Галина Кушнарева — бизнес-тренер и спикер. Виктория Шиманская — доктор психологии и преподаватель. Вдвоём они написали книгу «И что?» о том, как находить выход из сложных психологических ситуаций. Одна из них — тяжёлая потеря. В такие моменты хочется понять, почему это произошло именно с нами. Авторы помогают найти ответ. Мы публикуем отрывок из книги «Жизнь несправедлива».
Наверное, у всех бывали дни, когда всё не так. Всё через одно место. Так вот, бывают целые жизни, глядя на которые тоже думаешь: что же это такое? Почему с этим человеком постоянно происходит всякая жуткая жуть?
Если верить в карму, то все эти несправедливости имеют хоть какой-то смысл. Мол, напортачил в прошлой жизни — «получи, фашист, гранату». Но и тем, кто не верит, стоило бы тоже выработать какое-то приемлемое отношение ко всем этим несправедливостям. Мы предлагаем несколько оптимистичных установок.
«Мы все умрём»
Нет, мы не смеёмся сейчас. Мы констатируем факт. И мы, и те, кто будет после нас, и наши дети, и внуки, и внуки наших детей — мы все умрём. И это нормальный ход событий. Смерть — великий уравнитель. Великий завершитель. Она прекращает страдания. Подводит итог всем нашим достижениям. Освобождает от оков реальности. Учит ценить жизнь.
Смерть показывает хрупкость и мимолётность существования. Подталкивает к тому, чтобы мы наконец начали ценить каждое мгновение жизни.
Ценить наших близких, не собачиться по пустякам. Радоваться тому, что есть. Улыбаться солнечным лучам, прохладному утру, скрипучему снегу, хорошей музыке. Ценить того, кто ночует сегодня рядом с нами. Наличие смерти придаёт большую ценность жизни. Смерть — это естественная, необходимая её часть.
Опять же, поскольку неизвестно, что там, за пределом, мы можем выбрать любое отношение к смерти. Например, Эйнштейн, когда умер его близкий друг в Цюрихе, записал в своём дневнике: «Смерть для нас, физиков, ничего не значит. Ты ушёл первым, я уйду за тобою. Прошлое, настоящее и будущее — это лишь навязчивая иллюзия».
В нашем обществе вообще не принято говорить о смерти. Я помню, какое сильное впечатление на меня произвела повесть «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого. Или предисловие Карла Юнга к тибетской книге мёртвых «Бардо Тодол». Всё потому, что никто в моём окружении не говорил о смерти. Не учил меня, как к ней стоит относиться, как быть готовой к этому.
Я помню, как на одном интервью примерно семь лет назад меня спросили об отношении к смерти. И я ответила тогда, что совершенно её не боюсь.
И в этом не было пафоса, желания эпатировать или удивить публику. Скорее, это было осознание внутренней свободы.
Я вспоминаю слова Стива Джобса: «Если вы каждый день живёте так, как будто он последний, когда-нибудь вы окажетесь правы».
Нет, я не живу каждый день как последний, такой возможности просто нет. Но мысль о том, что завтра тебя может не быть (мало ли что случится: самолёт не сядет, машина собьёт), не вызывает тревоги и страха. Да, остаются переживания о детях, но о себе их нет.
Думаю, это уже следующий уровень принятия себя — принятие факта собственной смертности. Это осознание добавляет ценности моментам здесь и сейчас.
Важно, чтобы жизнь была не просто закончена, а имела некую логическую завершённость. Это уже вопрос понимания человеком своего предназначения. Если оно есть, то страх смерти отступает.
В основном люди ведут себя так, будто смерть — это некая лотерея и есть вероятность выиграть, то есть по счастливой случайности избежать собственного ухода. Как будто умирают только какие-то редкие, особо невезучие или плохие люди. Но смерть всегда рядом.
Это не какое-то отдельно стоящее от жизни зло. Это часть процесса, часть жизни абсолютно каждого. Её не надо бояться, её надо знать и ценить. И поскольку вы с ней точно встретитесь, имеет смысл быть готовыми.
Когда человек умирает, чаще всего нам страшно не за него, а за себя. Мы привыкли к определённому порядку вещей, и теперь он необратимо нарушен. Как жить дальше? Вот самый важный вопрос. И ответ находится прямо в нём: жить дальше. Живите!
Цените жизнь. Теперь у вас есть опыт, а значит, вы больше многих других понимаете, насколько важно не разбрасываться временем, не ссориться по глупым поводам, не превышать скорость на дороге, не делать глупостей ради минутного адреналина. После встречи со смертью близкого вы стали в сто раз сильнее и, надеемся, умнее.
🥀 Что делать, когда слишком тяжело
Это не «просто животное». Как пережить смерть домашнего питомца
«Жизнь несправедлива»
Вторая оптимистическая установка звучит так: «Жизнь несправедлива».
Не то чтобы она была намеренно несправедлива. На наш взгляд, она находится за пределами моральных установок. Жизнь — она просто есть. И это очень странно, и волшебно, и умопомрачительно. Когда начинают считать вероятность возникновения жизни на Земле, она получается совершенно мизерной. А жизнь всё равно есть.
Это чудо. Быть на Земле человеком — это уникальная возможность получить самую широкую гамму разных удивительных опытов и впечатлений. От состояния крайнего отчаяния до запредельного блаженства. Всё это умещается в жизни почти каждого человека, причём много раз.
«Жизнь бессмысленна»
Для полноты картины можно добавить, что «жизнь бессмысленна».
Не в том значении, что она хаос и зло и «давайте вместе все умрём», а в том, что заранее заданного определённого смысла у неё нет.
Смысл жизни — в самом процессе жизни. Она будет наполнена именно теми смыслами, которые вы сумеете в неё вложить.
Кто-то находит смысл в любви, кто-то — в служении, творчестве, работе, пинании футбольного мяча, движениях пальцами по клавишам пианино, любовных экзерсисах, повышении своей значимости и статусности, доминировании и насилии, зарабатывании большого количества денег, страдании, самобичевании, жертвенности, праздности и удовольствиях. На что хватает воображения, тем мы жизнь и заполняем. В ней есть место всему: и чудовищному, и прекрасному. Вопрос только, к чему вас больше тянет. Какой опыт вы выбираете прожить. Насколько ответственно относитесь к выбору своего смысла жизни.
Станислав Гроф в своей книге «Космическая игра» пишет следующее: «Конфликт между добром и злом во всех сферах и на всех уровнях бытия служит неистощимым источником множества захватывающих историй». Процесс созидания, упорядочения, разрушения и снова созидания бесконечен. «Однажды ученик спросил Рамакришну: „Свамиджи, для чего в мире существует зло?“ Немного подумав, Рамакришна кратко ответил: „Чтобы жить было интереснее“». Такой ответ может показаться циничным, но если взглянуть на природу вещей и наш собственный опыт познания, то можно заметить следующее. Мы познаём любую сущность, сравнивая её с противоположностью, с тем, чем она не является. Чтобы понять, что есть добро, нам нужно пережить опыт «недобра». И это плавно подводит нас к заключительному оптимистичному утверждению.
«Зло необходимо»
Когда у меня случился выкидыш, моя подруга спросила: «Подумай, что хорошего ты можешь взять из этой ситуации? Что это тебе даёт?» Первой моей мыслью было: «Дать бы тебе сейчас в морду!» Что за идиотский вопрос? Ничего в этом хорошего нет. Мы хотели этого ребёнка. Мы его планировали, ждали, и вот всё рухнуло.
Но вопрос остался, начал жить собственной жизнью и в конце концов обрёл ответ. Не универсальный вселенский ответ, а локальный, но очень для меня значимый. Когда я переживаю несчастье, у меня появляется опыт. Теперь я могу понять тех, кто пережил подобное, и быть полезной для тех, кого способна предупредить об угрозе.
Когда я разговариваю с женщинами, пережившими сексуальное насилие, побои, мучительный развод или потерю ребёнка, то понимаю, что у них есть опыт. Они его не хотели и не выбирали. Но он уже есть.
Опра Уинфри говорила, что не события делают нас теми, кто мы есть, а наши отношение, выводы, решения, которые мы принимаем на основании этих событий. Ваш опыт — это вы.