Знать
7 августа 2022

Как люди Средневековья занимались сексом и строили семью. Отрывок из книги «Средневековая Франция»

Зачем молодожёнов осыпали зерном и почему считалось, что произвести жизнь может только мужчина.

Редакция «Горящей избы»
Редакция «Горящей избы»
Женское издание обо всём.
Средневековая Франция книга

Мари-Анн Поло де Болье — французский историк, исследовательница и преподавательница. В книге «Средневековая Франция», опубликованной издательством «Эксмо-АСТ», она рассказывает, как жили люди той эпохи: как развлекались, прихорашивались, занимались искусством, образованием и, конечно, как создавали семью. Писательница объяснила, зачем молодожёнов осыпали зерном и почему считалось, что произвести жизнь может только мужчина. Мы публикуем отрывок из главы «Частная жизнь».

Половая жизнь

Церковь и общество разрабатывают свод строгих правил, которым подчиняется половая жизнь людей эпохи Средневековья. В настоящее время мы можем судить о ней в основном по трудам отцов Церкви, которые сознательно отказываются от плотских удовольствий. Однако эта деликатная тема не раз поднимается в куртуазных романах и рисунках той эпохи. В поучительных новеллах фаблио разговор о половой жизни зачастую приобретает комическую или вовсе непристойную направленность, что затрудняет их современную интерпретацию, так как очевидно, что речь ид`т о чём-то воображаемом.

Христианская нравственная доктрина наследует многие черты древнегреческой и древнеримской цивилизации в плане философии, медицины и отношения к человеку. Труд Авиценны «Канон врачебной науки» (Canon) становится основой средневековой медицинской теории о половой жизни и рождении детей. В частности, в нм утверждается, что мужское семя является наиболее чистым экстрактом крови — это «сама жизнь в жидком виде». При этом считается, что за его выработку отвечает головной мозг и шейный отдел позвоночника. Половой акт признатся чрезвычайно полезным для организма — его благотворное влияние приравнивается к двум кровопусканиям. Также Авиценна пишет о том, что мужчина должен беречь свою семенную жидкость, так как частые половые акты сокращают жизнь, расслабляют организм и плохо влияют на мозг. Мужчина должен останавливать женщину, которая более подвержена сексуальному желанию, так как руководствуется инстинктом продолжения рода.

По поводу оплодотворения существует два противоположных мнения: древнеримский медик Гален утверждает, что для него необходимо семя обоих родителей, тогда как Аристотель считает, что для рождения новой жизни нужна лишь мужская семенная жидкость.

С другой стороны, христианство заимствует из иудаизма идею о том, что святость несовместима с половой жизнью, которая считается чем-то непристойным: те, кто связывает свою жизнь с религией, обязаны отказаться от плотских утех. Данная традиция поддерживается Церковью вплоть до конца XII в. — подтверждение этому можно найти во многих религиозных текстах, посвящённых этой деликатной теме. Священнослужители также неразрывно связывают половую жизнь с грехом и моральным падением человека. Сохранение невинности признаётся наиболее достойным поведением женщины, благодаря чему она уподобляется высшим существам (ангелам). Церковь допускает лишь половой акт между супругами и исключительно с целью продолжения рода. Но и здесь она устанавливает строгие правила: заниматься любовью следует только в ночное время, в случаях? когда данное желание изъявляет мужчина, и, наконец, лишь в позах, подобающих человеку, во избежание появления на свет детей-уродов. Считается, что те же последствия могут иметь и половые акты, осуществлённые в запрещённые Церковью периоды: изначально они составляют более 250 дней в году, но с XI в. их число сокращается.

Тем не менее половая жизнь во время поста, а также во время беременности женщины и действия наложенных на неё религиозных санкций по-прежнему не разрешена. Единственным способом контроля рождаемости становится умеренность супругов, так как преждевременное прерывание полового акта считается ненормальной и противоестественной практикой и, следовательно, приравнивается к греху. В XIII в. наблюдается некоторое смягчение церковных правил в этой области, которые становятся ещё менее строгими в XIV в. после спада рождаемости, вызванного социальными потрясениями и эпидемией чумы.

К представителям Церкви приходит понимание, что восстановить население Европы куда важнее, чем обеспечить всем пропуск в рай.

Обращение холостого мужчины к услугам дам лёгкого поведения больше не считается грехом. Половая жизнь супругов признаётся необходимой для укрепления брака. В частности, жена, муж которой страдает от полового бессилия, может официально обратиться в суд и расторгнуть брак — данное право гарантирует соответствующая статья из «Декрета Грациана» (Décret de Gratien), сопровождаемая характерной иллюстрацией.

Если умеренная половая жизнь супругов, неизбежная для продолжения рода, а вместе с ней и получаемое ими удовольствие больше не осуждаются Церковью, то рукоблудие и гомосексуальность, напротив, считаются страшными грехами. Более того, врагов и изгоев общества (еретиков, сарацин, евреев и прокажённых) обвиняют в ужасных сексуальных отклонениях. Поэтому страшно подумать, каким пыткам могли подвергнуть своих пленников герой рыцарских романов Ивэйн (предводитель прокажённых) и его сообщники.

Кроме всех этих религиозных правил и запретов, те средневековые источники, в которых мы можем найти подробности половой жизни людей той эпохи, рисуют нам следующую картину — мужчина в Средние века имеет право предаваться чувственным удовольствиям, а женщина должна оставаться образцом верности и скромности. До XI в. в знатных семьях нередки близкородственные отношения, разводы из-за бесплодия супруги, измены и внебрачное сожительство, а также отказ от венчания при заключении брака. Григорианская реформа ставит своей целью закрепление христианской модели брака (который начиная с XIII в. невозможно заключить без таинства венчания) и борьбу с внебрачным сожительством священнослужителей.

Победа григорианцев оста`тся неполной: представители Церкви, уличённые в таком сожительстве, не подвергаются никакому наказанию со стороны епископа, за исключением случаев возникновения скандала. Христианская модель брака понемногу принимается обществом, но не без нарушений правил, с которыми Церковь не в силах справиться. Ей приходится освящать вторые и даже третьи браки, так как в конце Средневековья средняя продолжительность семейных отношений представителей аристократии не превышает 10–15 лет. Это происходит в основном из-за низкой продолжительности жизни.

Проблемы, касающиеся супружеской неверности, вскоре перестают относиться к юрисдикции Церкви и часто решаются либо с помощью кровной мести, либо посредством жестокого народного суда (любовников раздевают догола и прогоняют по всей деревне).

В XIII–XIV вв. юристы, занимающиеся гражданским правом, считают сожительство неофициальным браком. На проституцию зачастую просто закрывают глаза. Наконец, большая разница в возрасте между молодожёнами — девушка 14-15 лет нередко выходит замуж за гораздо более зрелого мужчину — перестаёт являться чем-то постыдным.

Обязательство обзавестись потомством, непременно связанное с христианской моделью брака, находит своё отражение в появившейся в XIII в. свадебной традиции обсыпания жениха и невесты зерном (при этом гости обычно кричат «больше, больше!»), а также в нередком публичном осмеянии пар, не имеющих детей. Тем не менее женщины уже прибегают к искусственному прерыванию беременности (которое осуществляется с помощью различных трав, снадобий и умерщвления плода), более распространённому в городах, чем в сельской местности.

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий