На Disney+ вышел сериал «Перси Джексон и Олимпийцы», в основе которого лежат книги американского писателя Рика Риордана. История двенадцатилетнего Перси, который узнаёт, что он — сын посейдона. Книги уже экранизировали в 2010 году, но фильм не понравился ни зрителям, ни критикам. А вот сериал стартовал неплохо и имеет все шансы стать долгоиграющим проектом.
Кто такой Перси Джексон
Перси Джексон — главный герой фэнтезийного книжного цикла «Перси Джексон и Олимпийцы», который написал американский писатель Рик Риордан. Первая книга серии «Перси Джексон и похититель молний» вышла в 2005 году. Она рассказывает о школьнике по имени Перси. Ему двенадцать, он живёт в Нью-Йорке вместе с мамой и отчимом и сам себя называет трудным ребёнком. Перси страдает дислексией и СДВГ, не ладит с одноклассниками и вообще считает свою жизнь довольно жалкой. Всё меняется после школьной экскурсии в Метрополитен-музей — привычный мир Перси переворачивается с ног на голову. Он попадает в Лагерь Полукровок, узнаёт, что его лучший друг — сатир, любимый учитель истории — кентавр, а он сам — сын Посейдона. Оказывается, необычные существа, о которых он раньше читал лишь в древнегреческих мифах, на самом деле существуют и большинство из них почему-то уверено, что он украл молнии у самого Зевса.
Критики хвалили книгу за остроумие и лёгкость повествования. Многим понравилось, как Риордан построил сюжет, превратив его в захватывающее приключение и удивив читателей неожиданным поворотом в конце. И конечно, отмечали, как органично ему удалось вписать древнегреческие мифы в мир XXI века. В 2007 году книга «Перси Джексон и похититель молний» заняла девятое место в списке детских бестселлеров New-York Times.
Как книги о Перси Джексоне стали экранизацией
До выхода цикла о Перси Риордан был уже состоявшимся писателем. Только не детской литературы, а детективов. Его серия Tres Navarres о частном детективе, расследующем преступления в Техасе, стартовавшая в 1997 году, получила несколько престижных книжных премий. Возможно, поэтому студия 20th Century Fox приобрела права на экранизацию Перси Джексона в 2004 году — за год до того, как первая книга увидела свет.
Режиссировать картину позвали Криса Коламбуса — человека, знающего толк в экранизации книг о необычных мальчиках. Он снимал первые два фильм про Гарри Поттера. На роль Перси утвердили Логана Лермана, успевшего зарекомендовать себя в драматическом сериале «Джек и Бобби». Зевса сыграл Шон Бин, кентавра Хирона — Пирс Броснан, а Медузу Горгону — Ума Турман. Казалось бы, с таким актёрским составом, режиссёром и хорошим литературным первоисточником успех экранизации обеспечен. Но, увы, рейтинги говорят сами за себя — зрители оценили фильм только на 5.9.
Рик Риордан тоже был недоволен экранизацией. Он назвал её ошибкой, заявив, что «работу всей его жизни отправили в мясорубку». Между тем писатель подчеркнул, что говорит только о сценарии и что претензий к таланту актёров у него нет. В сериале же «Перси Джексон и Олимпийцы» Риордан выступил в качестве продюсера и также работал над сценарием. Для него проект стал шансом рассказать и показать историю Перси такой, какой он представлял её с самого начала.
Чем сериал «Перси Джексон и Олимпийцы» лучше фильма
Соответствие книжному оригиналу
Перенести целую книгу на экран, уложив все события в ограниченный хронометраж, не так-то легко. И часто режиссёрам и сценаристам приходится что-то менять: опускать какие-то события, избавляться от незначительных второстепенных линий, а иногда и от персонажей, порой немного перекраивать события. Но в фильме «Перси Джексон и похититель молний» как будто вообще забыли про первоисточник. Начиная с возраста главных героев — по фильму Перси шестнадцать лет — и заканчивая главным антагонистом. Более того, некоторые законы книжного мира и вовсе были нарушены. Например, в книге герои не пользуются современной техникой, чтобы не привлекать монстров. В фильме это правило не работает.
Сериал «Перси Джексон и Олимпийцы» идёт по следам книги — планомерно погружает зрителей в историю, сохраняя важные для первоисточника детали. Например, то, как Перси узнаёт, кем является на самом деле. В фильме этот момент был показан довольно скомканно, в сериале же этому уделено несколько важных сцен, которые раскрывают отношения Перси с мамой, отчимом, одноклассниками и лучшим другом.
Сериалу, в отличие от фильма, удалось сохранить захватывающее приключение, за которое критики так хвалили книгу. Ведь это буквально одна из самых важных сюжетных составляющих — для каждого полукровки важно пройти свой путь героя. В первоисточнике Перси, Аннабет и Гроувер, отправляясь на поиски молний Зевса, не знали, что их ждёт, и многие испытания были действительно неожиданностью — как для них, так и для читателя (вспомнить хотя бы, как они оказались в саду Медузы Горгоны, и плана возвращения из Подземного царства у них тоже не было). В фильме же всё предсказуемо — Перси получает карту, в которой отмечено, где и с кем он должен «сразиться».
Кадр из фильма «Перси Джексон и похититель молний» / Wikimedia Commons / Горящая изба
Больше всего обсуждений «Перси Джексон и Олимпийцы» вызывает из-за внешности Аннабет — её играет темнокожая актриса Леа Джеффрис. Аргумент — в книге чётко прописано, что Аннабет выглядит как типичная калифорнийская девушка: загорелая кожа, кудрявые светлые волосы и большие тёмно-серые глаза. Интересно, что Александра Даддарио тоже не подходила под описание книжной Аннабет, хотя бы потому, что у неё были тёмные волосы. Но её несоответствие «нужному» образу не вызвало в своё время таких жарких споров. У самого Рика Риордана, который выступил в проекте как продюсер, вопросов к кастингу нет, а комментарии недовольных он называет расистскими.
Более взрослая история
В фильмах героев сделали на несколько лет старше и тем самым, по словам Криса Коламбуса, хотели привлечь более взрослую аудиторию — подростков. Парадокс в том, что параллельно с этим создатели понизили градус экшена, сделав его слишком простым и детским. Книга, рассчитанная на детей, рассказывает куда более интересный и серьёзный сюжет, поднимая вопросы семьи, дружбы, самоопределения. История Перси в фильмах выглядит скучно, и непонятно, на чём хотели сделать акцент создатели — то ли на отношениях героев (показать зарождающиеся чувства Перси и Аннабет), то ли на самом приключении. Но и там и там как будто недотянули.
В сериале «Перси Джексон и Олимпийцы», несмотря на то что герои младше и сам проект всё же больше рассчитан на детей, с первых серий даётся задел на более серьёзные конфликты. Например, в самом начале Перси чувствует себя одиноким и тяжело переживает «предательство» единственного друга. Позднее на первый план выходят проблемы отцов и детей — то, как полукровки, по сути брошенные дети, пытаются добиться внимания и признания родителей-богов. Всё это делает историю более объёмной, не такой плоской, как в фильме. Да и приключения героев в сериале выглядят намного опаснее, чем в рассчитанном на подростков фильме.
В фильме путь Перси в целом получился каким-то несерьёзным. Учитывая, что в том же году вышла первая часть «Гарри Поттера и даров смерти», где Гарри и его друзья — ровесники Перси — участвуют в настоящей войне, скрываясь от Пожирателей, и каждое их действие заставляет зрителя невольно напрячься от осознания того, какая опасность им грозит. Перси же с друзьями просто путешествует с картой по Америке. А в 2012 году вышел фильм «Голодные игры», где шестнадцатилетние подростки буквально борются за выживание — со всем сопутствующим этому ужасу. И продолжение «Перси Джексон и море чудовищ» на этом фоне выглядит совсем уж детской сказкой со взрослыми персонажами.
Герои получили развитие
Как и в книгах, в сериале Перси постепенно осваивается в новой реальности. Он не сразу узнаёт, кем является его отец. Не со всеми жителями Лагеря Полукровок находит общий язык. Долго учится управлять своими способностями, и в целом по крайней мере первая половина сезона — это его рефлексия на тему того, кто он есть на самом деле. В фильме же 2010 года Перси не проходит путь развития. Поход в царство Аида и трудности, которые встречаются по дороге, не приводят его ни к каким внутренним изменениям.
Перси Джексон получился этаким Марти Сью — типичным героем, у которого всё получается. Остальные, окружающие его люди существуют просто потому, что так надо: по всем канонам у него есть лучший, немного с чудинкой друг, девушка, в которую он влюблён, мудрый наставник и соперник. Ни одному из них не уделили достаточно времени, чтобы полноценно раскрыть характеры. На них просто нацепили клишированные бирки: этот смешной, эта — дерзкая, а этот — самовлюблённый. Чтобы сразу было понятно, кому доверять можно, а кому — нет.
Кадр из фильма «Перси Джексон и похититель молний» / Wikimedia Commons / Горящая изба
В сериале же и у Гроувера, и у Аннабет есть свои личные страхи, переживания и сомнения. У каждого из них — своя история, которой уделяется достаточно времени. При этом создателям здорово удалось показать, что Перси ещё пока ничего собой не представляет как потенциальный избранный. Он в безопасности, пока рядом с ним Аннабет, превосходящая его в умениях. Но и сериальный Гроувер наконец выглядит как защитник, а не просто существует рядом с главным героем для галочки.
В сериале раскрываются отношения Перси с персонажем, который в итоге окажется предателем. Если в фильме всё было понятно с первого кадра, то в сериале, если зритель не знаком с первоисточником, снятие масок действительно может оказаться неожиданностью.
Кроме того, в «Перси Джексоне и Олимпийцах» уделили внимание личным историям богов и монстров. Например, Медуза Горгона вовсе не злодейка, а жертва Афины и Посейдона.
Продуманный мир
Рик Риордан — преподаватель истории. Греческая мифология входит в сферу его интересов. В книгах он очень хорошо выстроил так называемую систему магии и прописал лор. С самого начало одно вытекает из другого, в фильмах же (особенно во второй части) очень много роялей в кустах. В «Похитителе молний» зрителей как следует не познакомили с устройством мира, поэтому в «Море чудовищ» какие-то факты просто неожиданно всплывают, и зрители должны поверить, что это действительно так.
В «Перси Джексоне и Олимпийцах» Лагерь Полукровок выглядит очень атмосферно. Видно, что это не просто декорация, а действительно функционирующее «учебное заведение» со своими правилами и законами. Традиция каждый день приносить богам-родителям жертву — сжигать на костре еду — может показаться незначительной мелочью. Но именно с помощью таких мелочей зритель погружается в новый мир.
В книгах современный мир населён монстрами и разными существами из мифологии, просто обычные люди этого не замечают. В фильмах они возникают, только когда это надо по сюжету. В сериале Перси, например, замечает стадо кентавров, бегущих по полю, — тоже, казалось бы, маленькая деталь, но такая важная для создания атмосферы.
Каким получился сериал «Перси Джексон и Олимпийцы»
Однозначно неплохим — самое то, когда хочется посмотреть что-нибудь лёгкое и с фэнтезийными нотками. Возможно, сюжет может показаться немного детским и наивным, в конце концов, это в первую очередь детский проект. Но есть вероятность, что, если сериал продлят на следующие сезоны, история будет взрослеть параллельно с персонажами.
Главная троица героев получилась обаятельной. И потерянный Перси, в котором уже чувствуются задатки будущего Героя Олимпа. И местами смешной и нелепый, Гроувер, которые за первые пять серий показал себя надёжным другом. И уверенная в себе Аннабет, переживающая личные трагедии. Актриса хорошо справляется с ролью и характером уж точно соответствует книжному канону.
Книги Риордана и экранизацию 2010-х годов неизбежно сравнивали с «Гарри Поттером». Некоторые параллели действительно прослеживаются: троица главных героев, Лагерь Полукровок как местный Хогвартс и даже у главного злодея есть что-то общее с Волан-де-Мортом. Но в сериале это сравнение забывается. Создатели поработали над визуализацией и монстров, и в целом античного мира, существующего рядом с современным. Вселенная Перси Джексона самобытна и самостоятельна и за ней интересно наблюдать.