год — 102 млн. Это значит, что экологические и этические проблемы моды лишь обострятся.

Как начать потреблять одежду осознанно

Мы можем внести свой небольшой вклад в улучшение глобальной экологической ситуации. Для начала можно попробовать придерживаться правила 4R: reduce, reuse, repair, recy­cle. То есть сокращать потребление, использовать повторно, чинить сломавшееся, сдавать на переработку. Многие принципы можно применить к своему гардеробу.

Провести ревизию всей одежды

Чтобы расхламить гардероб, достаточно нескольких коробок и простой сортировки: вещи для перешива, переработки, отдачи и обмена. Можно использовать метод Мари Кондо, систему «Флай леди» Марлы Силли или придумать что-то своё. Главное, чтобы остались только любимые и полезные вещи.

Отдать ненужное другим

Одежду в хорошем состоянии можно пожертвовать в детский дом, дом престарелых, благотворительный фонд или сдать её в комиссионку и секонд-хенд. Прежде чем везти одежду, позвоните или проверьте на сайте организации, какие вещи там принимают. 

Обменяться

Организовать своп-вечеринку, чтобы обменяться вещами с друзьями или продать знакомым. Также можно спросить родственников или разместить объявление в тематической группе. Например, «Деньги не нужны» или на сайте «Вам отдам». Возможно, что платье, которое вы никогда не носили, — чья-то мечта.

Сдавать вещи на переработку

Вещи, которые потеряли презентабельный вид, можно сдать в Hen­der­son или Uniq­lo. А взамен получить скидку на новую покупку.

Подарить вторую жизнь

При небольшой фантазии или с помощью портного из ателье у дома можно перешить старую футболку или сделать шорты из юбки. Для вдохновения зайдите в аккаунт дизайнера Дэниела Сильверстейна: он запустил бренд Zero Waste Daniel и первую в мире линию одежды, которая на 100% сделана из текстильных обрезков.

View this post on Instagram

I’m not wealthy but I am an artist and a design­er. I have a sewing machine, a skill, and some Insta­gram fol­low­ers — so, I made this jack­et and I want to use it to con­tribute to mak­ing pos­i­tive change. I’ve set up a dona­tion page. You can find it in my bio. Next week on Fri­day, I’ll give 100% of our dol­lars raised to @colorofchange, the nations largest online racial jus­tice orga­ni­za­tion. Col­or of Change works to chal­lenge injus­tice, hold cor­po­rate and polit­i­cal lead­ers account­able, com­mis­sion research on sys­tems of inequal­i­ty and advance sys­tems for racial jus­tice. This is an orga­ni­za­tion that is bring­ing about the kind of change that I want to see in the world and I want to help fund them. — Insta­gram says that there are 65 thou­sand peo­ple fol­low­ing me here. What if we each added one dol­lar? That would be 65 thou­sand dol­lars. What if half of us gave 2 dol­lars each? What is a fifth of us gave five dol­lars each? That kind of sup­port is how change and sweep­ing reform works. The more peo­ple that mobi­lize — the eas­i­er it is to make big moves. We all have dif­fer­ent assets to con­tribute: infor­ma­tion, mon­ey, time, pow­er, priv­i­lege, a voice, a skill. This is one thing I can do right now with what I have — what do you have that you can mobi­lize? Can you donate a dol­lar? Can you spread the word to some­one who can? For every dol­lar you donate, I’ll give you one raf­fle tick­et to win this jack­et as my thank you for your con­tri­bu­tion and when we send in our dona­tion next week, I’ll announce the recip­i­ent of the jack­et as well. One dol­lar is the entry point to con­tribute but by no means the cap. This is not all that I can do, but this is one thing I can do right now.

A post shared by zero waste daniel (@zerowastedaniel) on

Покупать новые вещи взвешенно

В устойчивом потреблении практикуют не только осознанное использование имеющихся ресурсов, но и рациональное приобретение новых. Концепция медленной моды сосредоточена на этичности, экологичности и устойчивости. 

Поддерживать бренды с прозрачной моделью бизнеса

Хорошо, когда крупная компания открыто информирует клиентов о поставщиках и партнёрах, внедряет этичные и экологичные модели производства. Но иногда видимая экологичность компании — это лишь маркетинговый ход, чтобы увеличить продажи. Если есть сомнения в честности бренда, всегда можно спросить. «Все компании пользуются социальными сетями, пишите им в инстаграме и призывайте к ответу», — советует Симоне Чиприани, глава организации Eth­i­cal Fash­ion Ini­tia­tive, которая занимается развитием этичной моды под эгидой ООН.

Использовать локальные марки вашего города

Поддерживайте бренды, которые шьют модели штучно, тщательно подбирают ткани и тратят меньше ресурсов на логистику. А если нет, то это можно проверить, как советовал Чиприани.

Выбирать этичные материалы

Если хотите поддержать экологичную моду, откажитесь от натуральных меха и кожи. Из натуральных материалов выбирайте лён и переработанный хлопок: на их производство тратится меньше всего ресурсов. Чтобы оценить, как ваши личные покупки влияют на планету, можно использовать калькулятор Far­fetch.

Брать дорогие вещи в аренду

Если нужен наряд для крупного события на один-два раза, то можно взять его на время, а не покупать. Заодно в гардеробе перестанут накапливаться коктейльные платья, которые некуда надеть.

Обложка: Morn­ing Brew / Unsplash

Контент-маркетолог в трудовой, писатель в душе. Влюблена в осознанную жизнь, порядок, этику и экологию. С радостью двигаю все это в массы и, как Максим Горький, верю, что человек может все.

Авторизуйтесь

Для возможности добавлять комментарии

Авторизуясь, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения ➝ и политикой обработки персональных данных ➝

Ошибка соединения с сервером.